Людмила Рубина: ребенок беззащитен перед взрослыми

На днях в редакции "ВП" состоялась горячая линия. На вопросы читателей отвечала Людмила РУБИНА, главный детский психиатр Санкт-Петербурга, главный детский врач центра восстановительного лечения "Детская психиатрия". На протяжении долгого времени доктор Рубина возглавляла психиатрическую службу нашего города.

Без вины виноватые?

- Сейчас в школах только и говорят о подростке из Красносельского района, бросившемся под поезд. Как известно, в кармане подростка нашли записку, в которой он сообщает, что больше не может жить, поскольку школьная учительница все требует деньги, а взять их ему негде. Что ж это за вымогатели работают в наших школах?

- Меня неприятно поразило, что средства массовой информации задолго до проведения необходимой экспертизы, не имея фактически никаких данных, заклеймили позором учительницу погибшего мальчика. Между тем проблема серьезная и отнюдь не однозначная.

Да, я считаю, что, если с детьми случается беда, обычно в этом вина взрослых. Потому что взрослый человек при возникновении сложной ситуации защищен своим собственным жизненным опытом, некоторым даже цинизмом, выработанным при разрешении конфликтов. У ребенка нет опыта, каждая неприятность может восприниматься им как катастрофа. Поэтому мы, взрослые, должны быть очень осторожны в своих высказываниях и поступках.

Что касается детских и подростковых суицидов,то они, как правило, совершаются либо в состоянии аффекта, либо являются сугубо демонстрационными (чтобы кому-то что-то доказать). Лишь в исключительных случаях суицид становится осознанным. Погибший ребенок совершил отнюдь не импульсивный поступок: он написал записку, подождал поезд. Так что это было не состояние аффекта, а следствие затяжной травмирующей психику ребенка ситуации. Причем пока неизвестно, кто именно к ней причастен. Может быть, сыграли свою роль сложные отношения с другими детьми, может быть, педагоги допустили бестактность (например, унизили в присутствии сверстников, в том числе девушек). Также непонятно, какие отношения сложились между бабушкой погибшего ребенка и школьными учителями. Неясно, какое состояние психики было у ребенка, не было ли у него психотического состояния. Чтобы разобраться, нужны объективные данные. Необходимы беседы и с одноклассниками, и с учащимися других классов, опросы родителей учеников, педагогов, врачей. Кстати, интересно, что половина родителей учеников стала на защиту подростка, а другая половина - учительницы.

Что же касается предсмертной записки, то сама по себе она мало что дает. А если ее писал больной человек? Или, может быть, требование денег явилось последней каплей?

Поймите, нельзя до решения суда обвинять человека (а в данном конкретном случае еще и дело уголовное не завели). Если учительница не виновата (или ее вина минимальна), как дальше сложится ее судьба? Сможет ли она вернуться в школу? И каким стрессом окажутся для нее публичные обвинения!

- Были ли случаи, когда вина за суицид ребенка все-таки ложилась на педагогов?

- Да, была одна трагедия, в которой вина учителя оказалась доказанной. Дело происходило в нашем городе в середине семидесятых годов прошлого века. Во втором классе учительница провела контрольную работу по математике. Мальчик (допустим, звали его Вася Сидоров) написал ее на двойку.(Между тем напомню, что хронический "неуд" по математике отнюдь не говорит, что человек - бестолочь. Сколько талантливых людей, в том числе и в области точных наук, с трудом заканчивали школу!) Учительница поставила Сидорова перед классом и сказала примерно следующее: "Дети, Сидоров опять получил двойку по математике. А контрольная была легкой. Ее не мог написать только дурак. Давайте повторим, кто у нас в классе дурак!" И весь класс хором повторил, что Вася Сидоров - дурак.

Мальчик вернулся домой и повесился. По счастью, квартира была коммунальная, кто-то в это время вошел и вовремя вытащил ребенка из петли. Но сколько боли пережил ребенок! И удушье, и стресс! К сожалению, не знаю, как в дальнейшем сложилась судьба ребенка. Его родители после этой трагедии переехали в другой город. В суд на учительницу они не подавали, только жалобу в роно.

Но и без суда ясно: эту даму близко нельзя подпускать к детям.

Однако вполне возможно, что на решение мальчика свести счеты с жизнью мог повлиять и страх перед родителями, и разочарование в сверстниках (они же дружно назвали его дураком, хотя могли заступиться за него).

- Вы говорите о страхе перед родителями. Понятно, что в пьющей семье на ребенка могут поднять руку. Но чего бояться в семье благополучной?

- Приведу пример. Ребенок возвращается из школы домой с тройкой. Дома его ждет вкусный обед, да и сама квартира - замечательная. Кожаные диваны, дорогой телевизор, экзотические ковры (ступить на которые в тапках не разрешается). Никакой асоциалки. Но при этом ребенок знает, что за тройку его будут пилить неделю, ставить ему в пример более успешного одноклассника, говорить, что он бестолочь и из него ничего путного не вырастет. И так далее. К сожалению, многие родители не делают попыток понять ребенка, разобраться, что происходит, почему он получает тройки. Хотя, возможно, тройка - не результат невыученного урока, а следствие плохого настроения учителя.

Дайте сыну выходной!

Моему сыну девять лет, он учится в третьем классе. В этом году стал раздражительным, часто грубит родителям. И чуть что, сразу в слезы. Неужели начался переходный возраст? И чем мы, родители, можем помочь?

- Вы его не перегружаете учебой?

- Шесть дней в неделю он занимается в лицее, а по воскресеньям ходит на шахматы.

- Это серьезная перегрузка. Вы должны наладить режим труда и отдыха вашего сына. Ребенок должен обязательно иметь свободное время и хотя бы один выходной в неделю. И как можно больше бывать на свежем воздухе. Хотя бы на время смените занятия шахматами (это интеллектуальная игра, требующая напряжения) на спортивную секцию, лучше всего на плавание. Также откажитесь от дополнительных занятий в школе.

Раздражительность, слезы, угрозы уйти из дома - естественная защитная реакция ребенка. Он не может изменить ситуацию, в которую его поставили вы, взрослые.

Напомню читателям: каждый ребенок переживает несколько критических периодов в жизни.

Первый. В возрасте около трех лет (когда вы отдаете малыша в детский сад).

Второй. В первых классах школы (не все дети быстро привыкают к школе, у некоторых период адаптации может затянуться на год-два).

Третий. Переходный возраст, период полового созревания. Обычно начинается в 14 - 15 лет.

В названные периоды родители должны быть особенно внимательны к детям. Я бы рекомендовала всем семьям взять за правило один день в неделю проводить вместе (ездить за город, ходить по музеям) и хотя бы раз в день вместе сидеть за обеденным столом, обсуждая возникшие проблемы, прочитанные книги.

Сын долго готовит уроки, а потом говорит, что не хочет ложиться раньше часа ночи. Это нормально?

- Ребенок старше семи лет должен спать 9 часов в сутки. Ложиться в час ночи - недопустимо.

Рекомендую обратиться к специалистам кризисной службы для детей (ул. Чапыгина, 13, телефон доверия 234-34-00).Вся помощь, оказываемая службой, бесплатная. У нас ведут прием психологи, психиатры, педагоги, юрист, логопед. Уточню: в службу можно обратиться анонимно, не называя фамилии. И не бойтесь: в ней не ставят на психиатрический диспансерный учет. Служба работает круглосуточно.

Наедине с компьютером

Не могу отогнать ребенка от компьютера. Что делать?

- Увлечение компьютерными играми крайне негативно влияет на психику ребенка. Дети становятся агрессивными, плохо учатся (а то и вовсе бросают школу), у них появляется ощущение вседозволенности и безнаказанности. Медики полагают, что компьютерная зависимость сродни наркотической и требует лечения (в крайнем случае - в стационаре, хотя лечение всех видов зависимостей лучше проводить амбулаторно, чтобы ребенок мог проявить свою волю в борьбе с болезнью).

Нередки ситуации, когда подростки буквально днюют и ночуют в компьютерных клубах. Например, к нам в кризисную службу обратилась мама мальчика, просидевшего за компьютером двенадцать суток подряд. Ребенок столько дней провел в клубе, практически без еды и сна. Между прочим, дети ради посещения компьютерного клуба могут воровать деньги, попрошайничать, а то и вовсе расплачиваться за компьютер собственным телом (в компьютерные клубы иногда заходят люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и подбирают себе мальчика).

Медицинская общественность, к слову, уже ставила вопрос о регулировании работы компьютерных клубов (например, чтоб детей в них пускали только с 15 до 17 часов). Однако к нашему мнению не прислушались.

Попробуйте поговорить с ребенком о том вреде, который может принести компьютер (желательно это сделать до того, как вы купили компьютер или ваш ребенок пошел в клуб). О том, что, выбирая компьютер, ваш сын или дочь отказывается от нормального человеческого общения, подменяя его суррогатом. О том, что увлечение компьютером грозит развитием серьезных заболеваний, снижением трудоспособности, проблемами с учебой.

Если же вы видите, что беседы не приносят результата, обязательно обратитесь за квалифицированной медицинской помощью либо в кризисную службу для детей, либо на амбулаторное подростковое отделение Психоневрологического института имени Бехтерева (прием бесплатный).

Моему внуку четырнадцать лет. Его обследовали в Психоневрологическом институте имени Бехтерева и нашли кисту в левом полушарии головного мозга. Операция обязательна?

- Что предпринять, должны решить врачи-неврологи и нейрохирурги, которые наблюдали вашего внука. Могу только сказать, что медикаментозным путем кисту не убрать.

заниматься творчеством могут все

Не вызывает вопросов помещение в психиатрическую клинику лиц, диагноз которых очевиден, что называется, с первого взгляда. Но ведь бывает, что за больничную решетку попадает человек, которого ты долгое время знал и даже не мог предположить, что он страдает расстройством психики...

- Психическое заболевание может развиваться исподволь, годами. Очень часто люди, оказавшиеся в поле зрения психиатров, производят на окружающих нормальное впечатление. Для установления диагноза нужно много раз беседовать с пациентом, чтобы понять, есть ли нарушения психики, не страдает ли он галлюцинациями - зрительными, слуховыми, тактильными? Подвержен ли немотивированным колебаниям настроения? Нет ли бредовых идей?

Приведу пример из своей практики. Когда работала во взрослой психиатрии, был у меня больной, назовем его Николаем Ивановичем. Талантливый, интеллигентный, отзывчивый человек. Кандидат наук, работал в научном институте, в лаборатории космической физики. У него заболевание началось с того, что, имея двоих детей, прекрасную жену (действительно прекрасную - я с ней потом познакомилась), он ушел из дому. Не развелся, а без всяких объяснений. Супруга тогда подумала, что нашел другую. Но другой женщины в этой истории не было. Николай Иванович построил себе отдельную кооперативную квартиру, но жить в ней не стал. Днем был на работе, а ночевал где придется - в подворотнях, на вокзалах. Считал, что за ним следят и хотят выведать его научные планы, а потом уничтожить. Заподозрила неладное жена, когда увидела его после длительного перерыва. Николай Иванович выглядел как опустившийся человек - грязный, оборванный. А на работе так ничего и не заметили. Он исправно выдавал научные идеи, на внешний вид коллеги физики просто не обращали внимания, а о мании преследования никто не знал. Кстати, после курса лечения в стационаре Николай Иванович продолжил свою работу там же.

Подобных примеров - когда душевнобольные люди активно занимались творчеством, защищали докторские диссертации - можно привести сколько угодно. Интеллект люди, больные шизофренией, теряют на последней стадии заболевания.

Случается, что психические отклонения проявляются после тяжелой болезни. Например, после эпидемии гриппа 1959 года к нам в состоянии острых инфекционных психозов стали поступать молодые люди. К сожалению, те острые психозы имели тенденцию перейти в хронические, то есть неизлечимые.

Госпитализировать принудительно

Допустим, человек отказывается от общения с психиатром. И в то же время встреча с врачом необходима...

- Давайте сначала разграничим понятия: в Законе "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определен порядок и психиатрического освидетельствования, и непосредственно помещения больного в стационар.

Что касается освидетельствования, то оно может быть проведено без согласия человека (или без согласия его законного представителя), если обследуемый находится под диспансерным наблюдением (то есть уже установлено, что он страдает хроническим и затяжным психическим расстройством).

Недобровольное освидетельствование может быть проведено в тех случаях, когда, по имеющимся данным, обследуемый представляет непосредственную опасность для себя или окружающих. Это единственный мотив, при котором не требуется санкции судьи и решение может приниматься врачом-психиатром самостоятельно. Как правило, заявление на принудительное освидетельствование подают родственники, соседи по коммунальной квартире.

Первичного больного (то есть человека, ранее не состоящего на учете) нельзя госпитализировать без предварительного освидетельствования врачом-психиатром. Так что все это байки: мол, жил нормальный человек, и вдруг его где-то на улице подловили и поместили в психлечебницу.

Моей маме 74 года. Последнее время она стала страдать манией преследования. Мы только и делаем, что меняем замки на дверях. К кому можно обратиться за помощью?

- Судя по всему, вам (вернее, вашей матери) необходим осмотр врача-психиатра. Обратитесь в районный психоневрологический диспансер.

Кстати, хочу предупредить: никогда не приглашайте в дом врача-психиатра под видом вашего сослуживца или друга. Мол, вот человек просто в гости зашел, хочет пообщаться. Это совершенно противозаконно и обязательно обернется против вас же самих.

Случается

Младенцев родят по договору  »
Юридические статьи »
Читайте также