Реклама - двигатель обмана

Поправки к закону "О рекламе", которые в третьем чтении никак не может принять российский парламент, сейчас невероятно бурно обсуждаются в России лишь потому, что эти поправки предполагают ограничение рекламы популярного в народе пива. Однако, помимо права на отстаивание интересов пивоваренных компаний, у российского обывателя в жизни есть еще много прочих прав, наиважнейшее из которых - право на достоверную рекламу, закрепленное тем самым законом "О рекламе". Но вот как раз эта тема не нашла своего отражения в СМИ, а жаль - недостоверной рекламы в федеральных и питерских СМИ намного больше, чем пивной.

Раньше мои волосы были сухими и безжизненными, а теперь они становятся сырыми и шевелятся, когда я наблюдаю за тем, как безнаказанно и свободно дезинформируют российских читателей и телезрителей некоторые производители рекламы.

Хит-парад для идиотов

Разумеется, хитом недостоверной российской рекламы (по охвату аудитории) стоит признать рекламу циркониевых браслетов, чудодейственные свойства которых однажды обнародовал Армен Джигарханян и его отнюдь не анонимные заказчики из подмосковного города Глазова.

В городе Глазове располагается ОАО "Чепецкий механический завод", которое сегодня клепает эти изделия тысячами и реализует через торговых представителей 40-граммовые циркониевые браслеты по цене свыше 3000 рублей. Между прочим, цирконий не является редким или драгоценным металлом и продается на российских сырьевых биржах по цене меньше $30 за кг, т. е. 1 грамм стоит максимум рубль. Таким образом, 40-граммовый браслет по себестоимости сырья обходится производителю всего в 40 рублей, а накрутка в 7500% - результат наглой, циничной и продуманной лжи продавцов.

Собственно ложь заключается в утверждениях о том, что, цитирую с рекламного сайта продавца:

"Циркониевые браслеты оказывают положительный эффект при следующих заболеваниях:

- гипертонии, резких скачках артериального давления;

- кожных и аллергических;

- полиартрит, отдельных формах остеохондроза;

- опорно-двигательного аппарата;

также оказывают благотворное влияние при головных болях, неврозах, бессоннице, депрессии, сердечных заболеваниях".

В качестве доказательства этих утверждений там же приводятся слова некоего заместителя начальника 11-й МСЧ-41 по медицинской части А. Д. Волочкова. Кто такой А. Д. Волочков, что за 11-ю МСЧ-41 он возглавляет, в каком государстве располагается эта МСЧ и существует ли она вообще, продавцы товара отвечать мне отказались. Промолчали и питерские реализаторы чудодейственного средства, которые вполне официально обосновались у нас по адресу: СПб, Васильевский остров, 9-я линия, д. 24.

Зато на самом Чепецком заводе, в отделе маркетинга, свою продукцию отрекламировали так:

- Мы производим из циркония трубы бесшовные холоднокатаные канальные. Эти трубы замечательны тем, что не подвержены коррозии. А вообще цирконий почти не используется в чистом виде, разве что для изготовления украшений, которые также являются частью нашей товарной номенклатуры.

Просто добавь мозги

В каждой рекламе есть доля правды - мне вот еще не встречалась реклама, где бы полностью изоврались в названии рекламируемого товара.

Рекламисты продукта под многообещающим названием "Матрица Жизни "Биом" только начинают свою рекламную кампанию в российских СМИ, но уже заслужили второе место в нашем хит-параде для идиотов потому, что действуют так нагло и цинично, как не работают даже продавцы циркониевых браслетов. Не сомневаюсь, что через пару месяцев они догонят и перегонят продавцов циркония по охвату аудитории и, соответственно, по объему продаж.

Судите сами: некие производители из "Компании Эктон", г. Пермь, отважно предлагают российским потребителям кусок липкой бумаги 2 на 3 см, покрытой пластиком, содержащим "информационные компоненты Матрицы Жизни, излечивающей некоторые заболевания, но действующей ограниченное время". Бумажку следует наклеивать на тело и затем наслаждаться результатом.

Таблицу "цен и весов" я уговорил редактора привести полностью, ибо места на такое произведение жалко быть не может:

Не знаю, будете вы смеяться или плакать, но даже на это произведение шарлатанского искусства у шарлатанов, по их утверждениям, есть "разрешение от Минздрава РФ", что неудивительно - Минздрав РФ нынче дает сертификаты даже на "коррекцию биополя". Вопрос на засыпку - для чего "цветному буклету о матрице жизни" срок действия? - оставляю открытым. Думаю, жадность продавцов все-таки здесь подвела.

Крылья сложили прокладки, их кончен полет

"Вы не знакомы с музыкой здоровья?! Напрасно! Многие люди, пользующиеся этой научной разработкой, повысили качество жизни, улучшив свою память и мыслительную активность, повысив концентрацию внимания за рулем автомобиля. В семьях, где прослушивали наш комплекс "Защита" N 4, зимой практически не болели. Мужчины показывали чудеса энергии, слушая комплекс "Штурм" N 2, повышающий потенцию. Люди, засыпавшие под "Покой" N 6, просыпались бодрыми и отдохнувшими. Некоторые за полчаса до судьбоносного разговора, прослушав "Смелин" N 9, без малейшего волнения заходили в кабинет к начальству и выходили с чувством победителя и повышенной зарплатой. Мы не будем Вас лечить и уговаривать что-то купить. Музыка для здоровья - это в прямом смысле программа для активных, целеустремленных людей, готовых для достижения своих целей использовать любой шанс, случайно подаренный жизнью! Наши разработки прошли серьезный экспертный анализ и достойно получили международный сертификат соответствия UNESCO при ООН, что само по себе достойно серьезного отношения к нашей продукции".

В финале этого чудного рекламного объявления авторы дают список московских телефонов, позвонив по которым, вы сможете узнать, что диск с аудиозаписью "музыки здоровья" навсегда избавит вас не только от "всех болезней", но и от $100.

Отдаем третье место затейникам только потому, что идея этого жульничества была подробно обыграна в художественной литературе, причем еще десять лет назад, в книжке некоего Е. Зубарева "Русские идут!".

Смышленые растут у нас детки, вы не находите? А ведь это еще не все - скажем, все в той же Москве расположились сразу две фирмы, готовые выполнить ваш заказ (строго по предоплате!) по установлению "хорошей погоды" в "любом месте земного шара" "с вероятностью 50%", т. е. хорошая погода либо будет, либо нет. Вот это бизнес - куда там О. Бендеру с его жалким вымогательством жалкого миллиона!

Реклама - двигатель обмана

Перечислять участников хит-парада недостоверной рекламы можно долго, и мы, возможно, даже заведем соответствующую рубрику в газете, если наш собственный отдел рекламы не возопит (шутка. - Прим. авт.).

Но что толку перечислять очевидные нарушения рекламодателей. Намного интереснее получить ответ на вопрос - кто и как наказывает в России мошенников от рекламы?

Отвечать любезно согласилась Наталья ПЛОШКИНА, начальник отдела контроля за соблюдением закона о рекламе Управления по СПб и ЛО Федеральной антимонопольной службы (ФАС):

- Нарушений в рекламном бизнесе много, и недостоверность информации - лишь одно из нарушений. Если честно, наших возможностей едва хватает на отслеживание формальных нарушений вроде соблюдения регламента рекламных вставок на ТВ. Это очень большая проблема, но она никак не связана с содержанием рекламных объявлений. Например, распространители рекламы часто увеличивают громкость рекламных роликов и объясняют это техническими причинами, а у нас нет даже возможности проверить истинность или ложность их объяснений. Больше того, казенный телевизор в нашем управлении принимает лишь два телеканала, поэтому назначенную на этой неделе проверку ТВ-рекламы мои подчиненные будут проводить дома, анализируя рекламные ролики на своих домашних телевизорах. Разумеется, это не очень профессиональный подход, но таковы наши реалии - мы можем позволить себе лишь выборочную, случайную проверку рекламы, причем это касается рекламы как телевизионной, так и газетной или наружной. Разумеется, еще мы реагируем на конкретные жалобы потребителей, по возможности. Тотального контроля, тотального мониторинга всей рекламы, как это делается в цивилизованных странах, у нас нет.

- Если говорить о конкретных примерах недостоверной рекламы, таких, как реклама циркониевых браслетов и прочих "матриц жизни", ФАС может похвастать результативным вмешательством?

- В подавляющем большинстве случаев речь идет о рекламодателях из регионов РФ, на которые наша юрисдикция не распространяется. В данном случае мы говорим о Москве, Московской области, Перми - там есть региональные отделы ФАС, им и флаг в руки. Мы смогли призвать к ответу некоторых местных нарушителей закона "О рекламе", например производителей водки, незаконно размещавших рекламу своей продукции в Интернете, или продавцов техники, рекламирующих свои услуги по продаже техники в кредит. Последние обманывали покупателей, заявляя, что ставка их кредитов не превышает 1% в месяц, а в реальности, как мы выяснили, потребитель платил 23% в год. После нашего вмешательства фирмы, торгующие техникой в кредит, стали более ответственно относиться к своим рекламным объявлениям. Мы также смогли в судебном порядке прекратить деятельность нескольких фирм, торгующих так называемыми биодобавками, а также сумели ограничить деятельность продавцов разных "электромагнитных чудо-приборов" медицинского назначения. Но таких фирм слишком много, а у нас в отделе всего 6 сотрудников - это на весь Петербург и Ленинградскую область, на всю рекламу в регионе! Просто физически невозможно навести порядок в этой области такими скромными силами. Я уж молчу про наше бюджетное финансирование - мои сотрудники работают исключительно на энтузиазме, они молодые, им это пока интересно. Но если профессионалам не платить достойную зарплату, они, разумеется, уйдут.

- Наши читатели также жалуются на такое распространенное в городе мошенничество, как реклама высокооплачиваемых штатных вакансий. Попытка претендентов устроиться на работу заканчивается лишь покупкой анкет. Почему это мошенничество не пресекается?

- Согласно комментариям юристов, отбор претендентов на рабочие места не является рекламой. Таким образом, это не наша епархия - это поле деятельности правоохранительных органов, им надо на это реагировать.

Разумеется, 6 человек в регионе, где одновременно работают несколько десятков тысяч СМИ, теоретически не в состоянии проверить содержание всей распространяемой там рекламы. Но даже выборочные проверки и обнаружение нарушителей не решают проблемы - уголовная ответственность за недостоверную рекламу недавно в РФ была отменена, а административную ответственность у нас власть не в состоянии употребить даже к автолюбителям, неправильно паркующим свои автомобили.

Что касается еще сохранившейся в УК РФ статьи 159 "мошенничество", то наши воспетые в многочисленных криминальных сериалах менты сегодня способны лишь красиво разводить руками - на сентябрь 2004 года в РФ нет ни одного уголовного дела, возбужденного по ст. 159 в отношении лиц, обманувших своих клиентов путем распространения недостоверной рекламы! В этом смысле мы впереди планеты всей - наши производители есть самые честные производители в мире. Жаль только, что свою продукцию они предпочитают продавать исключительно в России и странах СНГ - в цивилизованных странах за недостоверную рекламу и обман потребителей как-то умудряются наказывать, причем в уголовном порядке. Может, там просто исполняют законы?

Евгений Зубарев

Юридические статьи »
Читайте также