Муниципалы под шубой

То, что городская власть Петербурга всеми правдами и неправдами стремится загнать местное самоуправление в некое коматозное состояние, - притча во языцех. Лишнее тому подтверждение - ситуация, которая с недавних пор сложилась на законотворческой ниве.

В городском парламенте рассматриваются сразу два законопроекта о местном самоуправлении в Санкт-Петербурге. Один из них разработан непосредственно парламентариями, другой предложен Смольным. И если первый существенно расширяет полномочия муниципалов, то второй, с легкой руки городских функционеров, наоборот, низводит муниципальную власть до положения садово-паркового хозяйства, оставляя в ведении муниципалов чрезвычайно узкий круг полномочий, среди которых, к примеру, "организация учета зеленых насаждений на вверенной территории" или же "контроль за регистрацией и перерегистрацией животных". Несомненно, столь важные задачи в жизни общества, как забота о флоре и фауне, должны быть возложены на ответственных людей. Только непонятно, зачем для решения подобного круга вопросов необходима аж целая муниципальная власть. Ведь в данном случае, осуществляя всяческую организацию и контроль над углублением и расширением растительного и животного мира, она будет до боли напоминать почтенную контору "Рога и копыта". Словом, займется в основном переливанием из пустого в порожнее, не имея практически никаких сколько-нибудь реальных дел в своем активе.

В принципе, было бы рациональнее вообще распустить в Санкт-Петербурге местное самоуправление. А вместо него создать какой-нибудь ботанико-зоологический подкомитет под председательством очередного Полиграф Полиграфыча, который бы тихо гнездился с голубями где-нибудь в чердачном помещении Смольного и своим существованием мешал разве что незарегистрированным кошкам и собакам. Таким способом городская власть сэкономила бы даже лишнюю копейку, забыв как страшный сон о финансировании клоунады под названием "выборы муниципальных депутатов" и целом ряде других обязательств.

Конечно, как бы ни была заманчива сия перспектива, ей вряд ли суждено сбыться. Ведь, как известно, в конце прошлого века Россия присоединилась к Европейской хартии о местном самоуправлении, тем самым проанонсировав свое неистребимое желание влиться в остальной цивилизованный мир. Словом, раз в последнем уже не одно столетие существуют муниципалитеты, значит, и нам надлежит обзавестись такими же...

Но без крыльев - поскольку совершенно очевиден тот факт, что реальной властью российский бюрократ просто так делиться не станет. Вот поэтому местное самоуправление самого европейского из городов России существует, похоже, ради галочки ввиду стойких чиновничьих стремлений на елку влезть и зад не ободрать.

Собственно, вышеуказанный законопроект, вероятно, как некая лесенка на елку, был разработан с подачи комитета по работе с исполнительными органами власти и по взаимодействию с органами МСУ, под председательством Нины Шубиной. Справедливости ради стоит заметить, что в списке вопросов местного значения, помимо двух уже указанных, содержится еще 22 пункта. Впрочем, каково содержание остальных, можно понять хотя бы по тому, что ответной реакцией на данный законопроект стали постановления ряда муниципальных образований, решивших обратиться в городской парламент с протестом против принятия законопроекта. Поскольку он "противоречит нормам международного права", "перечеркивает все достижения по формированию местного самоуправления в Санкт-Петербурге" и, в конце концов, нарушает права горожан на местное самоуправление.

В результате список вопросов местного значения пришлось увеличить до 33. Но если сравнивать уже новую редакцию законопроекта с ныне действующим законом, становится ясно, что в любом случае инициатива городской власти - это шаг назад в развитии органов МСУ. Свои действия особо одаренные городские чиновники на протяжении уже больше чем десятилетия объясняют тем, что муниципальная власть у нас молодая, неокрепшая, может не справиться с серьезными городскими проблемами, да и бюджетов муниципальных образований хватает зачастую лишь на то, чтобы платить зарплату самим себе. Однако из поля зрения пропадает тот факт, что своим положением муниципалитет обязан как раз городской политике в отношении МСУ. При таком подходе и таких законах, разумеется, и через сто лет можно с уверенностью твердить, что местное управление у нас еще молодо да зелено.

Есть в продукте, исторгнутом смольнинскими корифеями, еще одно примечательное нововведение. Органам местного самоуправления будут передаваться отдельные государственные полномочия (к примеру, в сфере благоустройства). Не беда, что в той же хартии закреплены требования о четком разграничении государственных и муниципальных полномочий, и по идее, если какие-то функции передаются муниципалам, то государственными их уже не назвать. Видимо, в данном случае городская власть решила использовать местное управление как некую послушную беспрекословную рабочую лошадку, начисто лишенную самостоятельности, дескать, вот тебе отдельное государственное полномочие, но поскольку оно все-таки наше, то будешь исполнять его, как скажем. На практике это, вероятно, может принять такие формы: сверху муниципалам будут указывать, где и что благоустраивать, с каким подрядчиком заключать договоры и т.д. и т.п. Понятно, что в такой ситуации сама суть местного управления как власти, действующей от лица местного населения и в его интересах, исчезнет, как утренний туман. Бесконечно далека она станет от народа, интересы которого по старой доброй традиции будет блюсти городская администрация.

Что касается законопроекта, разработанного самими парламентариями, то его судьба, похоже, ни у кого не вызывает сомнений. Во всяком случае, поговаривают, что, благополучно принятый в третьем чтении на минувшей неделе, он, похоже, необходим исключительно для того, чтобы быть поскорее отправленным на растерзание в Смольный. Об этом говорит и то обстоятельство, что этот законопроект, более года пылившийся без внимания, был извлечен на свет божий только сейчас. Депутат ЗакСа Сергей Гуляев уверен, что на парламентский законопроект губернатор Петербурга наложит вето, и тем самым для шедевра, рожденного в ведомстве госпожи Шубиной, дорожка будет расчищена.

Похоже, дело не обошлось и без участия чистокровного "единоросса" и попутно спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова, явно зависимого от своего партийного начальства, которое, в свою очередь, чрезвычайно дружелюбно относится к подвигам петербургской исполнительной власти. Похоже, времена действительно несколько изменились: комсомол сказал надо, партия ответила есть.

Версия Алексея Лещенко

Питерский шёпот говорят, что Ковалев по-прежнему против  »
Юридические статьи »
Читайте также