Прокатили

3 декабря было опубликовано постановление городского правительства от 16 ноября N 1816 "О порядке организации и проведения открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам наземного пассажирского транспорта общего пользования". В нем сказано, что будут проводиться открытые конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок по "наземным" маршрутам, как социальным, так и коммерческим. При этом перевозчики, которые приобретут за собственные средства автобусы, троллейбусы или трамваи для социальных маршрутов вместимостью более 90 пассажиров, получат право заключения договора сразу на пять лет. С теми, кто не гарантирует выполнения этого условия, заключат договор только на год.

Граждан, впрочем, волнует не срок, на который с перевозчиками будут заключать договора, а плата за проезд. На социальных маршрутах начиная с 1 января она составит 10 рублей, а проезд в маршрутках, по словам зампреда Комитета но транспорту Олега Матвеева, будет стоить "не более 17 рублей". Это "максимальная планка, которая установлена Комитетом по транспорту и Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли для частных перевозчиков". При этом перевозчики не смогут менять плату в течение полугода с начала работы, а после истечения этого срока смогут делать это только "обоснованно и по согласованию с Комитетом по транспорту"...

Что же, давайте разбираться.

"Секретные" цифры

Для начала - о плате за проезд в общественном транспорте, которая регулируется городским правительством.

Сейчас мы платим за проезд на всех видах наземного общественного транспорта 7 рублей, в метро - 8 рублей. Не раз и не два мы слышали от представителей Комитета по транспорту, что плата за проезд растет исключительно из-за льготников, которые ездят бесплатно. И если бы льготы отменили, то плату можно было бы даже уменьшить. Но вот теперь льготы отменены - а плата растет. Почему?

Комитет по транспорту ссылается на два обстоятельства. Первое - продолжают ездить бесплатно инвалиды по зрению, дети-сироты, Герои Союза и России, а также сотрудники МВД и ФСБ. Второе - надо покупать новые автобусы, троллейбусы и трамваи, поскольку "в стоимость билета заложена инвестиционная составляющая".

Оба этих аргумента не слишком убедительны.

В общей сложности услугами городского транспорта пользуются около 3,5 миллионов человек. Примерно половина из них пока еще имеет льготы, в том числе 1,2 миллиона ветеранов и инвалидов. После "монетизации" число тех, кто ездит бесплатно или по льготным проездным билетам (школьники, студенты), сокращается до 0,5 миллиона человек.

Все остальные будут платить. Таким образом, поступления транспортников от продажи билетов возрастают более чем на треть. При этом по данным, которые представил коллегам депутат Андрей Ловягин, субсидии, выделяемые городским бюджетом для ГУПов, занимающихся пассажирскими перевозками ("Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс"), в 2004 году составили 2,1 млрд руб., а в бюджете на 2005 год они предусмотрены в размере... 2,4 млрд рублей! Наконец, в бюджете-2005 заложены примерно 740 миллионов рублей на приобретение подвижного состава. На ту самую "инвестиционную составляющую", наличием которой г-н Матвеев оправдывает рост платы за проезд.

Иначе говоря, поступления от продажи билетов растут, субсидирование из бюджета не только не снижается, но даже немного увеличивается, деньги на покупку автобусов и троллейбусов дает бюджет - и на фоне всего этого финансового процветания плата за проезд увеличивается в полтора раза?

Одна из самых больших тайн транспортников - себестоимость проезда. Сейчас в администрацию направлены два депутатских запроса на эту тему, где Смольный просят сообщить, сколько же реально стоит проехать на общественном транспорте. Данные недавней поры таковы: в 2002 году себестоимость проезда не превышала 3,2 рубля, в 2003 году она составляла, по разным оценкам, от 4 до 5 рублей. В нынешнем году, по имеющейся информации, она не превышает 5 рублей (в метро - чуть больше). Что получается: плата за проезд обеспечивает 100-процентную прибыль, но кроме того транспортники получают еще и субсидии из бюджета?

И при этом, что самое удивительное, по официальным данным, "Пассажиравтотранс" сегодня находится в ужасающем финансовом положении! Так, еще в августе гендиректор "ПАТ" В. Михайлов сообщал и. о. председателя Комитета по транспорту Игорю Маилову, что "налоговыми органами наложен запрет на расходные операции и(или) выставлены инкассовые поручения на все расчетные счета ГУП "ПАТ" и его филиалов"...

Что касается проезда студентов и школьников, то им уже сообщили, что с нового года стоимость "карточки" возрастет. Называют суммы 250-260 рублей.

Куда исчезли жетоны?

Теперь - о метрополитене, где в последние две недели возник сумасшедший дефицит жетонов, которые "отпускали", по старой советской привычке, то по два, то по пять (счастье-то какое!) в одни руки. Метрополитен объясняет это так: граждане, услышав, что проезд подорожает, кинулись запасаться жетонами, дабы сэкономить. А еще, мол, надо было держать предстоящее повышение в тайне...

Ну, во-первых, вводить ограничения на продажу - противозаконно. Тем более если речь идет о публичных услугах, к каковым, безусловно, относятся услуги общественного транспорта. И совершенно непонятно, почему на все это сквозь пальцы смотрят правоохранительные органы и почему никто не привлечен ни к какой ответственности. Страдают между тем не столько те, кто хотел запастись жетонами, сколько те, кто хочет их приобрести для текущих поездок и вынужден выстаивать непомерные очереди.

А во-вторых, есть большие подозрения, что одна из причин дефицита жетонов в том, что соответствующие запасы давно уже хранятся на дому у кассиров, продающих эти жетоны. И после Нового года они будут реализованы по новым ценам, с поступлением дополнительных доходов вовсе не в городской, а во вполне личный бюджет. Прибыль 20% гарантирована...

Теперь - о проезде в маршрутках, который, как нам радостно сообщает Олег Матвеев, будет стоить никак не более 17 рублей (нынешние цены - от 13 до 15 рублей).

Интересна метаморфоза, произошедшая с городской администрацией: два месяца назад ее представители категорически отрицали свои возможности эту плату ограничивать, заявляя, что это, мол, рынок и они ни на что влиять не могут. И столь же категорически отвергали естественное предложение - проводить конкурсы на право обслуживания коммерческих маршрутов по показателю платы за проезд, предоставляя это право тому, кто гарантирует меньший ее размер для пассажиров. Теперь же они говорят о другом способе регулирования - установлении максимальной стоимости проезда в маршрутках.

Это, во-первых, сомнительно с точки зрения законности. Одно дело - провести конкурс, победителем которого признается тот, кто предложит меньшую плату за проезд, и совсем другое - административно ограничить, эту плату. Здесь возможны споры, вплоть до судебных процессов. А во-вторых, установление "планки" приведет лишь к тому, что все без исключения перевозчики загонят плату за проезд именно на этот уровень. К тому же ничто не помешает администрации эту планку поднять...

В общем, ничего радостного с точки зрения пользования общественным транспортом нас в наступающем году не ждет.

Не потому ли, что те, кто принимает соответствующие решения, в его услугах не нуждаются и смотрят на город через окно служебного "Ниссана" или "Вольво"?

Борис Вишневский

Плиты менять будут!  »
Юридические статьи »
Читайте также