Серьезного реформирования местного самоуправления и жилкомхоза не предвидится

Согласно новой редакции федерального закона, Москва и Петербург для обеспечения единства городского хозяйства получили особые права по организации местного самоуправления (МСУ) на внутригородской территории. Однако наш город может утратить это право, если до конца года не вступит в силу петербургский закон о МСУ.

Такой документ был принят за основу еще 24 января. К нему поступила 171 поправка, и до летних каникул депутаты ЗакСа так и не смогли рассмотреть законопроект во втором чтении. Учитывая его "тяжеловесность" и отсутствие поправок губернатора (предложения городской администрации были неофициально переданы уже после установленного срока), даже в случае оперативного принятия он может повторить судьбу многих других законов, которые по году не могли вступить в силу и курсировали между Смольным и Мариинским дворцом. Тогда Петербург потеряет право на самостоятельность в организации МСУ как город федерального значения, и муниципальные образования (МО) получат все причитающиеся им по федеральному закону права. В том числе в сфере эксплуатации жилого фонда и обеспечения коммунальных услуг.

Однако это произойдет лишь в тех муниципальных образованиях, где избраны местные советы. Пока полноправные советы действуют только в одной трети из 111 МО. На тех муниципальных территориях, где ситуация не изменится к лучшему, с 1 января 2006 года создавать "органы МСУ" будет вправе губернатор Петербурга. Фактически эти структуры станут филиалами районных администраций.

По словам руководителя аппарата депутатского Комитета по законодательству Андрея Ошуркова, новый федеральный закон резко сужает возможности регулирования вопросов МСУ региональными властями. Многое из того, что раньше определялось на местах (порядок регистрации уставов муниципальных образований, порядок принятия советами решений, регламентная деятельность органов МСУ и т.п.), сейчас находится в поле федерального регулирования. Поэтому Комитет по законодательству предлагает принять не "толстый" закон о местном самоуправлении, а несколько законов. Сначала требуется внести изменения в Устав о том, что МСУ осуществляется на внутригородских территориях, и определить, входят ли в это понятие пригороды. Отдельным законом нужно установить территориальные единицы и границы МО - пока можно подтвердить существующее территориальное устройство (муниципальные округа на внутригородской территории, города и поселки в пригородах). Необходимо узаконить и перечень вопросов местного значения с соответствующими полномочиями советов, поскольку в федеральном законе для Москвы и Петербурга по этому вопросу ничего не говорится. Наконец, надо принять закон о составе муниципального имущества и порядке его передачи в муниципальную собственность. Это имущество, как заявил президент Владимир Путин, "должно быть не больше и не меньше, как только связанное с перечнем вопросов местного значения". Законами Петербурга должны быть также определены источники доходов и система выравнивания уровней бюджетной обеспеченности МО.

Законопроект о перечне вопросов местного значения уже подготовлен и проходит необходимые процедуры для внесения в Законодательное собрание. В нем 40 общих и 5 дополнительных позиций для пригородных городов и поселков. Каждый из вопросов местного значения может решаться различными способами. Предлагается 10 организационных механизмов, в том числе денежное обеспечение, специализированный персонал или муниципальные учреждения, межмуниципальное сотрудничество в рамках договоров и соглашений, некоммерческие организации и т.п. Для каждого вопроса местного значения может быть свой способ решения. Не только путем выделения денежных средств. Иной раз целесообразнее принять несколько конкретных законов. Как полагает г-н Ошурков, такой подход позволит качественно разобраться в каждой отдельной проблеме.

Для разработки пакета законопроектов создан творческий коллектив из ведущих специалистов города (Академия государственной службы, Университет экономики и финансов, Госуниверситет и др.), которому под силу в сжатые сроки подготовить необходимые документы. Участвуют в этой работе и сотрудники исполнительной власти Петербурга.

Анализируя перечень вопросов местного значения, предлагаемый Комитетом по законодательству, можно отметить, что органы МСУ никто не собирается привлекать к решению проблем жилищно-коммунальной реформы, которая вроде бы началась в Петербурге. Как и в "большом" законопроекте, предполагается такое участие только в пределах жилых домов, переданных в собственность МО, чего, конечно же, ожидать не приходится.

В то же время постоянно говорится о необходимости участия горожан в вопросах эксплуатации жилого фонда и благоустройства территорий. Устанавливая новые жилищно-коммунальные тарифы, городские власти неоднократно заявляли, что без создания товариществ собственников жилья, домовых комитетов и домовых лицевых счетов реформа ЖКХ обречена на провал. Эти органы есть не что иное, как элементы самоуправления, в создании которых более всего должны быть заинтересованы муниципальные советы. Корреспондент "ПЧП" не преминул заметить это вице-губернатору Олегу Виролайнену. "МСУ - это темная лошадка, и лучше с ними не связываться", - ответил главный идеолог реформы ЖКХ. Примечательно и другое мнение. "Две реформы одновременно нам не потянуть", - считает председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству Михаил Амосов.

Такое отношение представителей государственной власти к вопросам местного самоуправления лишний раз свидетельствует о том, что ни реформой ЖКХ, ни реформой МСУ в Петербурге никто не собирается заниматься всерьез. МСУ - это территориальная самодеятельность горожан, и начинать его организацию надо на уровне домов и микрорайонов. Возможно, тогда не будет того, что к урнам для голосования на муниципальных выборах приходит не более 1% жителей.

Евгений Герасимов

Преступление или ошибка?  »
Юридические статьи »
Читайте также