ГЦРР и город потеряют добрую половину своих договоров Пристегнитесь, рынок входит в зону турбулентности

12 апреля в "ДП" прошел круглый стол, организованный совместно с ГЦРР (08263)*, на котором обсуждалась ситуация, возникшая на рынке наружной рекламы в связи с ростом числа ТСЖ в домах существующей застройки. На сегодняшний день ГЦЦР, предоставляющий городскую собственность под размещение рекламы, контролирует примерно 60% рынка рекламоносителей в городе по их числу (см. справку 1). Остальные 40% делят частные и федеральные собственники зданий, включая ТСЖ, которые до середины 2004г. образовывались в основном в новостройках (см. справку 2).

Восхождение ТСЖ

С середины 2004г. Жилищный комитет города начал активную деятельность по созданию ТСЖ и снятию домов с баланса города. "К этому времени приватизация вышла на уровень, когда больше 60% городских квартир уже были приватизированы. Мы получили парадоксальную ситуацию: дом целиком считается государственным, а 2/3 квартир и более в нем приватизированы. Это противоречит ГК РФ , в котором установлено, что и управляют, и несут ответственность за содержание дома собственники в соответствии с долей их участия. А у нас и ответственность несло, и управляло исключительно государство", - объясняет Олег Вихтюк (954522)*, начальник Управления по работе с ОСЖ и управляющими компаниями Жилищного комитета СПб.

Вступивший в силу 1 марта 2005г. Жилищный кодекс обязал всех определиться с формой управления домом. Когда число ТСЖ стало расти еще быстрее, возникли проблемы у ГЦРР. "Вновь созданное ТСЖ получает эксклюзивное право на управление общей собственностью дома, даже если город имеет в нем какую-то собственность. В этот момент, если на доме установлен рекламоноситель по договору между ГЦРР и рекламной фирмой, последний должен его расторгнуть, вернуть деньги в соответствии с договором и оставить ТСЖ договариваться с фирмой о дальнейшей судьбе этого носителя", - говорит Вадим Усков, адвокат и директор ЗАО "Усков и партнеры" (01947)*. Появились обращения в ГЦРР с требованиями о расторжении договоров. "В настоящий момент 15 ТСЖ написали такие письма. После того как все они предоставят требуемые документы (см. "На заметку"), договоры владельцев рекламоносителей с ГЦРР не будут продлеваться. До конца 2006 г. срок действия договоров по этим 15 домам закончится. По факту ни один договор с владельцем рекламоносителя по причине образования ТСЖ пока не расторгнут. Дело в том, что деньги, уже уплаченные рекламными компаниями по договорам с ГЦРР, из бюджета сложно вернуть. Указанные выше ТСЖ с этим согласились и готовы ждать, пока сроки договоров истекут сами", - объясняет Татьяна Фадеева (857183)*, пресс-секретарь ГЦРР.

"Такая схема незаконна, договоры должны именно расторгаться, хотя вряд ли кто-то станет судиться с ГЦРР по этому поводу. Она также слишком прямолинейна. Если бы ГЦРР не оставлял деньги ТСЖ у себя просто так, а предложил ТСЖ подписать с ним агентский договор и отработал их, размещая рекламу на зданиях этих товариществ, то он смог бы удержать цены на рынке от резких колебаний и продолжать зарабатывать деньги, несмотря на то что его принципал по ряду объектов сменился", - говорит Вадим Усков (361829)*.

Рынок боится встрясок

Присутствовавшие на круглом столе представители крупных рекламных фирм Владимир Рябовол (136076)*, генеральный директор ООО "News Outdoor Санкт-Петербург" (51305)*, и Кирилл Опарин (704310)*, генеральный директор ЗАО "Постер" (82951)*, президент Ассоциации операторов наружной рекламы СПб, выразили озабоченность необходимостью перезаключения договоров с ТСЖ вместо ГЦРР по той причине, что рекламоносители уже стоят, а значит, ТСЖ находятся в сильной переговорной позиции и могут увеличить арендную плату за свои стены и крыши. Чтобы этого избежать, по их мнению, необходимо убедить ТСЖ придерживаться расценок, принятых ГЦРР, что сделать будет не просто, так как легальных рычагов давления на них нет. Роман Пушкин, заместитель генерального директора небольшого рекламного агентства ООО "СанСити Адвертайзинг" (51185)*, расценивает сложившуюся ситуацию как шанс для мелких компаний в честной конкурентной борьбе получить доступ к зданиям в центре города. При этом крупные компании, ГЦРР и чиновники хором предупреждают о дополнительных рисках и расходах на регулирование и контроль, которые возникнут в результате того, что непрофессиональные игроки станут предлагать ТСЖ более выгодные условия, экономя на обеспечении всех технических требований. И их можно понять: крупные компании и ГЦРР потеряют прибыль, а чиновникам придется прилагать больше усилий по контролю над соблюдением технических и эстетических требований.

Что же людям?

Для населения реклама, удовлетворяющая технике безопасности и эстетическим нормам, - благо, так как поставляет информацию, полезную при выборе товаров и услуг. Поэтому чем ее больше, тем лучше. А больше ее будет, когда цены на аренду каждой конкретной крыши будет устанавливать конкурентный рынок. Стоит ли ради этого чиновникам больше работать - вопрос скорее риторический.

Олег Вихтюк, начальник управления по работе с ОСЖ и управляющими компаниями Жилищного комитета СПб: "Реклама - это бизнес, требующий, чтобы им занимались профессионально, с соблюдением и безопасности, и всех технических регламентов. Поскольку ТСЖ не является профессионалом в этой области, ему понадобится агент, который эту работу возьмет на себя".

Сергей Петченко, начальник управления эстетики городской среды Комитета по градостроительству и архитектуре СПб: "Нужна система паспортизации фасадов, потому что фасады формируют облик города: на основе фотографии здания мы определяем место размещения и ориентировочные габариты рекламоносителя, а также бесплатно помогаем сделать композиционное и цветовое решение".

Марина Баранова, начальник отдела рекламы, праздничного оформления города и издательской деятельности Комитета по печати и взаимодействию со СМИ: "Кто несет ответственность за техническую безопасность и всю прочую, тот и получает деньги за рекламу. И никак иначе! А то получается история обезьяны с гранатой. ТСЖ еще младенцы, в эмбриональном состоянии, но мы их сразу наделяем правами без обязанностей - такая ситуация опасна для общества".

Николай Попченков, заместитель директора ГУП "Городской центр размещения рекламы": "Вопрос стоит о том, кто и как должен регулировать размещение наружной рекламы в городе. Если с 1992 или 1993 г. существует сложившаяся практика контроля над наружной рекламой, то сейчас каждое ТСЖ - это мини-ГЦРР. Создать такую систему управления объектами наружной рекламы, которая существует в ГЦРР, невозможно".

Владимир Рябовол, генеральный директор ООО "News Outdoor Санкт-Петербург": "При выборе рекламной компании для установки рекламоносителя ТСЖ не руководствуется соображениями безопасности, стабильности, качества, правового урегулирования всех норм. Всякий входящий, предложивший больше, будет всегда в приоритете. Это произрастает на почве правовой безграмотности".

Кирилл Опарин, генеральный директор ЗАО "Постер", президент Ассоциации операторов наружной рекламы СПб: "Я буду отражать не только свою точку зрения, но и значительной части операторов. Очень важно всем, включая ТСЖ, работать по правилам, выработанным ГЦРР и утвержденным правительством города. Более того, существуют тарифные расценки на размещение наружной рекламы. Эти правила должны распространяться на всю территорию города".

Андрей Китаев, член Совета председателей ТСЖ Петроградского района: "Рекламы в Петроградском районе достаточно много, выжить ТСЖ крайне тяжело, исходя из технического состояния жилого фонда. Естественно, что председатели ТСЖ и жители интересуются возможностью получения доходов от той рекламы, которая находится на их домах. Необходимо им четко объяснить, какие экономические возможности у них есть и как их можно реализовать".

Вадим Усков, владелец юридической компании "Усков и партнеры": "Нужно образумить ТСЖ таким образом, чтобы рынок рекламы не рухнул. Для этого изменить имеющиеся правила в части размещения рекламы на объектах, которые принадлежат ТСЖ. А также упорядочить те самые регламенты, которыми в этой ситуации должна руководствоваться ГАТИ".

Игорь Карпов, председатель совета директоров рекламного агентства SIGN: "Чем профессиональнее работа по установке рекламоносителя, тем меньше остается денег для ТСЖ, потому что по-хорошему нужно выполнить проект, обследование и прочее. То есть компании, которые работают качественно, будут всегда находиться на задворках. Нужны единые стандарты качества".

Григорий Соломинский, юрист: "Следует отметить, что гражданско-правовые отношения (с кем заключать договор на размещение рекламы: с ГЦРР или ТСЖ) регулируются исключительно федеральным законодательством. Городские власти своими актами не могут их изменить. Хотя некоторые рекомендации для ТСЖ о размере платы, например, могут быть озвучены".

Справка 1

На 1.04.2006 г. по договорам с ГЦРР размещено 26.940 рекламоносителей

- Из них около 13 тыс. - на жилых домах.

Без договоров с ГЦРР

- 8 тыс. шт - на зданиях, находящихся в частной собственности.

- 6500 - на ТСЖ в новых домах.

- 3500 - на зданиях федеральной собственности.

Потери бюджета города от создания ТСЖ составят 300 млн рублей в год, ГЦРР потеряет 25 млн рублей. Все эти деньги станут собственностью ТСЖ.

Справка 2

С 1996 по 2004 г. ТСЖ были созданы менее чем в 100 домах существующей застройки

За второе полугодие 2004 г.

-124 дома

За 2005 г.

-973 дома

За первые 3 месяца 2006 г.

- еще 325 домов

Шевчук Дмитрий

Россия и КНР в Совете по правам человека  »
Юридические статьи »
Читайте также