Цена "социального эксперимента" Она оказалась слишком большой...

Проблема проезда пенсионеров на городском транспорте, как полагают власти, решена: введены льготные проездные билеты стоимостью 230 рублей (это как раз величина компенсации, которую дадут пенсионерам). Соответствующий городской закон принят в минувшую среду, уже подписан и опубликован (в действие он вступит с 1 февраля). Другая острая проблема - проезд ветеранов на пригородных электричках - тоже, как считается, нашла свое решение: питерские власти подписали соответствующее соглашение с Октябрьской железной дорогой. Впрочем, гладко все это выглядит только на бумаге - на практике могут возникнуть проблемы...

Варианты были возможны...

Начнем с льготных карточек, которые, напомним, предлагалось ввести еще в прошлом году, но тогда администрация выступала категорически против. Теперь позиция изменилась: карточки введены, и их смогут купить все пенсионеры независимо от того, относятся они к федеральным или к городским льготникам. Однако есть немало оснований полагать, что это решение сильно запоздало.

Сегодня механизмы исполнения уже принятого закона приходится продумывать в пожарном порядке.

Например, поначалу было объявлено, что льготные проездные станут продавать на станциях метро. Пенсионеры (и не только пенсионеры) схватились за головы: кассы метрополитена и так не справляются с нагрузкой. А если еще поставить в эти очереди как минимум полмиллиона льготников, которым надо выдавать именные билеты...

По всей видимости, через несколько дней суть проблемы дошла до Смольного: проездные решили продавать в отделениях Сбербанка и почтовых отделениях, то есть там, где бывшие льготники получают пенсии. Продавать карточки будут с 25 января по 15 февраля, а до этого за льготниками сохранится право на бесплатный проезд.

Но беда в том, что в сберкассах обычно тоже стоят длиннющие очереди. А теперь представьте, что оператор начнет проверять каждого по базе данных, затем заносить в эту базу информацию о том, что имярек использовал свое право на приобретение проездного билета. Да еще (особенно в первые месяцы) нет никакой гарантии, что база окажется полной и система не начнет давать сбои. Понятно, что скорость обслуживания посетителей замедлится, очереди вырастут.

Заметим: существовала вполне реальная альтернатива введению льготных карточек. Предлагалось увеличить на 370 рублей выплаты для всех категорий льготников, как федеральных, так и городских. Для "обычных" пенсионеров это означало бы установление компенсации 600 руб. вместо 230, для жертв репрессий и ветеранов труда - 720 руб., для тружеников тыла - 870 руб. При этом все желающие покупали бы обычные единые карточки, а тот, кто ездить не хочет, мог бы оставить эти деньги себе.

Такой проект был чуть дороже официального, но зато позволял уйти от проблем, связанных с реализацией льготных проездных.

А главное, выделяемые из бюджета деньги в этом случае получили бы не транспортные организации, а те самые ветераны и пенсионеры, которым обещали "сделать лучше". Однако этот альтернативный проект даже не был поставлен на обсуждение в Законодательном собрании.

Льготы - только в сезон?

Теперь о другом "льготном" вопросе, а именно - о проезде на пригородных электричках.

На прошлой неделе Валентина Матвиенко, как уже сказано, подписала соглашение с Октябрьской железной дорогой. В соответствии с ним все питерские льготники - ветераны труда, труженики тыла, жертвы репрессий, а также пенсионеры, не имеющие льгот, - смогут в период с 27 апреля по 31 октября платить за проезд 10% от стоимости полного тарифа (70 коп. за зону). Что касается федеральных льготников - участников и ветеранов войны, блокадников и инвалидов, - то они в 2005 году пользуются правом бесплатного проезда на электричках в рамках "социального пакета".

С одной стороны, хорошо, что ветераны получат льготный проезд на электричках. Но с другой стороны, это право у них будет действовать только во время "дачного сезона". Между тем достаточно многие ветераны (особенно работающие пенсионеры) пользуются электричками для поездок в черте города или в ближайшие пригороды.

И еще одна проблема, тесно связанная с нуждами ветеранов: проезд на пригородных автобусах, который тоже необходим многим для "дачных" путешествий. По этому поводу пока ясности нет: действующие нормы закона не предусматривают льготного проезда для ветеранов. Однако сейчас питерские власти ведут переговоры с областными, и хочется верить, что вопрос будет решен.

...Несмотря на все сказанное, питерские пенсионеры продолжают протестовать. И теперь их требования (как, впрочем, и во многих других регионах) не ограничиваются возвратом права на бесплатный проезд. Одни из них настаивают на восстановлении 50-процентной льготы на оплату телефона и сигнализации, другие - на увеличении до 3000 руб. базовой части пенсии, третьи - на приостановке действия федерального закона о монетизации на территории Петербурга...

Что ж, похоже, социальная цена этого правительственного "эксперимента" оказалась слишком большой.

Борис Вишневский

Апраксин двор "запутался" в сетях  »
Юридические статьи »
Читайте также