Кому поможет город? Вместо одной очереди на жилье теперь будет две

На последнем перед парламентскими каникулами заседании Законодательное собрание приняло закон "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Скорее всего, его без проблем подпишет Валентина Матвиенко - все положения закона были заранее согласованы с администрацией. Но изменит ли он к лучшему ситуацию с жильем?

Чтобы встать на учет...

Одна из ключевых норм закона определяет условия, при которых граждане признаются "нуждающимися в содействии" города в улучшении своих жилищных условий. Если применять старые формулировки - это те, кто стоит на "городской очереди". Так вот, теперь эта очередь будет, во-первых, формироваться исходя из несколько иных критериев, а во-вторых, она будет разделена на две части.

Учет нуждающихся будет вестись по двум категориям.

Первая категория те, кто признаны нуждающимися в получении государственного жилья по договору социального найма по основаниям, установленным федеральным законом. Вторая категория - те, кто признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий путем применения "иных форм содействия". Каких именно - закон не расшифровывает, предполагается, что это будет каждый год конкретизироваться в законе о городском бюджете (одновременно будет определяться и объем финансирования на эти цели). Скорее всего, речь пойдет о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья, о помощи в обмене жилья, о приобретении жилья за счет жилищных сертификатов.

Обязательное условие для попадания в одну из двух "учетных категорий" - российское гражданство и проживание в Петербурге "на законном основании в общей сложности не менее 10 лет". Кроме того, для принятия на учет необходимо, чтобы в претендующей на это семье на одного проживающего приходилось не более 10 квадратных метров общей площади жилья. При этом среднедушевой доход (на человека) за год, предшествующий подаче заявления о постановке на учет, не должен превышать двукратного прожиточного минимума. Наконец, еще одно условие - имущественная обеспеченность: стоимость имущества в семье, приходящаяся на одного человека, не должна превышать средней рыночной стоимости десяти квадратных метров. Иначе говоря, стоимости норматива площади, который служит критерием для постановки на учет. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется - семья (или гражданин) либо не ставится на учет, либо снимается с него.

Кто не успел, тот опоздал

Отметим следующее: все, кто был поставлен на городскую очередь до вступления данного закона в силу, автоматически признаются нуждающимися по первой категории без подачи каких-либо заявлений. Единственное исключение - если семья или гражданин не укладывается в норматив имущественной обеспеченности. В этом случае они попадают не в первую, а только во вторую учетную категорию. То есть претендовать на бесплатное социальное жилье не смогут. Если гражданам будет предоставляться жилое помещение по договору социального найма, то после этого у них (с учетом уже имеющихся жилых помещений) не должно оказаться более 18 квадратных метров общей площади на человека для семьи из двух и более человек или более 33 метров для одинокого гражданина. Правда, могут быть исключения: "с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека". Соответствующие формулировки приводим полностью, поскольку, как известно, в законах - тем более в "жилищных" - часто важна каждая запятая...

Желающий встать на учет должен будет подать в соответствующий орган городской администрации заявление и представить сведения о своем гражданстве, проживании в городе не менее 10 лет, доходах за последний год, жилищной и имущественной обеспеченности. Решение о постановке на учет принимает руководитель соответствующего органа или его заместитель. Далее этот орган регулярно проводит обновление данных о поставленных на учет гражданах, собирая информацию от жилищных служб и налоговых органов. Цель обновления проста - проверить, не "вылетел" ли кто-то из очередников за границы нормативов жилищной или имущественной обеспеченности, иными словами - не потерял ли право стоять на очереди.

Для тех, кто стоит в очереди по первой категории, порядок получения жилья будет зависеть только от одного фактора: времени постановки на учет. Правда, новый Жилищный Кодекс допускает исключения только для тех, кто живет в аварийных домах или квартирах.

Заметим, что в соответствии с этим Кодексом, полученное социальное жилье нельзя будет приватизировать. В общем, это соответствует мировой практике. Однако в России с 1991 года действует закон о приватизации жилья, и многие из тех, кто успел получить от государства жилье, успели его приватизировать. Теперь, если будет введен запрет на эту приватизацию, те, кто встал на очередь до 1991 года, даже если и получат жилье, не смогут сделать его своей собственностью. И очевидно окажутся в худшем положении по сравнению с теми, кто успел "достояться". Как говорят, кто не успел, тот опоздал.

Что касается очередников "второй категории", то для них содействие будет осуществляться в зависимости от нескольких факторов: времени постановки на учет, имущественной обеспеченности, величины необходимых для оказания содействия расходов бюджета города и так далее.

И последнее. Все решения органа администрации могут быть оспорены. Для рассмотрения жалоб создается специальная комиссия, кандидатуры членов которой будут предлагаться ЗакСом.

Что ж, начиная с осени, мы увидим, как будет работать этот закон. Хотя, конечно, без существенного увеличения расходов бюджета города на строительство социального жилья трудно ожидать серьезных сдвигов в решении злополучного "квартирного вопроса"...

Борис Вишневский

За что платим?  »
Юридические статьи »
Читайте также