Сотрудничество Приобретает Целенаправленный Характер

Сегодня завершился первый этап реформы местного самоуправления в Ленинградской области. Подготовка к сложной двухуровневой системе местного самоуправления, которая стартовала в области с 1 января этого года, продолжалась тщательнейшим образом около двух лет, была создана вся необходимая нормативно-правовая база. Реформа в Ленобласти была и остается в центре самого пристального внимания и исполнительной, и законодательной региональных властей. Взаимодействие с представительными органами муниципальных образований, количество которых возросло более чем в 7 раз, а число депутатов превысило 2 тысячи людей, стало одним из важнейших направлений деятельности Законодательного собрания Ленинградской области. О том, каким образом осуществляется это взаимодействие и, в частности, какую при этом помощь оказывает отдел по работе с представительными органами местного самоуправления аппарата областного парламента, какие при этом ставятся задачи, мы побеседовали с первым заместителем руководителя аппарата Законодательного собрания, курирующим этот отдел, Кириллом Никифоровым.

- Хочу сказать, что Законодательное собрание Ленинградской области всегда проводило работу с представительными органами местного самоуправления. Уже привычным стало участие муниципальных депутатов в депутатских слушаниях, заседаниях парламентских комиссий, рабочих групп, "круглых столов". Большую организационную помощь в этом оказывал и оказывает ранее сектор, а теперь - отдел, в который сектор был преобразован, по работе с представительными органами местного самоуправления аппарата собрания. Сложившаяся изначально практика взаимодействия нашла свое продолжение и в третьем созыве областного парламента. Но сейчас в условиях реформирования это взаимодействие приобретает более целенаправленный характер.

- Появились новые задачи?

- Основной задачей взаимодействия областного парламента с депутатским корпусом муниципалитетов всегда было налаживание конструктивного сотрудничества, вовлечение их в законотворческий процесс. Сегодня, когда по итогам первого этапа реформы выявлены проблемы, возникшие на местном уровне в ходе этого процесса, когда муниципальных образований стало не 29, а 222, депутатский корпус в муниципалитетах многократно увеличился, и во власть, особенно на первый уровень, пришло много "новых людей", малознакомых с депутатской работой, на первый план выступает необходимость помочь муниципальным депутатам правильно организовать свою работу, познакомить их с основами депутатской деятельности, поделиться накопленным опытом, дать практический совет и вовлечь в законотворческий процесс. Но при этом хочу подчеркнуть, что парламентарии Законодательного собрания решают первоочередные задачи по законодательному обеспечению реформы МСУ в регионе, а сотрудники отдела на основе уже принятых нормативно-правовыхактов - и областных, и федеральных - на основе анализа опыта работы других субъектов и самих органов МСУ Ленобласти в этом направлении осуществляют методическую и консультационную помощь муниципалитетам.

- Какие формы взаимодействия при этом используются?

- Ну, о сложившейся практике участия муниципальных депутатов в парламентских слушаниях, заседаниях комиссий и т.д. я уже сказал выше. Она так и остается. Другая форма взаимодействия - образованная областным парламентом "Муниципальная школа" для обучения депутатов муниципальных советов. Отдел организует и планирует работу Школы совместно с парламентскими комиссиями и представительными органами местного самоуправления. В 2005 году преподавателями Института региональной экономики и управления, Санкт-Петербургского государственного Инженерно-Экономического Университета и Северо-Западной академии госслужбы было проведено 6 занятий на разные темы. В этом году, учитывая, что реформа в области вступила в действие, и в муниципальных образованиях были избраны новые представительные органы, тематика занятий задается в этом направлении. Первое занятие было посвящено теоретическим основам организации местного самоуправления. Депутатам перечислили все законодательные источники, которые станут для них "правовыми путеводителями" в их депутатской работе. Слушатели узнали о статусе депутата, его правах и обязанностях, о правовом положении органов местного самоуправления. То есть, первое занятие было своего рода установочным. Затем рассматривались уже более практические вопросы, связанные с формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, с разграничением муниципального имущества, земельные вопросы. Занятия приобрели уже не чисто лекционный характер, а более дискуссионный. Слушатели задавали проблемные вопросы, а депутаты Законодательного собрания, преподаватели и специалисты, приглашенные из правительственных структур, пытались помочь разобраться в ситуации. Вообще встречаться с муниципалами мы будем постоянно, занятия Школы проходят ежемесячно. Мы должны нацеливать депутатов муниципальных советов на правильную работу и, прежде всего, - в законотворческом процессе. Ведь Советы депутатов муниципальных образований обладают правом законодательной инициативы. Им "на местах" видней, какие проблемы и пробелы возникают в законодательстве о местном самоуправлении, каких им не хватает нормативных актов для решения стоящих перед ними задач.

- Кирилл Борисович, а каким образом Вы стараетесь муниципалов вовлечь в законотворческий процесс?

- Для этого в Законодательном собрании существует другая форма взаимодействия с народными избранниками муниципальных образований - Совет представительных органов местного самоуправления. Это консультативный орган при областном парламенте, без статуса юридического лица. Его организационную часть также осуществляет отдел по работе с органами МСУ. Совет - это та площадка, в рамках которой не только проходит обмен информацией, но и обсуждение важнейших для области и социального развития всех муниципалитетов законопроектов. Ежегодно муниципальные депутаты принимают участие в обсуждении областного бюджета. Совсем недавно состоялось первое заседание Совета представительных органов муниципальных образований при Законодательном собрании. Его можно так назвать не только потому, что оно первое в этом году, но и потому, что заседание проводилось впервые с момента реализации в Ленобласти 131-го федерального закона и в новом составе. Встреча была посвящена обсуждению первых итогов реализации реформы местного самоуправления. Из тех проблем, которые муниципалы обозначили в ходе дискуссии, сотрудники отдела по работе с органами МСУ одну выделили "для себя" особенно и взяли на вооружение. Депутаты муниципальных советов жаловались на "информационный голод" (не хватает разъяснительных материалов, различных методик).

- А есть примеры эффективного сотрудничества в рамках Совета?

- Да. Например, в 2004 году совместно с представительными органами муниципальных образований Тихвинского и Сланцевского районов, города Кингисеппа и города Сосновый Бор областные депутаты разработали проекты федеральных законов, направленных на ограничение пребывания несовершеннолетних в общественных местах развлекательного характера, которые были приняты потом Госдумой.

- Кирилл Борисович, организационная помощь отдела по работе с органами МСУ при проведении заседаний "Муниципальной школы" и Совета понятна. Но ведь в них же, в основном, принимают участие депутаты Законодательного собрания, а хотелось бы услышать, какое непосредственно "живое" участие принимают сотрудники этого отдела.

- Еще в начале нашего разговора я подчеркнул, что специалисты отдела оказывают методическую и консультационную помощь. Консультируют глав муниципальных образований, депутатов представительных органов, сотрудников аппаратов Советов депутатов по вопросам федерального и областного законодательства в сфере местного самоуправления, готовят для них методический материал. Так, отделом был подготовлен сборник документов "В помощь депутату представительного органа местного самоуправления", в котором представлены областные законы, касающиеся МСУ, а также методические рекомендации по оформлению и ведению документации представительными органами. Тираж сборника - 3000 экземпляров, поэтому его должен был получить каждый муниципальный депутат. В настоящее время готовится следующий выпуск, куда опять же войдут "новые" областные законы и различные методрекомендации.

Очень часто муниципалы обращаются за советом, какие нормативно-правовые акты им необходимо принять для осуществления своих полномочий в соответствии со 131-фз. В результате, специалисты отдела, опираясь на требования самого закона и на опыт других субъектов РФ, уже подготовили такой список. Но пока это только проект, так как его еще необходимо согласовать с нашим Правовым управлением. Вообще информационно-аналитическая работа проводится большая, осуществляется сбор уставов, регламентов и нормативно-правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. Они проверяются на соответствие действующему федеральному и областному законодательству.

- А если они в какой-то части противоречат этому законодательству или упускают важные моменты?

- Специалисты отдела могут только в рекомендательном порядке посоветовать муниципальным образованиям привести свои документы в соответствие с действующим законодательством.

- Кирилл Борисович, наверное, для более полного и детального изучения и анализа обстановки "на местах", сотрудникам часто приходится выезжать в муниципальные образования, принимать участие, например, в заседаниях Советов депутатов?

- Вы правы, ездить приходится много. И это тоже является одной из форм взаимодействия с депутатским корпусом муниципальных образований. Специалисты отдела стараются посещать заседания Советов депутатов не только муниципальных районов, но и поселений. Конечно, здесь возникают трудности - нет столько времени и огромного количества людей, чтобы объехать все 222 муниципальных образования. Кроме того, в тесном взаимодействии с отделом по связям с общественностью нашего парламента отделу приходится принимать участие в различных встречах с политическими партиями, общественными организациями, молодежными активами, на которых обсуждаются проблемы реформы МСУ.

- Реформа местного самоуправления вызывает большое количество споров и вопросов, многие из которых пока законодательством не урегулированы. В таких условиях, наверное, специалистам отдела сложно работать, оказывать методическую и консультационную помощь - надо иметь опыт работы и с законодательством, и с органами местного самоуправления?

- Что касается опыта, то начальник отдела Евгений Пономарев сам 5 лет был депутатом муниципального образования "Выборгский район" и возглавлял комиссию по развитию местного самоуправления, взаимодействию с органами власти и другими муниципальными образованиями. Поэтому, я думаю, Евгений Николаевич проводит работу в правильном направлении. Остальные сотрудники тоже имеют "за плечами" не один год работы с органами местного самоуправления, являясь специалистами в разных отраслях - юриспруденции, экономике и финансах.

- Кирилл Борисович, какие новые формы сотрудничества с представительными органами муниципальных образований отдел в дальнейшем планирует внедрить?

- В перспективе - организация работы Совета руководителей аппаратов Советов депутатов муниципальных образований при Руководителе аппарата Законодательного собрания Ленинградской области. Такой Совет еще предстоит создать. А для создания системы анализа и обобщения решений, принятых муниципальными Советами, для обмена опытом целесообразно было бы заключение соглашений о сотрудничестве. На самом деле, планов у отдела по работе с органами МСУ много. Я уверен, что с таким правильным и ответственным подходом к работе, какой есть у сотрудников отдела, все планы осуществятся в максимально быстрые сроки.

Беседовала Ольга Терехова Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

Наш кабинет - за честный бизнес  »
Юридические статьи »
Читайте также