Льготы отнимут, тарифы поднимут

- Наша главная задача - обеспечить нормальное передвижение населения и нормальную перевозку грузов, - заверил депутатов ЗакСа председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк. Рассказывая в ходе мариинского "часа правительства" о программах развития и реорганизации маршрутного транспорта, он, подобно Владимиру Высоцкому, предрек "большие перемены". У городских законодателей амбициозные планы главного питерского транспортника вызвали нескрываемый скепсис и множество недоуменных вопросов, на которые далеко не всегда находились вразумительные ответы.

По данным г-на Дацюка, 43% петербуржцев предпочитают ездить в метро, 10-15% пользуются услугами маршруток. Остальная нагрузка приходится на долю так называемого социального транспорта, пути-дороги которого нередко пересекаются. Так, троллейбусные и автобусные маршруты дублируют друг друга в 70% случаев. Поэтому решено с 1 января 2005 года изменить направление движения около 40% общественного транспорта (в первую очередь автобусов), добавив 6 новых социальных маршрутов. Городское правительство также приняло программы развития петербургского метро и трамвайного транспорта аж до 2008 года.

Власти поставили перед собой задачу привлечь в транспортную сферу как можно больше частных инвестиций. С этой целью планируется проведение конкурсов на право обслуживания тех или иных маршрутов. С организациями, чей транспортный парк приобретен за казенный счет, контракты будут заключаться не более чем на 1 год, а с "носителями" коммерческих инвестиций - на 5 лет. При этом удельный вес социальных маршрутов предполагается увеличить на 2%.

Однако благодаря любознательности наших избранников столь радужная перспектива оказалась под большим вопросом. Вячеслав Макаров высказал обоснованное предположение, что планомерное сокращение трамвайных путей делается в угоду коммерческому транспорту. Хотя, как показывают расчеты, для замены одного трамвайного маршрута нужно 24 маршрутки! Выживая конкурентов с транспортного рынка, их владельцы начинают диктовать пассажирам свои правила игры. В результате совсем недавно плата за проезд в маршрутках разом подорожала на 3-5 рублей. Объяснение г-на Дацюка - "повышение тарифов произошло практически первый раз в этом году" - даже у депутатов вызвало усмешку. Другое дело, что пока хозяевам маршруток не надо согласовывать увеличение своих расценок с властями, а вполне достаточно поплакаться о росте стоимости запчастей, материалов и зарплаты водителей. С будущего года необходимость экономического обоснования транспортниками своих тарифных аппетитов должна стать одним из условий участия в конкурсе.

Если верить г-ну Дацюку, то уменьшения протяженности петербургских трамвайных путей "в этом году не произошло, а в будущем году не предвидится". Однако столь категоричная оценка явно диссонирует с намерениями смольнинского куратора городского транспорта - вице-губернатора Олега Виролайнена. Выступая на заседании городского правительства, которое предшествовало встрече председателя Комитета по транспорту с депутатами, Олег Арвович отважно предложил для начала демонтировать трамвайные пути на площади Восстания и "сделать 2-ю Советскую улицу дублером Невского проспекта"...

У самого Александра Макаровича, похоже, нелады с арифметикой. Отвечая на вопрос депутата Геннадия Озерова, он отрапортовал о намерении в 2005 году приобрести сорок троллейбусов и сорок трамваев. Для этого в городском бюджете заложено 200 млн. рублей. Когда депутат принялся допытываться "что почем?", прозвучали такие расценки: один троллейбус стоит 3 млн. рублей, один трамвай - от 6 до 9 млн. Несложные арифметические манипуляции показывают, что на бюджетные средства можно купить лишь половину заявленных приобретений...

Еще больше неувязок и нестыковок вокруг пресловутой монетизации транспортных льгот. В качестве компенсации городские власти намереваются ежемесячно доплачивать пенсионерам по 180 рублей. С учетом намерений Смольного увеличить с будущего года стоимость проезда до 10 рублей, это - 9 поездок туда и обратно в месяц. По словам г-на Дацюка, "мобильность" различных категорий граждан определялась некими опросами его ведомства. Опираясь на эти данные, чиновники Комитета по транспорту настаивают, что в 2005 году питерские ветераны то ли собираются, то ли должны пользоваться общественным транспортом на 20-40% реже, чем сейчас. О причине вдруг появившейся тяги к оседлости устроители опроса предусмотрительно решили не допытываться. Не потому ли, что она лежит на поверхности?

Любопытное предложение высказал депутат Виктор Евтухов. Коль скоро смехотворные 180 рублей в месяц полностью компенсируют бюджетные издержки, не лучше ли отдать эти деньги транспортникам, оставив за пенсионерами право бесплатного проезда? Тем паче, что, по мнению г-на Евтухова, "город поделен между пятью-шестью крупными транспортными компаниями и никто никому не мешает, так пусть пойдут навстречу...". Олег Нилов тщетно пытался выяснить, во сколько обходятся городской казне транспортные льготы. Цифры, которые озвучивал глава комитета, колебались от 1,5 до 3 млрд. рублей. "А если соответствующая строка появится в бюджете?" - поинтересовался депутат Нилов. "Такое общее финансирование категорий льготников неправильно", - немного подумав, констатировал Александр Макарович и принялся рассуждать о компенсациях за пользование "долговременными проездными документами"...

От ситуации на общественном транспорте стараниями Михаила Амосова разговор перешел на личное. Выяснилось, что сын председателя Комитета по транспорту служит заместителем директора ГУП "Пассажиравтотранс". Не то по коммерции, не то по инвестициям, что не суть важно... Во всем цивилизованном мире такого рода "семейственность" рассматривается как "конфликт интересов", создающий питательную почву для коррупции. Дацюк-старший не стал отрицать, что проблема есть, но передоверил ее решение (пока лишь на словах) директору ГУП. Поскольку эта структура подведомственна Комитету по транспорту, вряд ли есть основания опасаться за карьеру Дацюка-младшего...

Свои сыновние чувства Александр Макарович смог выразить, отвечая на каверзный вопрос Владимира Белозерских о том, какие административные меры будут приниматься против ветеранов, если те в преддверии 60-летия Победы перестанут платить за проезд на транспорте? Не слишком уверенно предположив, что по такому случаю для ветеранов могут быть созданы "какие-то особые условия поездок", г-н Дацюк поспешил заверить депутатов в значимости этого праздника для него "как сына родителей", испытавших все тяготы Великой Отечественной...

Устами Геннадия Озерова депутаты усомнились в том, что Комитет по транспорту достоин "положительной оценки за выполнение своей главной задачи". Оправдания типа "организация дорожного движения - глубокий, системный вопрос" или "это - проблема всех мегаполисов" мало кого устроили. Пожалуй, можно согласиться и с мыслью Игоря Риммера об отсутствии идеологии взаимоотношений между муниципальным и коммерческим транспортом. Заполонившие город маршрутки, пользуясь тем, что Комитет по транспорту до сих ограничивался ролью стороннего наблюдателя, существуют сами по себе. Никто толком не знает, где они останавливаются, сколько зарабатывают, как платят налоги. А городские власти не могут определиться, что делать с этим видом транспорта - контролировать, поддерживать или вытеснять.

Михаил Кореневский

Неоконченный маршрут  »
Юридические статьи »
Читайте также