Остров в океане страстей Василеостровцы против намыва

"Не позволим похоронить Морскую набережную!", "Не хотим жить в порту и на окраине Западного скоростного диаметра!"... В минувший четверг противники намыва на Васильевском острове проводили митинг. Они выстроились живой цепочкой вдоль берега залива, символизируя стремление василеостровцев защитить территорию от авторов "проекта века".

По мнению митингующих, жители Васильевского острова после претворения планов намыва в жизнь получат многократное усиление загазованности западной части острова, разрушение фундаментов домов и резкое увеличение нагрузки на существующие инженерные сети. Заметим: все резервы электро- и теплоснабжения на западе Васильевского давно исчерпаны - этой зимой от нехватки тепла страдали даже совсем новые дома на Морской набережной.

Все это, по-видимому, не смущает ни городские власти, ни компанию "Морской фасад", которая активно готовится к началу работ по намыву. Жители западной части острова с растущим беспокойством следят за тем, как растет огромная гора песка, которая появилась в устье Смоленки. Песок туда возят с конца декабря.

- Вначале его возили по ночам, - говорит Владимир Файнштейн, живущий на Морской набережной, - примерно с десяти вечера до пяти утра: наверное, чтобы никто не видел. Шел непрерывный поток КамАЗов - с интервалом буквально в минуту. Теперь возят и днем. А ведь, помнится, руководство "Морского фасада" год назад клялось, что ни грамма песка не повезут через мост лейтенанта Шмидта и Дворцовый мост - весь необходимый объем будет завозиться водными путем.

Относительно того, что это за гора, данные расходятся. В феврале администрация Василеостровского района заявляла, что в устье Смоленки будут строить общежитие Санкт-Петербургского университета, для чего сосредоточена строительная техника и поставлен бетонный забор. В апреле пресс-секретарь "Морского фасада" Татьяна Юрьева сообщила, что песок возят для возведения "разделительной дамбы", а в устье Смоленки организован городок строителей и склад для временного хранения песка.

26 апреля группа жителей из организации "ЗОВ" ("Защитим остров Васильевский") направила обращение прокурору города Сергею Зайцеву, требуя сообщить, на каком основании ведутся работы: архитектурно-планировочное задание, выданное в декабре 2005 года Комитетом по градостроительству и архитектуре, предусматривает только проектирование и согласование, и в нем однозначно записано, что АПЗ "не является основанием для проведения строительных работ".

Ответа прокурора пока нет, а "Морской фасад" тем временем размещает рекламу в газетах и заказывает социологические опросы. Результаты последнего из них (который выполняли Агентство социальной информации и Социологический научно-исследовательский центр) любезно вывешены в общественной приемной "МФ" на Морской набережной. По ним получается, что 73% горожан ждут "хороших результатов" от реализации проекта. На Васильевском острове этот показатель ниже, но также высок: 52%. Правда, те же социологи говорят, что на западе острова число противников проекта составляет 35% (в его старой части - 20%), а в мае прошлого года против было только 27%. Число сторонников проекта на западе острова за это же время упало с 58 до упомянутых 52%. Что вызывает недовольство? Больше всего противники проекта опасаются экологических проблем: об этих опасностях говорят 65% недовольных. 25% считают, что квартиры в районе залива упадут в цене, 20% полагают, что строительство создаст транспортные проблемы на Васильевском острове.

Впрочем, даже эти цифры вызывают у многих жителей Васильевского острова недоумение, они называют их липой.

В то же время в общественной приемной "МФ" отвечают посетителям, что намывать будут все равно, независимо от того, что думают жители. Генплан развития Петербурга принят, там к западу от Васильевского острова показана зона "общественно-деловой застройки", бывшие земли водного фонда площадью в 477 гектаров переданы в собственность Петербурга, и теперь ничто не помешает вести работы. Правда, еще не решено, что именно появится на намытых землях. Архитектурным консультантом проекта выбрана по конкурсу американская компания Gensler, но проект планировки будет делать компания с российской лицензией - правда, какая именно, пока неизвестно. Известно лишь, что предварительный проект планировки намывных территорий должен быть готов в августе, а затем его выставят на общественные слушания.

Что же, слушания - это хорошо. Вот только есть большая вероятность, что проводить эти слушания и учитывать общественное мнение будут так же, как результаты предыдущих слушаний по "намыву". То есть с точностью до наоборот. Правда, многое зависит и от того, насколько активны будут сами василеостровцы.

И последнее. В свое время правительственная комиссия, созданная для рассмотрения проблем морских пассажирских перевозок, констатировала, что возможны девять (!) вариантов размещения нового пассажирского терминала в Петербурге. Наиболее подходящим был назван вариант, предусматривающий модернизацию существующего Морского вокзала - развитие комплекса самого вокзала в сторону Балтийского завода и причалов - в сторону гостиницы "Прибалтийская". Кроме этого, предлагалось размещение терминала в Купеческой гавани в Петродворце, на Кривой дамбе, в районе Большого морского порта, в Ломоносове, в бухте Литке на острове Котлин...Однако все эти варианты были отброшены без объяснений, а общественности стали представлять дело так, как будто у намыва на Васильевском вообще нет альтернатив.

Борис Вишневский

17-18 мая 2006 года на юридическом факультете СПбГУ пройдет семинар по проблемам применения российскими судами 10-ой статьи ЕКПЧ  »
Юридические статьи »
Читайте также