Школы выпустили на финансовую свободу

Городское правительство на последнем заседании решило отпустить питерские школы с короткого поводка и дать им финансовую свободу. Это значит, что финансово самостоятельные учебные учреждения станут юридическими лицами, обретут лицевые счета. А директор сможет решать сам, купить ли на имеющиеся деньги пробирки и наглядные пособия для кабинета химии или отремонтировать по евростандарту школьные туалеты.

Валентина Матвиенко выступила поборником свободы и финансовой самостоятельности школ. "Не следует этого бояться, - сказала губернатор. - Получается, что мы доверяем директору полторы тысячи детей, а смету - нет. У нас много умных, толковых, по-современному мыслящих директоров и не надо ограничивать их свободу".

Степень свободы будут увеличивать по плану. До 1 января следующего года правительство хочет видеть "план мероприятий по повышению финансовой и хозяйственной самостоятельности государственных образовательных учреждений" и принципы изменения схемы их бухгалтерского обслуживания. План намечено выполнить к 2006-му. Теперь директора школ смогут сверять свои финансовые помыслы со следующей рекомендацией городского правительства: "обеспечивать в установленном порядке направление сэкономленных бюджетных средств, средств от благотворительной и иной приносящей доход деятельности на содержание и развитие материально-технической базы, а также на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, в том числе на зарплату".

Как сообщили в комитете по образованию, финансирование предполагается вести по принципу "деньги следуют за учеником", по рассчитанным нормативам. Если в школе учится 900 детей, то она получит деньги именно на это число учеников. 253 городских образовательных учреждения уже работают в режиме финансовой самостоятельности. Чиновники настаивают на том, что их передовой опыт надо поддержать. О плюсах и минусах своего двухлетнего опыта "расчетного счета и юрлица" "Известиям" рассказала директор школы N619 Калининского района Ирина Байкова:

- Минусов я не вижу вообще. Они могут заключаться только в том, что несовершенна казначейская система прохождения бюджетных средств. А плюсов много. По крайней мере, руководитель образовательного учреждения способен организовать свою деятельность так, как считает нужным - в соответствии с разработанными программами, - считает Ирина Байкова.

В принципе, и без финансовой самостоятельности можно заменить в школе парты или линолеум. Но этому предшествует непростой путь согласований с отделом образования, имеющим свои планы и программы. И если школе срочно понадобилась парта, это не означает, что она тут же будет приобретена.

- У нас есть четкая программа развития образовательного учреждения на пять лет, согласованная с педагогическим коллективом, - рассказывает Ирина Байкова. - В ней документально закреплены приоритеты - как содержание материально-технической базы, так и образовательные программы. Задачи, которые учреждение ставит перед собой на пять лет, безусловно, могут корректироваться. И все участники образовательного процесса, начиная от педагога и заканчивая ребенком, знают, как будет развиваться школа.

В комитете по образованию подчеркнули, к переходу к работе в новых условиях надо подготовиться: реформировать бухгалтерские службы, разработать региональные нормативы, изменить схемы финансирования государственных образовательных учреждений, четко определить функции роно и сформировать резерв руководителей школ. Кроме того, педагогов будут учить менеджменту, экономике и юриспруденции.

Ирина Начарова

Государство подбирает под себя конкурсы Бренд должен стать инструментом повышения качества  »
Юридические статьи »
Читайте также