Обзор Российского законодательства за 11.05.2006


Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

10 мая 2006 года ПрезидентРФ Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным посланиемФедеральному Собранию Российской Федерации.

Послание Президента РФ в целом констатирует, что в нашемгосударстве пришло время стабильности и поступательного развитияво всех сферах, однако, в условиях жесткой международной конкуренцииэкономическое развитие страны определяется, главным образом,ее научными и технологическими преимуществами, а так как большаячасть технологического оборудования, используемого сейчас российскойпромышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы,а на десятилетия, нам надо, не нарушая достигнутой финансовойустойчивости, сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестицийв производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россиядолжна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичныхсферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение,должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг.

В качестве особо актуальной проблемы Президент выделил демографическуюситуацию и определил три способа решения этой проблемы:

- снижение смертности, в частности в результате употреблениясуррогатной алкогольной продукции, автокатастроф, сердечно-сосудистыхи других заболеваний, которые дают высокий процент смертностисреди населения;

- эффективная миграционная политиказа счет привлечения из-за рубежа наших соотечественников, атакже людей образованных и законопослушных, с уважением относящихсяк российской культуре, к нашим национальным традициям;

-создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости.

В частности Президентом было предложено:

- увеличитьразмер пособий по уходу за первым ребенком до 1,5 лет до 1,5тыс. рублей, а за вторым ребенком - до 3 тыс. рублей;

-выплачивать женщинам, которые имели работу, но ушли в отпускпо беременности и родам, а впоследствии - по уходу за ребенкомдо полутора лет, за счет государства не менее 40 процентов отпрежнего заработка;

- увеличить выплатына содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровняне менее 4 тыс.рублей ежемесячно с одновременным увеличениемзаработной платы приемному родителю до 2,5 тыс.рублей ежемесячно;

- установить единовременное пособие при всех формах устройствадетей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8тыс.рублей;

- увеличить стоимость родового сертификатадо 10 тыс. рублей;

- представить в распоряжение женщины,родившей второго ребенка, базовый материнский капитал в размерене менее 250 тыс. рублей;

- установить меры социальной поддержкисемьям, уже имеющим не менее двух детей;

Причем механизмрешения демографической проблемы должен быть запущен с 1 января2007 года.

Также Президент РФ подчеркнул, что для уверенного,спокойного решения всех вышеперечисленных вопросов, вопросовмирной жизни мы должны стоять на позициях противостояния терроризмуи распространению оружия массового поражения, а также создаватьблагоприятные условия для взаимовыгодных экономических связейи расширения научных, гуманитарных и иных обменов с СоединеннымиШтатами Америки, с Китайской Народной Республикой, Индией, странамиАзиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки.

В заключение, Президент РФ отметил, что предложенные им шагипредельно конкретны. А у России есть колоссальные возможностидля развития, есть огромный потенциал, который надо эффективнореализовать для улучшения жизни людей.

Внесены изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", связанные с жилищным обеспечением военнослужащих и членов их семей

С целью реализации положенийФедерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "Онакопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ внесен рядизменений вФедеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусевоеннослужащих", направленных на реализацию механизманакопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,в частности военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождениивоенной службы начиная с 1 января 2005 года, и членов семейвоеннослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военнойслужбы, либо после увольнения с военной службы.

Также указаннымЗаконом внесены изменения, связанные с унифицированием терминологииФедерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусевоеннослужащих".

Ратифицирован Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан

Федеральным законом от 6 мая 2006 года N 64-ФЗ ратифицированДоговор о союзнических отношениях между Российской Федерациейи Республикой Узбекистан, подписанный в городе Москве 14ноября 2005 года, направленный на развитиеотношений между Россией и Узбекистаном, что будет в наиболееполной мере отвечать коренным интересам их народов, служитьделу обеспечения и укрепления национальной, региональной и международнойбезопасности и стабильности.

Федеральный закон вступаетв силу с 22 мая 2006 года.

Внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 года N 273внесеныизменения, которыми впостановлении Правительства от 27 декабря 2004 года N 854в названиеперечня технологически изолированных территориальных электроэнергетическихсистем включены соответствующие субъекты оперативно-диспетчерскогоуправления, иПеречень, утвержденный в новой редакции, приведен в соответствиес внесенными дополнениями.

Изменениями определена точная дата вступления всилуПравил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике- 15 мая 2006 года.Правила дополнены положением о том, что территории в пределахЕЭС России, в которых на дату вступления в силу настоящих Правилоперативно-диспетчерское управление осуществлялось акционернымиобществами энергетики и электрификации (их дочерними или зависимымиобществами или правопреемниками в части осуществления управлениятехнологическими режимами работы принадлежащих иным лицам объектовэлектроэнергетики), в уставном капитале которых доля РАО "ЕЭС России" на указанную дату составляла менее 25 процентов,являются зонами диспетчерской ответственности соответствующихакционерных обществ энергетики и электрификации (их дочернихили зависимых обществ или правопреемников). Данная норма действуетдо приобретения Российской Федерацией доли участия в уставномкапитале системного оператора в размере не менее 52 процентов.

Расширен перечень социальных гарантий, предоставляемых Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы

В целях совершенствованиясистемы социальной защиты Героев Социалистического Труда и полныхкавалеров ордена Трудовой СлавыФедеральным законом от 9 мая 2006 года N 67-ФЗ внесен рядизменений вФедеральный закон "О предоставлении социальных гарантийГероям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена ТрудовойСлавы", связанных с установлением дополнительных мерсоциальной защиты, порядком их предоставления и финансирования.

В частности, с 1 июля 2006 года ГероиСоциалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славыполучают право выбора: либо пользоваться мерами социальной поддержкив "натуральной" форме, либо получать денежную выплатув размере 20000 рублей и пользоваться некоторыми мерами социальнойзащиты, не связанными, в основном, с расходованием средств федеральногобюджета.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и осуществляетсянезависимо от предоставления Герою Социалистического Труда иполному кавалеру ордена Трудовой Славы ежемесячной денежнойвыплаты в соответствии с другими законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и подлежит индексациив порядке, установленномФедеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексацииразмера базовой части трудовой пенсии.

Герои СоциалистическогоТруда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право наустановление ежемесячной денежной выплаты начиная с 1 январягода, следующего за годом подачи заявления в территориальныйорган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявлениеоб установлении ежемесячной денежной выплаты на следующий календарныйгод подается до 1 октября текущего года. В случае, если такоезаявление до 1 октября текущего года не подано, в следующемкалендарном году Герою Социалистического Труда и полному кавалеруордена Трудовой Славы предоставляются меры социальной поддержкив "натуральной форме".

Заявлениеоб установлении ежемесячной денежной выплаты на период с 1 июляпо 31 декабря 2006 года подается до 15 июня 2006 года.

Наряду с ежемесячной денежной выплатойФедеральным законом от 9 мая 2006 года N 67-ФЗ установленытакие меры социальной поддержки, как бесплатное личное и бесплатноесопровождающего Героя Социалистического Труда и полного кавалераордена Трудовой Славы лица пользование залами для официальныхлиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалови станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, первоочередноеобслуживание вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда илиполных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступивших в повторныйбрак (независимо от даты смерти (гибели) Героя СоциалистическогоТруда или полного кавалера ордена Трудовой Славы), в лечебно-профилактическихучреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения,внеочередные госпитализация и лечение в стационарах, госпиталях,больницах, первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемымипо рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений государственнойи муниципальной систем здравоохранения, первоочередное получениепутевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз вгод, а также меры социальной поддержки, связанные с захоронением.

Установлен порядок распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату денежного поощрения лучших учителей

В соответствиисУказом Президента РФ от 6 апреля 2006 года N 324 "О денежномпоощрении лучших учителей"постановлением Правительства РФ от 5 мая 2006 года N 269утвержденыПравила, устанавливающие порядок распределения и предоставлениясубвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплатуденежного поощрения лучших учителей, в том числе порядок определенияколичества денежных поощрений для каждого субъекта РФ.

Предоставление субвенций осуществляется ежегодноне позднее 15 сентября.

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, поскольку общество не являлось перевозчиком груза

Оставляяв силе решение суда об удовлетворении заявления о признаниинезаконным постановления таможни о привлечении заявителя к административнойответственности, предусмотренной ч.3ст.16.1 КоАП РФ, Федеральный арбитражный суд Московскогоокруга впостановлении от 3 марта 2006 года по делу N КА-А40/767-06указал следующее:

На таможенную территорию РФ от иностранногоотправителя в соответствии с коносаментом ввезен контейнер стоваром "упаковочные материалы". В ходе таможенногодосмотра было установлено, что фактически в указанном контейнеренаходится спортивная обувь (кроссовки), упакованная в картонныекоробки. По факту сообщения таможенному органу недостоверныхсведений о товарах при их прибытии на таможенную территориюРФ таможня возбудила дело об административном правонарушениии вынесла постановление о привлечении общества к административнойответственности по ч.3ст.16.1 КоАП РФ.

Рассматривая спор, суд указал, что обществоявляется ненадлежащим субъектом административного правонарушения,ответственность за которое предусмотрена ч.3ст.16.1 КоАП РФ. В связи с чем посчитал необоснованным привлечениеего к административной ответственности.

Статьей 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственностьза незаконное перемещение товаров и транспортных средств черезтаможенную границу РФ. Перечень документов и сведений, представляемыхпри международной перевозке морским транспортом, установленстатьей 74 Таможенного кодекса РФ. Обязанность представлениятаких документов и сведений возлагается названной нормой наперевозчика. Таким образом, суд первой инстанции правильно признал,что субъектом административного правонарушения, предусмотренногоч.3ст.16.1 КоАП РФ, является перевозчик.

Оценив в совокупностиимеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришелк правильному выводу о неправомерном привлечении общества кадминистративной ответственности, предусмотренной ч.3ст.16.1 КоАП РФ, поскольку общество не является перевозчикомгруза.

Суд отказал в иске о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца опубликованных о нем сведений, установив, что истец незаконно занимался предпринимательской деятельностью в сфере целительства

Постановлением от 16 марта 2006 года по делу N А33-29585/04-с2-Ф02-59/06-С2Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставилбез изменения судебный акт об отказе в иске о признании не соответствующимидействительности и порочащими деловую репутацию истицы опубликованныхо ней в газете сведений. По утверждению истицы, спорные сведенияпорочат ее деловую репутацию в такой сфере предпринимательскойдеятельности как целительство. Как указал суд, для занятия целительствомв порядке частной медицинской практики необходимо наличие дипломацелителя и диплома о высшем или среднем медицинском образовании.Истица не представила доказательств наличия у нее данных документов,в связи с чем суд сделал вывод о том, что она незаконно занимаетсяпредпринимательской деятельностью в сфере целительства, а следовательно,не могла быть опорочена и деловая репутация истицы в качествецелителя.

Суд признал ничтожным договор аренды земельного участка, так как он противоречит закону, в частности статьям 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 35 Федерального закона "Об охране окружающей среды"

Впостановлении от 10 февраля 2006 года по делу N А05-3591/2005-3Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставилв силе состоявшиеся судебные акты, а кассационную жалобу безудовлетворения.

Из материалов дела следует, что спорный земельныйучасток, переданный в аренду, находится на территории государственногоприродного заказника, в водоохранной зоне и прибрежной полосеозера. Из письма Охотуправления следует, что строительство натерритории заказника базы отдыха не связано с функциями заказника.

В соответствии состатьями 94,95 ЗК РФ земли государственных природных заказников относятсяк землям особо охраняемых природных территорий, которые, в своюочередь, относятся к землям особо охраняемых территорий. Согласнопункту 6статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорийиспользуются для соответствующих целей; использование этих земельдля иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленныхназваннымКодексом, федеральными законами. Как установлено пунктом3статьи 95 ЗК РФ, на землях государственных природных заказниковзапрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучениемприродных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласнопункту 2статьи 35 Федерального закона "Об охране окружающей среды"выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иныхобъектов осуществляется с соблюдением требований законодательствапри наличии положительного заключения государственной экологическойэкспертизы, чего в данном случае не имело места. Следовательно,договор аренды земельного участка не соответствует действующемузаконодательству.

Суд отказал в иске о взыскании убытков, возникших в результате кражи, при этом суд исходил из того, что неисполнение истцом обязанности по установке решеток освобождает ответчика от ответственности за кражу товарно-материальных ценностей

Впостановлении от 24 марта 2006 года по делу N А43-24691/2005-1-837Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, чтов силу договора возмездного оказания услуг заказчик обязан былпередать под охрану объект, оборудованный техническими средствамиохраны, создать надлежащие условия для обеспечения сохранноститоварно-материальных ценностей и содействовать охране при выполненииею своих задач, выполнять мероприятия по технической укрепленностиобъекта.

Материалами дела подтверждается и не оспариваетсяистцом то, что требование по установке решеток или ставней заказчикомне было выполнено, поэтому суд отказал в иске о взыскании убытков,возникших в результате кражи, по причине неисполнения истцомпредусмотренной договором обязанности по установке решеток.

Суд правомерно отказал в иске о признании права собственности истца на объект федерального имущества, поскольку не нашел оснований для признания права собственности истца на помещение в силу приобретательной давности

Впостановлении от 15 марта 2006 года по делу N Ф04-2442/2006(20673-А75-39)Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставилсудебные акты об отказе в удовлетворении иска о признании правасобственности на помещение отделения электросвязи, мотивированноготем, что право у истца возникло в силу приобретательной давности,поскольку он добросовестно и открыто владеет им с 1986 года,без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии спунктом 6 раздела 4 приложения N 1 постановления ВерховногоСовета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1"О разграничении государственной собственности в РоссийскойФедерации на федеральную собственность, государственную собственностьреспублик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономнойобласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербургаи муниципальную собственность" предприятия связи независимоот того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненностипредприятия, относятся исключительно к федеральной собственности.

В связи с этим, суд правомерно отказал в признании права собственностиОАО на объект федерального имущества, посчитав, что требованиезаявлено на объект, находящийся в реестре федерального имущества,и предъявлено к ненадлежащему ответчику.

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

О применении положений главы 26_3 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении аптечных учреждений, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами

Распространяетсяли на аптеку система налогообложения в виде ЕНВД при реализациилекарственных средств отдельным категориям граждан, если отпусклекарственных средств осуществляется по договору оказания услугс уполномоченной фармацевтической организацией?

Ответ на данный вопрос вписьме от 12 апреля 2006 года N 03-11-04/3/195 дал заместительдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политикиМинистерства финансов РФ А.И.Иванеев.

Реализация лекарственных средстваптеками и другими аптечными учреждениями покупателям (физическимили юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажикак за наличный расчет, так и за безналичный расчет, а такжес использованием платежных карт относится к розничной торговлеи подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.

Однако розничную торговлю нельзя квалифицироватькак услугу и, следовательно, организация не может заключатьдоговора о возмездном оказании услуг с аптеками и аптечнымиучреждениями на реализацию лекарственных средств в розницу,являющихся собственностью вашей организации.

Деятельность аптек по реализации лекарственных средств отдельнымкатегориям населения, имеющим право на получение дополнительнойбесплатной помощи (по льготным рецептам) за счет частичной оплатыданных лекарственных средств уполномоченными фармацевтическимии лечебно-профилактическими организациями, как наличным, таки безналичным путем, признается розничной торговлей, и поэтомуможет быть переведена на уплату единого налога на вмененныйдоход.

В случае полной оплатыуказанных лекарственных средств уполномоченными фармацевтическимии лечебно-профилактическими организациями их реализация не признаетсярозничной торговлей и подлежит налогообложению в общеустановленномпорядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Более подробныеразъяснения по этому (см.письмо Минфина РФ от 12 апреля 2006 года N 03-11-04/3/195) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательствов вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Принят закон Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве"

Закон от 19 апреля 2006 года N 15 "Об организации и деятельностинотариата в городе Москве" регулирует вопросы организациии деятельности нотариата на территории города Москвы: определяетправа и обязанности нотариуса, статус и полномочия Московскойгородской нотариальной палаты, организацию контроля за деятельностьюнотариусов, основания и процедуру прекращения полномочий нотариуса.Нотариальная деятельность не является предпринимательством ине преследует цели извлечения прибыли, носит публично-правовойхарактер и основана на законодательстве о нотариате. Численностьнотариусов в Москве определяется исходя из соотношения 1 нотариусна 15 тысяч человек, нотариус вправе иметь только одну нотариальнуюконтору. Установлено, что в городе Москве не допускается совершениенотариальных действий нотариусами других нотариальных округов.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Реорганизована государственная ветеринарная служба города Москвы

На основаниипостановления Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 297-ППс 1 мая 2006 года на базе Государственного учреждения Объединенияветеринарии города Москвы создан орган исполнительной властигорода Москвы в области ветеринарии - Комитет ветеринарии городаМосквы. УтвержденоПоложение о Комитете ветеринарии города Москвы.

Государственноеучреждение Объединение ветеринарии города Москвы переименованов Государственное учреждение "Московское объединение ветеринарии". Государственные учреждения "Московское объединение ветеринарии"и "Московская станция по борьбе с болезнями животных"являются учреждениями, подведомственными Комитету ветеринариигорода Москвы.

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Губернатором Санкт-Петербурга подписан закон "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем которых является Санкт-Петербург"

Закон Санкт-Петербурга от 11 мая 2006 года N 223-35 "Огосударственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственныхучреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческихорганизациях, учредителем которых является Санкт-Петербург"устанавливает:

- порядок определения предмета и целейдеятельности государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга,государственных учреждений Санкт-Петербурга, утверждения ихуставов, рассмотрения отчетов об их деятельности, назначенияи увольнения их руководителей;

- порядок осуществления правучредителя (участника, акционера, члена) коммерческих и некоммерческихорганизаций, учредителем (участником, акционером, членом) которыхявляется Санкт-Петербург, и порядок назначения представителейСанкт-Петербурга как учредителя (участника, акционера, члена)организаций с участием Санкт-Петербурга.

Положения законаСанкт-Петербурга применяются также к отношениям, связанным ссозданием предприятий и учреждений в порядке реорганизации,постольку, поскольку иное не вытекает из существа таких отношений.

Закон Санкт-Петербурга не распространяется на отношения, связанныес преобразованием предприятий в открытые акционерные обществав процессе приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дняего официального опубликования.

Город мечтает об инвестфонде Мегапроекты покажут федералам  »
Юридические статьи »
Читайте также