Нам Америка не указ? Российское правительство не сильно озабочено высокими ценами на бензин

Вначале мая Конгресс США принял закон, вводящий уголовную ответственность за необоснованное завышение цен на бензин.

Теперь нефтяной компании, необоснованно завысившей стоимость бензина и других нефтепродуктов, будет грозить уголовное преследование и штраф до 150 миллионов долларов. Розничным продавцам "светит" штраф до 2 миллионов долларов. Особо злостные нарушители могут даже угодить за решетку.

Почему такие строгости? Да потому, что одна из самых актуальных тем для сегодняшней Америки - борьба с высокими ценами на топливо.

Все началось с того, что республиканское большинство в сенате выступило с инициативой провести расследование, дабы выяснить причины повышения стоимости энергоносителей. Затем президент Джордж Буш встретился с законодателями и заявил, что "цены на бензин должны стать тревожным звонком и пробудить сознание того, что США сталкиваются с проблемой энергетической безопасности".

Что касается России, у нас пока все куда спокойнее, несмотря на то, что оптовые цены на бензин, по данным Агентства нефтяной информации, в первых числах мая возросли на 2-4%. К концу мая цены, по оценкам экспертов, могут подняться на 5-6%. К тому же нефтеперерабатывающие заводы уже увеличили отпускные цены на все виды топлива - от 800 до 900 рублей за тонну. Правда, вице-премьер Александр Жуков заявляет, что внутренние цены на бензин АИ-92 в нынешнем году должны вырасти не более чем на 7% - с 17 до 18 рублей за литр, а его коллега Герман Греф твердо обещает "не дать нефтяникам извлекать сверхприбыли за счет российских потребителей".

По словам министра, он "рассчитывает на социальную ответственность нефтяных компаний" и на то, что они "будут и далее придерживаться тех договоренностей, которые были достигнуты с правительством". Действительно, переговоры Михаила Фрадкова и его коллег с руководителями крупнейших нефтяных компаний какое-то время помогали сдерживать цены, но это не может длиться долго. Ясно, что нужны юридические или административные механизмы - цены на бензин не могут определяться в рамках личных отношений министров и коммерсантов.

В минувший вторник по поручению премьера Минфин и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) должны были внести в правительство предложения об использовании мер налоговой политики в качестве инструментов снижения инфляции. Видимо, правительство будет предлагать в 2007 году не индексировать акцизы на нефтепродукты, чтобы сдержать рост цен на внутреннем рынке. Обсуждается и вариант с дифференциацией ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества добываемой нефти. Наконец, обсуждается создание нефтяной биржи. Возможно, эксперимент по проведению биржевых торгов нефтепродуктами пройдет уже в этом году - усилиями МЭРТ и Федеральной антимонопольной службы.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что это положит начало формированию "объективной рыночной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке" и существенно сократит возможности для злоупотреблений, поможет ограничить рост цен на бензин в пиковые периоды и стимулирует нефтяные компании продавать свою продукцию в России, а не экспортировать ее. Еще один путь, который предлагают антимонопольщики, - проведение в регионах конкурсов на предоставление мест под заправки.

Помогут ли все эти меры в реальности - сказать сложно. Ведь несмотря на то, что "бензиновый фактор" является одним из ключевых в общем росте инфляции, правительство, с другой стороны, не очень-то заинтересовано в существенном ограничении бензиновых цен. Ведь, по словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, государству попросту невыгодно ограничивать рост цен на топливо, так как 55-60% цены составляют налоги, уходящие в госбюджет.

Надежды возлагаются на закон о конкуренции , разработанный в ФАС и в прошлом году прошедший первое чтение: если он вступит в силу, то нефтяным компаниям, завышающим цены на бензин, грозит штраф в сумме 4% от годового оборота (притом что сейчас наказания чисто символические). Однако ситуация с этим законом очень непростая - он встречает сильнейшее сопротивление. Только что правительство внесло наконец согласованные поправки ко второму чтению закона "О конкуренции", но в лучшем случае закон будет принят в третьем чтении лишь к концу этого года.

Впрочем, даже если закон начнет действовать, остается проблема доказательства сговоров, участники которых стараются не подписывать соответствующие протоколы под прицелом телекамер. Конечно, доказывать эти сговоры с принятием закона будет легче, но это не решит проблему радикально. Ну а от государственного регулирования цен на бензин российские "либералы от экономики", не желающие слушать никаких аргументов противоположной стороны, неизменно отказываются. В марте, как рассказывал "СПб Курьер", Совет Федерации принял постановление, в котором потребовал от правительства "разработать и внести в парламент закон, устанавливающий механизм государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты, в том числе при их розничной реализации". Но правительство сделало вид, что этого требования вообще не заметило...

Так что цены, скорее всего, будут расти и дальше. И даже либеральная Америка, готовая бороться с необоснованными повышениями бензиновых цен и наказывать за это, нам не указ.

Комментарий Специалиста

Александр Пироженко, начальник Управления ФАС по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе:

- Причины роста цен на нефтепродукты в России обусловлены несколькими факторами. Первое (в порядке приоритета) - рост мировых цен на сырую нефть. Второе- вертикальная интеграция нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Третье - трансфертное ценообразование внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). И четвертое - монопольное поведение участников рынка.

Повлиять на первый фактор вообще невозможно. Почему цена бензина на внутреннем рынке приближается к европейской? Потому что это объективная реальность - при высокой цене на нефть все добывающие компании будут стараться как можно больше продать сырья за рубеж, туда, где платят больше. Жесткие ограничения на поставку нефти за рубеж или, наоборот, попытки заставить компании загружать российские НПЗ ни к чему хорошему не приведут. Мы получим непрозрачное, коррупционное тарифное регулирование. И мне представляется, что цена в этом случае, наоборот, вырастет - бизнес обоснует "регулятору" любую цену.

Что касается вертикальной интеграции, то это очень существенный фактор. У нас так прошла приватизация нефтяной отрасли, что одни и те же компании сегодня и добывают нефть, и перерабатывают ее, и продают бензин. Нет внутренней конкуренции, а есть монополия. Сегодня десяток самых крупных НПЗ встроены в цепочку крупнейших нефтяных компаний страны. Это ведет к фактической монополизации розничного рынка нефтепродуктов. Компания, владеющая НПЗ, поставляет на него свою нефть, загружая завод полностью, и старается не оказывать услуги по переработке прочим лицам. К тому же ВИНК, стремясь дойти до конечного потребителя, скупают у небольших компаний автозаправочные станции. Как это происходит? Они завышают отпускную оптовую цену со своих нефтеперерабатывающих заводов для независимых АЗС и продают "своим" АЗС нефтепродукты по трансфертной цене, выдавливая конкурентов, поскольку бизнес на независимых автозаправках становится убыточным.

Что делать? Во-первых, мы считаем, что ситуацию изменит к лучшему наш закон о конкуренции, хотя он влияет только на один из факторов роста цен на бензин. Во-вторых, надо запретить трансфертное ценообразование в вертикально интегрированных нефтяных компаниях. Соответствующий законопроект уже подготовлен Минфином и должен быть рассмотрен Госдумой в этом году.

Борис Вишневский

Пить или не пить  »
Юридические статьи »
Читайте также