Морской фасад : «За» и «против»

В конце мая победившая в тендере голландская компания «Ван Оорд» приступит к работам по образованию территории на побережье Васильевского острова, где предполагается реализовать крупномасштабный проект. Он включает в себя новый пассажирский морской порт Санкт-Петербурга, который, по расчетам, сможет принимать в сезонный период порядка 12 тысяч туристов в день, а также зоны отдыха и досуга горожан, жилую и общественно-деловую застройку. Всего планируется намыть 450 га земли. Общее управление двух взаимосвязанных проектов осуществляет ООО «Управляющая компания «Морской фасад». Она же является и инвестором проекта.

Министерство транспорта РФ оценило общий объем инвестиций с учетом капитальных вложений в недвижимость в 2 млрд долларов. Проект реализуется на основе частногосударственного партнерства. Реконструкция существующего фарватера, а также строительство нового канала будут вестись за счет средств федерального бюджета. Все остальные сооружения, включая образование территории и портовую инфраструктуру, — на средства частного инвестора.

5 декабря 2005 года Михаил Фрадков подписал распоряжение правительства РФ № 2117-р о переводе участка Невской губы западнее Васильевского острова площадью 476,9 га из состава земель водного фонда в земли поселений и передаче его в собственность Санкт-Петербурга.

Напомним, что основным разработчиком проекта планировки намывной территории станет американская компания Gensler, которую УК «Морской фасад» выбрала в качестве международного архитектурного консультанта. Предполагается, что Gensler завершит работы к концу года.

Сейчас город разрабатывает условия проведения аукциона на право аренды и выкупа будущих намывных территорий «Морского фасада». На заседании правительства 26 апреля был принят проект постановления, подготовленный Комитетом по строительству, согласно которому участок Невской губы ( 476,9 га), где будет образована новая территория и построен Морской пассажирский порт, будет выставлен на аукцион на право комплексного освоения.

Однако не все горожане приветствуют стройку. Для иных крупные инвесторы оказываются нежеланными. Жители Васильевского острова создали организацию «Защитим остров Васильевский!» (ЗОВ). При поддержке партии «Яблоко» ЗОВ требует запрещения намыва территории и переноса проекта «Морской фасад» в другое место. По некоторым оценкам, абсолютное большинство участников ЗОВа принадлежит к различным политическим партиям, которые таким образом зарабатывают политические дивиденды перед предстоящими выборами. Этот тезис подтверждается и результатами социологических исследований.

На днях в агентстве «Интерфакс» сразу две организации — Санкт-Петербургский социологический научно-исследовательский центр (СНИЦ) и Агентство социальной информации (АСИ) познакомили журналистов с результатами мониторинга отношения петербуржцев к «Морскому фасаду».

Согласно опросам, проведенным СНИЦ (опрос проводился в течение года среди 6 тысяч петербуржцев, проживающих в разных районах города, и отдельно среди жителей Васильевского острова), в целом по городу проект в марте 2006 года поддерживали 73% опрошенных. В мае 2005 года их было 57%. Среди василеостровцев число ожидающих хороших результатов выросло с 55% до 62%. Оптимистично среди опрошенных жителей Васильевского острова относятся к стройке 62% и 10% — пессимистично (в целом по городу 4% пессимистов). Максимальное число недовольных (35%) проживает на участке, наиболее близком к будущему порту. По мнению генерального директора центра Владимира Сергеева, противников строительства можно понять. Им приходится испытывать неудобства от стройки уже сейчас, а ждать положительных результатов нужно годы.

АСИ исследовало отношение к проекту в целом по городу. Оно проводило опрос по телефону в декабре 2005 и апреле 2006 года. В нем приняло участие 500 человек.

Согласно результатам опроса, пятая часть респондентов опасается, что строительство Морского пассажирского порта прежде всего создаст транспортные проблемы на Васильевском острове. В то же время почти половина опрошенных считает, что строительство Морского пассажирского порта на Васильевском острове принесет доходы в городской бюджет от развития туризма. Еще 26,6% респондентов уверены, что появятся новые рабочие места. Кроме того, абсолютное большинство респондентов ждут появления новых рабочих мест вследствие развития намывной территории, почти 70% ожидают благоустройства и развития уже существующих территорий. Предполагают повышения цен на недвижимость за счет развития новых территорий 65,3%. Столько же опасаются возникновения экологических проблем. В повышение уровня жизни горожан за счет создания нового делового центра города верят 38,7%, в снижение цен на недвижимость вдоль существующей береговой линии — 24,6%.

Комментарий Игоря Горского, директора по развитию ЗАО «Агентство недвижимости «Бекар»:

— Здесь есть две стороны вопроса. Конечно, жители района могут быть против такого стратегического проекта, как «Морской фасад». Жителям домов будет не очень приятно видеть из окна огромную стройку и постоянно «слышать» ее у себя под окнами. В свое время покупателям квартир в новых домах был обещан прекрасный вид на Финский залив, а вместо этого они получат совсем другое. Однако можно найти компромисс. Учитывая мнение людей, которые живут в зоне влияния проекта, желательно предусмотреть новые «зеленые» участки (скверы, просто посадки) между домами и намывной территорией. Кроме того, стоит подумать и о размещении необходимых объектов инфраструктуры — например, торговых центров соответствующего класса, в составе которых будут гипермаркеты. Таких объектов на Васильевском острове явно не хватает — свободных участков в районе практически нет.

С другой стороны, проект этот важный и необходимый для города. Значительно увеличится стоимость всей недвижимости в районе строительства, улучшится транспортная доступность и т. д. Это стратегически важный объект, а потому нужна будет четкая экологическая экспертиза строительства, чтобы не навредить городу.

Мария Гаврилова

Природа: Лосось в надежде на Митволя  »
Юридические статьи »
Читайте также