Кадетский элемент Уже существующая система элитного образования не замечается государством

Недавно в стенах Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского кадетского корпуса прошли сборы директоров кадетских школ со всей России. Была организована дискуссия по поводу того, как должна развиваться система кадетского образования.

Кадеты - это не просто красивые ребята, которых показывают по телевизору по праздникам, это целая система обучения военных специалистов, которую, по мнению участников дискуссии, государство пытается проигнорировать. Достаточно сказать, что в законе "Об образовании" вообще нет слов "кадет" и "кадетский корпус". Ситуация такова, что в России есть кадетские корпуса, принадлежащие структуре Министерства обороны, и в три-четыре раза больше кадетских школ и кадетских школ-интернатов, подчиняющихся Министерству образования и науки на общеобразовательных началах без федерального финансирования. Петербург, один из пионеров кадетского образования, накопил достаточный опыт в создании военных кадетских корпусов. Этот опыт он может передать своим гражданским "собратьям". Чем отличаются эти системы, что общего в них должно быть, какие проблемы существуют в кадетском образовании, - об этом шла речь за круглым столом.

Евгений Ермолов, полковник, начальник Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского кадетского корпуса:

- В Министерстве обороны действуют 16 кадетских корпусов и суворовских училищ. Каждое училище отличается по условиям жизни, профессиональной ориентации. Главное отличие кадетского образования в структуре Минобороны - военная составляющая. Это системное образование в рамках организованной структуры. В системе Минобороны довольно много кадетских корпусов с одинаковым штатом и структурой, поэтому мы имеем возможность применять унифицированные способы управления и решения задач по образованию.

Нам пытаются внушить, что изначально кадетские корпуса создавались не для армии. Но именно для нее они и создавались на самом деле. Поэтому учреждения кадетского образования Минобороны в большей степени отвечают своему целевому предназначению, нежели их гражданские аналоги. Мы находимся на полном государственном обеспечении, набор производится через военкоматы по месту жительства.

Одна из проблем наших корпусов - уровень заработной платы. Наш учитель получает в два раза меньше "городского". Вторая проблема связана со статусом профессии "офицер-воспитатель". Воспитание, педагогика как в гражданской, так и в военной среде - эти профессии должны стать престижными.

В системе гражданских кадетских школ работают офицеры в отставке, а военизированная составляющая существует в качестве некой имитации военного уклада. Большее внимание уделяется воспитанию - этике, эстетике, морали. И потребность в этих заведениях велика, на одно место в кадетской школе претендуют до 30 человек.

Надежда Кораванец, начальник отдела кадетских учебных заведений агентства образования администрации Красноярского края:

- Сеть кадетских образовательных учреждений у нас существует, а системы еще нет. Нет договоренности о системообразующем элементе, который мы называем "кадетским компонентом".

Большие наработки нашего края в кадетском образовании уже выявили его особенности. Сейчас мы работаем над стандартом. В кадетском образовании должен быть обязательный ряд предметов. Прежде всего это этика, затем основы православной культуры, хореография, история кадетского образования, физическая культура и, конечно, основы военной службы. Приоритетным для нас является воспитательный процесс. Мы считаем, что воспитание в кадетской школе-интернате должно соединять в себе элементы авторитарного подхода и демократического.

В укладе жизни кадетов мы используем настоящие воинские уставы, но собираемся разработать специальный общекадетский устав.

Елена Казакова, заместитель руководителя Научно-исследовательской лаборатории кадетского образования при Новосибирском государственном педагогическом университете:

- Говорить о кадетах в начале 90-х было даже не принято. Затем стали появляться кадетские корпуса в системе Министерства образования по инициативе либо клубов, либо энтузиастов. И первым из негосударственных кадетских корпусов был Новочеркасский. Первое государственное учреждение кадетского образования было открыто постановлением мэра города Новосибирска в 1992 году. Только в 1997 году выходит указ и постановление правительства РФ о создании официальных государственных общеобразовательных кадетских школ и кадетских школ-интернатов . В отличие от корпусов системы Минобороны, они являются не федеральными, а государственными и муниципальными, то есть нет федерального финансирования. Продолжительность обучения в кадетской школе - 7 лет, в интернате - 11. Это достаточно существенное отличие, поскольку в корпусах Минобороны обучение в основном трехгодичное.

Если кадетские корпуса Минобороны формируются в соответствии с потребностью государства, то кадетские школы - это социальный заказ, заказ самих родителей. И чтобы такая школа начала функционировать и получать какое-то финансирование, ей надо пройти очень долгий путь. Ведь они открываются не на базе новых площадей, а на основе бывших интернатов или военных училищ, где отсутствует соответствующая инфраструктура, которая бы соответствовала всем санитарным нормам.

Вопросы, которые ставятся перед правительством и Государственной думой, пока не решаются, поскольку требуется большое финансирование. Содержание одного кадета в год обходится примерно от 75 тысяч рублей (в Москве) до 120 тысяч в дальних регионах. На начало 2005 года было 69 кадетских учреждений системы

Минобразнауки (19 школ и 50 интернатов; на самом деле неофициально их гораздо больше, в одном Татарстане - целых пять), в которых обучались 20 290 человек. В обычных школах учатся миллионы. То есть кадеты - это штучный товар, это элитарное образование.

В начале 90-х годов Алексей Йордан и его друзья - выпускники русских зарубежных кадетских корпусов, созданных русской эмиграцией для своих детей, приехали в Россию, чтобы передать лучшие традиции воинского воспитания. Работу отца продолжил Борис Йордан, учредитель и основной спонсор созданного в 1999 году Фонда содействия кадетским корпусам.

Ольга Барковец, генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана:

- Проблема в том, что федеральная власть не хочет замечать уже сложившуюся систему кадетского образования. Я думаю, сейчас около 100 кадетских школ в России. И важно, что эта инициатива шла снизу. Президент часто говорит о необходимости решать проблему детей из малообеспеченных семей, сирот. Да само общество уже решило эту проблему, причем на основе 300-летней лучшей традиции. 63 процента всех учащихся детей - из малообеспеченных семей. Как их обучить, накормить, не допустить на улицу?

Кроме того, по статистике, 92 процента выпускников кадетских корпусов поступают в вузы, из них более 50 процентов - в военные (надо заметить, что ни одна элитарная школа не дает таких показателей).

92 процента выпускников кадетских корпусов поступают в вузы.

Записала Камилла Нигматуллина

Хорошо учиться должно быть престижно  »
Юридические статьи »
Читайте также