Жалуйтесь, и вас услышат На запрос обиженного не будут реагировать только в двух случаях

Уже с осени этого года начнет действовать первый российский закон, регулирующий взаимодействия граждан и чиновников. До сих пор жалобы и чаянья россиян рассматривались в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1968 года . Верхняя палата парламента одобрила Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" . Его подписание и официальное опубликование ожидаются уже в середине мая, а вступление в силу - через шесть месяцев. 2007 год Россия встретит с новым информационным законом - XXI века.

Срок рассмотрения обращений граждан даже продлен: вместо месяца со дня поступления жалобы и иные письма будут рассматриваться в течение 30 дней со дня регистрации. А на саму регистрацию отводится еще три дня. Кроме того, в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

Согласно новому закону, гражданин не должен будет выяснять, кому жаловаться. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов, направляется в течение семи дней в соответствующий орган с одновременным уведомлением жалобщика. Это значит, что если у вас течет крыша, злостный сосед ставит машину под окнами, ребенка не принимают в школу, не выдают зарплату и так далее, не нужно листать телефонный справочник, прозванивать организации (ЖЭК, РЖА, милицию, районную администрацию, роно, инспекцию по труду, прокуратуру...), а просто отправить заявление на имя, например, губернатора. А канцелярия главы города обязана будет сама выяснить, кому адресовать жалобу гражданина. Потеря составит не более 10-12 дней (три дня на регистрацию, семь - на переадресацию, еще около двух - на "пробег" почты). Причем поручение тот же ЖЭК получит уже от городской администрации, а гражданин - уведомление от Смольного о фиксации обращения. Мелочь, а приятно...

Формально такой порядок действовал и раньше. Однако "дряхлость" этой нормы (за 40 лет советский закон устарел) позволяла чиновникам игнорировать процедуру. Российский закон будет иметь обязательную силу.

Что нужно сделать, чтобы жалобу рассмотрели? Формальные требования не очень сложные: указать фамилию, имя, отчество, почтовый адрес (можно абонентский ящик или "до востребования"), кому направляете письмо. Подпись не обязательна - закон обязывает принимать и рассматривать даже анонимки!

Разрешается игнорировать обращения только в двух случаях. Во-первых, чиновник вправе принять решение о прекращении переписки, если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему "многократно давались письменные ответы по существу", и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства. Во-вторых, гражданину может быть возвращено письмо, в котором содержатся "нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи".

Этот пункт вызвал наибольшие споры у юристов и депутатов. Изначально предлагалось отклонять заявления, в которых содержится "оскорбление органов власти". Это давало чиновникам очень большое поле для творчества - является ли утверждение, что сержант милиции Пупкин нарушил закон, оскорблением правоохранительных органов? А сотрудник городской администрации такой-то берет взятку? Оскорбление всего Санкт-Петербурга? К тому же юристы надоумили депутатов, что организацию вообще нельзя оскорбить. Норму изменили.

Не стали законодатели наказывать граждан, указавших в своей жалобе "заведомо ложные сведения". В первой редакции, предложенной правительством России, было указано, что за такие письма с их автора могут быть взысканы все расходы, которые в ходе обработки жалобы понесет государство. Около года назад Верховный суд России констатировал, что за направляемые в госорганы, прокуратуру, суд и другие места заявления гражданин не может быть привлечен к ответственности за клевету (распространение не соответствующей действительности информации), даже если в этих письмах содержится ложная информация о конкретных лицах. В сумме это дает недобросовестным россиянам возможность клеветать сколь угодно долго -ни ответственности, ни взысканий.

В новом законе отсутствуют реальные механизмы контроля. Действующее административное законодательство предполагает лишь штраф в размере до 10 МРОТ (1000 рублей) за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы. Правда, гражданин получит право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа при рассмотрении обращения. Разумеется, по суду.

Корреспондент "ТС" провел эксперимент: направил запросы в несколько государственных органов с просьбой разъяснить положения действующих нормативных актов, принятых или разработанных этим ведомством. Вот итоги;

- Федеральная таможенная служба ответила через две недели - переписала норму закона, на которую ссылался заявитель, полностью игнорировав запрос по существу;

- в Министерстве транспорта России полтора месяца обращение не регистрировали и думали, в какое подразделение его направить. Еще неделю письмо шло от одной комнаты министерства в другую. За месяц исполнитель так и не написал ответ;

- через полтора месяца после получения письма чиновники Министерства информатизации и связи сообщили, что разъяснениями не занимаются, рекомендовав обратиться к адвокату;

- в Роспотребнадзоре, Федеральной антимонопольной службе и в Росохранкультуры думают над запросами уже второй месяц...

Единственный положительный, четкий и вежливый ответ удалось получить от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациями. Впрочем, запрос был направлен в вышестоящий орган - Министерство культуры.

Антон Кошерный

Юридические статьи »
Читайте также