Магазины теперь честно поделят почти два миллиарда "детских" рублей

Четырехлетняя борьба коммерсантов, чиновников, парламентариев и журналистов за демонополизацию рынка детских товаров в Санкт-Петербурге наконец, похоже, закончилась. С середины мая не одна, а целых девять торговых сетей (всего более сотни магазинов), реализующих товары детского ассортимента согласно закону СПб "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", получили право на реализацию товаров по магнитным "детским" картам. Ожидается, что в ближайшее время таких магазинов станет еще больше.

"ПЧП" в течение года писал о противостоянии нескольких десятков торговых сетей одной-единственной организации - ЗАО "Спецобслуживание" (сеть магазинов "Здоровый малыш"). Нас не только как журналистов, но и как обыкновенных родителей не могло не изумлять удивительное положение, в котором 4 года находилось ЗАО "Спецобслуживание", получившее единоличное право распоряжаться бюджетными средствами порядка 1,5 млрд рублей, выделяемых государством на реализацию детских товаров по так называемым магнитным картам. Нам лично приходилось сталкиваться и с постоянным отсутствием определенных товаров в магазинах этой сети, и с недостаточно высоким качеством обслуживания. При этом иного выхода не было - чтобы деньги с "детской" карточки не пропадали, идти приходилось все равно только в "Здоровый малыш".

Благодаря бюджетной подпитке сети "Малыша" так же стремительно развивались, как не менее стремительно умирали другие магазины детских товаров (за 4 года около 10 сетей навсегда прекратили свое существование или же ушли работать в другие города). Удивляла и позиция ряда чиновников городской администрации, откровенно в течение нескольких лет лоббировавших интересы коммерческой организации, руководимой их родственниками (начальник отдела помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению и один из основных голосов в межведомственной комиссии, определяющей условия реализации товаров по детским картам, Анатолий Симаходский - отец коммерческого директора ЗАО "Спецобслуживание" Олега Симаходского).

От конкурентов ЗАО "Спецобслуживание", справедливо добивавшихся проведения честного конкурса на право реализации товаров по картам, чиновники Комитета по труду и социальной защите населения и Комитета по здравоохранению сначала просто отмахивались, буквально не пуская их на порог. Затем были попытки переиграть закон, разбив ассортимент детских товаров на лоты в зависимости от возрастных групп детей (неудивительно, что практически не нашлось желающих участвовать в конкурсе на реализацию товаров для детей от 2 лет и старше, - детям этого возраста полагается всего по 249 рублей в месяц, в отличие от малышей до года, "имеющих" по полторы тысячи ежемесячно. Понятно, что любому магазину выгоднее работать с самым маленькими покупателями).

Чтобы недовольные такой политикой (к их числу в 2004 году уже относились не только конкуренты "Малыша", но также ряд депутатов ЗакСа и журналисты) не возмущались явным лоббированием одной организации, были предприняты попытки осуществить профанацию все-таки заявленного чиновниками нового квалификационного отбора по выбору организации-победителя. Условия отбора оказались таковыми, что пройти его смогло опять же только ЗАО "Спецобслуживание".

В апреле 2005 года благодаря активному вмешательству депутатов Наталии Евдокимовой, Владимира Еременко, ряда городских СМИ, общественной организации "Петербургская многодетная семья" ситуация накалилась настолько, что не могла не привлечь внимания губернатора СПб Валентины Матвиенко. И 26 апреля на состоявшемся заседании правительства губернатором было сказано буквально следующее: "Это пример избыточного государственного регулирования там, где оно не нужно. Создали такие требования, что мышь не проскочит - не то что магазин!". Глава города потребовала, чтобы в срок до 15 мая условия квалификационного отбора были сведены до минимума. Несмотря на вялые попытки чиновников все-таки проигнорировать и прямые указания губернатора, 25 апреля 2005 года постановлением правительства Санкт-Петербурга N 551 были утверждены новые квалификационные требования к организациям, претендующим на участие в реализации товаров и услуг с использованием пластиковых карт родителей, объединяющие возрастную категорию детей от рождения до школьного возраста.

На основании этого постановления условия отбора были все-таки окончательно изменены до разумных пределов. На заседании межведомственной комиссии под председательством вице-губернатора Людмилы Косткиной были рассмотрены документы 14 заявителей. В итоге победили 9 организаций: ЗАО "Детский мир - Северо-Запад"; ЗАО "Дети"; корпорация "Села"; ОАО "Гостиный двор"; ЗАО "Чудо-Остров-Нева"; ООО "Планета ФАРМА"; ООО "Магазины "Бинко"; ООО "Детство +"; ЗАО "Спецобслуживание". Всего - 101 магазин.

В данном случае оперативность чиновников не может не восхищать: 12 мая состоялось заседание, 13 мая стороны подписали соглашения, регламентирующие их права и обязанности в ходе осуществления деятельности по реализации закона Санкт-Петербурга. За выходные были установлены банковские терминалы, и уже с 16 мая магазины-победители начали работать в новых условиях, то есть реализуя детские товары как по магнитным картам, так и за наличный расчет. Цена "детского" вопроса на 2005 год - 1700 млн. рублей.

Однако коммерсант не был бы коммерсантом, если бы просто так смирился с потерей доли прибыльного рынка. По нашей информации, уже 13 мая ЗАО "Спецобслуживание" подало иск в арбитражный суд СПб о признании постановления N 551 о проведении дополнительного квалификационного отбора недействительным. На основании этого иска суд должен был вынести определение о приостановлении проведения отбора и подписании трехсторонних соглашений между администрацией и победителями. Однако исполнительный лист датирован 14 мая, а 13 мая соглашение (документ, необходимый для начала работы магазинов) был уже подписан.

Когда этот материал готовился к печати, мы получили официальное письмо из Комитета по труду и соцзащите, подтверждающее итоги последнего квалификационного отбора от 12 мая 2005 года.

Юридические статьи »
Читайте также