Рецепт от обмана прописали всем нам законодатели

С экранов телевизора нас ежедневно уговаривают приобрести чудодейственные средства, способные вылечить от любой болезни. Обман со стороны «людей в белых халатах» стал уже явлением социальным. Даже расследования журналистов, доказывающих, что рекламируют эти средства чаще всего не врачи и фармацевты, а артисты, не всегда убеждают потенциальных покупателей. Ведь приобретают эти «чудодейственные» препараты, как правило, люди пожилые, которые легче поддаются разного вида внушениям.

Ох, «окулисты»!

В нашу редакцию обращаются немало людей, ставших жертвами подобных обманов. Вот два примера, связанных с популярным препаратом, часто мелькающим на экране.

Виктор Николаевич много лет проработал врачом, а сейчас вышел на пенсию. С помощью рекламы он узнал, что есть некое чудодейственное средство имовин, которое якобы лечит без операции катаракту.

Сообщение его весьма удивило. Ведь он еще с института помнил, что катаракта (помутнение глазного хрусталика) устраняется только с помощью операции — пересадки хрусталика. «Лекарства могут замедлить развитие катаракты, ну а тот, кто изобретет таблетки от этой болезни, наверняка получит Нобелевскую премию», — подумал Виктор Николаевич.

Однако, несмотря на все сомнения, обратился по указанному в ролике телефону. «Оставьте свой номер, вам перезвонит врач», — сказала ему оператор.

И через полчаса в квартире Виктора Николаевича действительно раздался звонок. Ему предложили приобрести курс имовина, рассчитанный на два месяца, за 12.320 рублей. Врачебный опыт не дал нашему читателю поверить в чудо и расстаться с весьма приличной для пенсионера суммой. Испытывать загадочное средство на себе он не стал.

Еще одна «имовинная» история, о которой поведала наша почта, была менее счастливой. Читательница Щ., которой в районной поликлинике поставили диагноз «катаракта», посмотрев рекламу, купила препарат за 9300 рублей и еще 3500 рублей потратила на «Эликсир для глаз». «Врач» Елена Владимировна (общение с ней шло только по телефону) лечила Щ. «не глядя в глаза».

Читательница сообщает: «Препараты я принимала строго по рекомендациям из пакета документов. Это лечение никто не контролировал. А когда я вновь показалась в поликлинику, то окулист не нашла у меня никаких положительных изменений».

Однако прошло несколько месяцев, и, пользуясь данными Елены Владимировны, несчастную Щ. находит новая контора. Ее представительница Ольга Анатольевна убеждает купить новое средство, которое точно излечит катаракту без операции. Обойдется оно «всего» в 5,5 тысячи рублей — причем «с учетом льгот», а то было бы вдвое дороже.

В общем, наступила пенсионерка на грабли еще раз, соблазнилась. И вновь чуда не произошло.

Спецназ все видит

Иду по стопам наших читателей и обращаюсь к продавцам по телефону. Снова «вам перезвонят», и точно — через полчаса я говорю с продавцом-консультантом. Рассказываю трагическую историю о восьмидесятилетней слепнущей бабушке.

История пробивает на жалость, поэтому мне курс предлагают всего за 6500 рублей, почти вдвое дешевле, чем Виктору Николаевичу. «Это лекарство секретное, его специально для элитных подразделений армии подготовили. Поэтому его в аптеках не купить, боимся подделок. А лекарство обойдется вашей бабушке намного дешевле, чем операция, ваша родственница вернет зрение. Вероятность успеха 85 процентов, стопроцентный результат обещают только шарлатаны», — вещает трубка.

Насчет средства для спецназа это действительно посильнее «Фауста». И все же у нас в армию, тем более в спецназ, как ни трудно с призывом, редко берут лиц, доживших до старческой катаракты.

Проведя несложный поиск, я выяснил, что имовин, конечно же, не панацея. «Роспотребнадзор» зарегистрировал его в конце 1999 года как биологически активную пищевую добавку. В прошлом году вокруг препарата возник скандал — срок регистрации его истек, а продажи и реклама по ТВ продолжались. В итоге Федеральная антимонопольная служба России запретила рекламу имовина.

Тем не менее она вновь на экране. Звонок в рекламное агентство, обслуживающее телеканал, где крутят ролики препарата, ситуацию не прояснил: «Мы проверяем наличие всех необходимых сертификатов». Возможно, менеджер не лукавил.

Ясно одно — биологически активные добавки в любом случае не могут заменить лекарство. А использование, хотя бы временно, ненадлежащей рекламы не лучшим образом характеризует производителя.

Закон срывает «маскхалаты»

Между тем 1 июля вступает в силу новый закон «О рекламе» . По нему запрещается «использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением рекламы медицинских услуг, средств личной гигиены», в том числе и в СМИ. Такие образы можно применять только в специализированных изданиях и на профессиональных выставках.

Указание на лечебные свойства, «положительное влияние на течение болезни» возможно только для настоящих (прошедших необходимый контроль и сертификацию) лекарственных средств и методов лечения. В законе проводится разграничение рекламы пищевых, а также биологически активных добавок, с одной стороны, и лекарственных средств — с другой. Новый закон однозначно запрещает представлять пищевые добавки и БАДы как лечебные вещества, улучшающие состояние пьющих их людей. Реклама заменителей грудного молока не должна содержать утверждения о преимуществе искусственного вскармливания или его полной эквивалентности натуральному. Лекарствам тоже запрещено прикидываться добавками, которые можно принимать без большой опаски.

Кроме того, медицинская реклама не должна содержать благодарности от физических лиц, создавать впечатление ненужности визита к врачу, гарантировать положительное действие препаратов, отсутствие побочных явлений. Средства, отпускаемые только по рецепту, можно рекламировать исключительно в узкопрофессиональной среде. Реклама услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможных негативных последствиях для женского здоровья.

Помогут ли все эти меры в борьбе с очень много обещающими добавками или их распространители найдут новые способы обойти закон — покажет время.

Алексей Миронов

Юридические статьи »
Читайте также