Мегапроекты не выживут без энергии

Без обеспечения энергией и теплом нельзя развивать два крупнейших проекта комплексной застройки Петербурга - "Балтийская жемчужина" и "Морской фасад". Губернатор города Валентина Матвиенко решила поощрить инвесторов в инженерную инфраструктуру

В ОАО "Юго-Западная ТЭЦ" получили льготу - скидку по аренде на период проектирования объекта на $9 млн. Правда, для этого, как оказалось, нужно внести поправку в городской закон , регламентирующий порядок предоставления инвесторам объектов недвижимости. И сделать это рекомендовано без проволочек - в мае.

Однако, как выяснилось, в отдельных случаях губернатор может обходить городское законодательство, издавая постановления правительства Петербурга. Подобным способом нередко пользуется федеральная власть, когда речь заходит о стратегических проектах для РФ.

Сразу же возникает вопрос: может ли попасть в эту категорию чисто коммерческий проект? Ведь до сих пор подобные инструменты использовали для реализации госпрограмм. В них мог, разумеется, участвовать частный капитал, а в последнее время и формироваться государственно-частное партнерство (ГЧП). Не станет ли таким ГЧП и Юго-Западная ТЭЦ?

Восполнить дефицит энергии

Сейчас идут переговоры об участии правительства Петербурга и ОАО "Газпром" в капитале ОАО "Юго-Западная ТЭЦ", пакет акций которого принадлежит ООО "Синтез Девелопмент". Эти переговоры намечалось завершить осенью. Причем в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению их оценили как конструктивные. Не исключено, что город получит контрольный пакет акций ОАО "Юго-Западная ТЭЦ".

Руководство ОАО "Юго-Западная ТЭЦ" также заявило о целесообразности создания ГЧП. Дело в том, что в Петербурге настаивают на увеличении предполагаемой мощности станции. Ведь она должна не только обеспечить электричеством и теплом комплекс "Балтийская жемчужина", но и восполнить дефицит энергии в Кировском и Красносельском районах Петербурга, после того как войдет в единую сеть города.

В связи с этим в проекте готовы поучаствовать и в ОАО "ТГК-1", которое ведает генерацией всех теплоэлектростанций Петербурга. Как один из вариантов возможен обмен пакетами акций ОАО "Юго-Западная ТЭЦ" и "ТЭЦ-14", которую намечено модернизировать. В возведение первой станции намечено вложить не меньше $600 млн, а в реконструкцию второй - более $300 млн. Кроме того, не за горами также и модернизация ТЭЦ-15, а она, как и ТЭЦ-14, расположена на юго-западе Петербурга. Это тоже может стать предметом торгов с РАО "ЕЭС России", которое контролирует "ТГК-1".

Труба зовет на юг

По своим характеристикам Юго-Западная ТЭЦ - своего рода аналог Северо-Западной ТЭЦ. Она также является ключевой для города. Без Северо-Западной ТЭЦ нельзя вести комплексную застройку Приморского района, в том числе - зону вокруг будущего комплекса "Морского вокзала" на Васильевском острове.

На данном этапе электроэнергии в Приморском районе хватает, но мощностей 8 котельных ГУП "ТЭК СПб" уже недостаточно для устойчивого обеспечения потребности в тепле новостроек. Ведь в этом районе в последнее время ввели в эксплуатацию около 30% от всех новых жилых зданий Петербурга.

Причем 61,43% акций ОАО "Северо-Западная ТЭЦ" принадлежат РАО "ЕЭС России". Среди прочих акционеров - ОАО "Лен-энерго", ООО "Лентрансгаз", ФГУП "ВО "Технопромэкспорт", корпорация "ЕЭЭК" и ООО "Международные торговые консультанты", выкупившее свой пакет акций ТЭЦ (7,55%) у правительства Петербурга.

Поставки энергооборудования для Северо-Западной ТЭЦ с 2003 года осуществляют петербургские предприятия ОАО "Силовые машины". На них же проектировали все три турбогенератора с использованием технологий Siemens.

До недавнего времени развитие проекта тормозило то, что первая очередь Северо-Западной ТЭЦ почти четверть тепла отдавала в трубу: для использования избытка тепла требовался трубопровод. Стоимость его строительства от Северо-Западной ТЭЦ до котельных ГУП "ТЭК СПб" оценивали в 1,43 млрд руб.

У консорциума "ENEL - ЕСН Энерго", который управляет проектом, средств не хватило, поэтому появилось соглашение между правительством города, РАО "ЕЭС России" и Внешторгбанком. Оно предусматривало открытие кредитной линии на 6 лет. И в марте 2005 года работы начались. Причем проект реализовали с учетом дополнительных избыточных мощностей, которые образовывались после ввода в строй второго энергоблока ТЭЦ.

Срок окупаемости магистрали оценивают в 5-6 лет. Ее длина - 14,8 км. В "ENEL - ЕСН Энерго" обещали ввести трубу в эксплуатацию, как и вторую очередь ТЭЦ, к началу отопительного сезона в 2006 году.

Андрей Лазарев

"Охота" за этикетками  »
Юридические статьи »
Читайте также