Учетная политика: изменить нельзя, исправить

Хотя внесение изменений в учетную политику должно быть завершено до начала года (ст. 6 Федерального закона от 29.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ) и формально они датируются последним рабочим днем истекшего года, фактически работа над ними продолжается и в новом году. Поэтому в редакцию «УНП» до сих пор поступают вопросы о правилах написания приказа об учетной политике и сроках внесения изменений в учетную политику. Об этом наш эксперт беседует с генеральным директором Центра финансовых экспертиз Светланой Балдиной.

Необходимость или излишество?

– Светлана Вячеславовна, насколько важно иметь такой документ, как приказ об учетной политике? И можно ли обойтись вообще без нее, тем более что постепенно организации лишаются возможности выбора по многим позициям (что, например, произошло при переводе всех налогоплательщиков на исчисление НДС по отгрузке с 1 января 2006 года)?

– Перевод на исчисление НДС по отгрузке с 1 января 2006 года – это лишь одна из глобальных поправок в НК РФ , принятых в 2005 году. По многим другим позициям налогоплательщики, наоборот, получили право выбора способа ведения учета. Например, теперь стало возможным самостоятельно определять перечень прямых расходов в целях налогообложения прибыли, методы оценки незавершенного производства и стоимости товаров в налоговом учете. Такие правила ввел закон № 58-ФЗ .

– В чем главный смысл учетной политики, на ваш взгляд?

– Неизбежное сближение бухучета с МСФО требует от бухгалтера не просто исполнения норм тех или иных инструкций. Необходимо ориентироваться в системе принципов бухучета, осознанно делать тот или иной выбор способа ведения учета. В этом смысле учетную политику нужно воспринимать как инструмент обоснования профессионального суждения бухгалтера в трудных ситуациях.

– Значит, учетная политика необходима бизнесу?

– Учетная политика, равно как и весь бухгалтерский и налоговый учет, – это эффективный инструмент управления, профессиональной оценки всевозможных рисков бизнеса: экономических, налоговых, социальных и т. п. Важно научиться пользоваться этим инструментом в интересах бизнеса, его процветания и развития.

Внесение изменений и дополнений

– Упомянутым поправкам по налогу на прибыль в статьи 318–320 НК РФ была придана обратная сила, их действие распространено на период с 1 января 2005 года. Надо ли было менять учетную политику в середине прошлого года?

– Статья 313 НК РФ устанавливает, что решение о внесении изменений в учетную политику принимается с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений. На основании этой нормы Минфин сделал вывод, что учетную политику можно было изменить уже в 2005 году, пересчитав налоговые обязательства за период с 1 января 2005 года .

– Как быть тем, кто в прошлом году не менял учетную политику?

– По новым правилам методы формирования стоимости незавершенного производства, стоимости приобретения товаров, установленные учетной политикой для целей налогообложения, применяются в течение не менее двух налоговых периодов. Однако это не означает, что налогоплательщики, не изменившие методы формирования стоимости незавершенного производства, стоимости приобретения товаров в учетной политике с 1 января 2005 года, не вправе сделать это с 1 января 2006 года. Такое право у налогоплательщиков есть, что подтвердил Минфин . В дальнейшем учетная политика в целях налогообложения (в части данных элементов) может быть изменена не ранее чем по истечении двух лет с момента внесения изменений. Конечно, в том случае, если кодекс снова не изменят.

– А как быть с бухучетом? Могут ли быть изменены способы бухгалтерского учета в целях их совмещения с налоговым учетом в середине года?

– К сожалению, пока статья 6 Федерального закона от 29.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» права изменять учетную политику в середине года не дает. Это значит, что дополнять бухгалтерскую учетную политику можно когда угодно, а вот изменять уже содержащиеся в ней нормы в середине года пока нельзя. Скорее всего, этот запрет со временем будет снят. По крайней мере, подготовленный проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете» предусматривает возможность оперативного реагирования на изменения нормативной базы, то есть возможность изменения учетной политики не только с начала нового года. Однако внесение этого законопроекта в Госдуму пока откладывается.

Советы практика: учетно-политические правила

1. Принимайте учетную политику в целом по организации, устанавливая одинаковые правила ведения учета для всех филиалов (подразделений).

2. Разделяйте учетную политику, как минимум, на три части: организационные решения; бухгалтерская учетная политика; учетная политика для целей налогообложения.

3. Ограничивайте объем приказа (положения) об учетной политике, включая в него лишь те элементы, которыми вы действительно намерены пользоваться в ближайшее время.

4. Помните, что изменить учетную политику (по крайней мере, в части бухучета) можно с начала нового календарного года, а дополнить ее вы имеете право в любое время.

5. Моделируйте и расширяйте учетную политику по мере необходимости за счет издания дополнений и (или) приложений к базовому приказу (положению) об учетной политике.

6. Учетная политика не может изменить нормы права, поэтому не выходите при ее принятии за рамки ограничений, установленных законами.

7. Определите соотношение фиксированных и вариантных норм в учетной политике, имея в виду, что жестко установленные нормы могут связать вам руки в плане влияния на финансовый результат.

8. Обосновывайте избранные способы ведения учета, включая в приказ (положение) об учетной политике соответствующие ссылки на нормы права и (или) другие документы, предоставляющие право выбора или подкрепляющие ваш выбор.

9. Принятая вами учетная политика может применяться без ограничения срока действия, поэтому вы вправе не переиздавать учетную политику каждый год.

10. В пояснительной записке к годовому отчету вы обязаны объявить об изменении учетной политики на следующий год только в части бухгалтерского учета, при этом субъекты малого предпринимательства пояснительную записку в налоговые органы вправе не представлять.

11. Помните, что действующее законодательство не требует безусловного представления учетной политики в налоговые органы в полном объеме и заранее (без письменного запроса налогового органа в адрес конкретного налогоплательщика).

Беседовала Татьяна Калинина, эксперт «УНП»

Проект закона о бухучете обсуждается в Петербурге  »
Юридические статьи »
Читайте также