Помоги себе сам

Налогоплательщики Ленинградской области неохотно осваивают современные технологии связи. Почему?

Так уж получается, что вся история человечества - цепь столкновений между новаторами и консерваторами. Первые творят, придумывают нечто необычное, вторые их обычно высмеивают, а чаще - мешают внедрению новшеств, непривычных идей. Сейчас нам трудно представить, какие страсти кипели при появлении первых рабочих образцов кремня, топора, лука, кирпича, сохи, зато мы хорошо знаем, как крушили первые высокоскоростные ткацкие станки, атаковали паровозы с вилами наперевес...

Сегодня на дворе XXI век, позади солидная череда технических, технологических, информационных революций, поэтому как-то неловко напоминать о бесперспективности любых попыток затормозить прогресс, замкнувшись в скорлупе псевдопокоя. Неловко, однако приходится, поскольку консерваторы, увы, не перевелись, а нечетко прописанные законы иногда позволяют им цепляться за старое. Внедрение системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) - из числа такого рода проблем.

Освоение новых информационных технологий с полным основанием считается одним из важнейших условий повышения эффективности налоговой системы России. В настоящее время для этого уже сделано немало, заложена в том числе и добротная база для широкого внедрения ТКС. В Ленинградской области, к примеру, основная масса налогоплательщиков для ведения бухгалтерского учета активно использует вычислительную технику и разнообразные программные средства. В последние годы заметно вырос уровень компьютеризации и самих налоговых органов: в инспекциях широко используется современная оргтехника, в частности, для ведения лицевых счетов налогоплательщиков, проверки и анализа полученной налоговой и бухгалтерской отчетности.

Теперь пришло время развивать это направление, тем более что нет очевидных преград для широкого использования, например, системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с применением электронно-цифровых технологий. Напомним, что многие налогоплательщики неустанно призывают власти всех уровней сделать работу налоговых органов максимально удобной. Их голос услышан, и налицо добрые перемены. К примеру, принципиально изменилась организация приема налогоплательщиков. Так, с осени 2005 года действует "Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков" строго регламентирующий порядок работы налоговых органов, их взаимодействие с клиентами. Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 N 1244-р концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в числе приоритетов закрепила улучшение обслуживания налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде.

И это далеко не полный перечень принятых в последнее время мер. Известно, что желанные всходы появляются быстрее, если за ними налажен должный уход. Никакая, даже самая блестящая, идея не принесет партнерам хорошего результата, если один из них будет игнорировать или тормозить ее внедрение. Увы, сегодня приходится с огорчением констатировать: основная масса наших налогоплательщиков не горит желанием переходить на представление налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС, предпочитает выжидать. Так, если по состоянию на 01.01.2005 г. в электронном виде в Ленинградской области представили отчетность 137 налогоплательщиков - юридических лиц, то спустя 15 месяцев, 01.04.2006 г., в их рядах насчитывалось 517 юридических и 66 индивидуальных предпринимателей. Да, прирост есть, но более чем скромный, поэтому вышеупомянутую отчетность расположенные в нашем регионе налоговые инспекции принимают как и 300 лет назад - в бумажном виде. Естественно, что у многих налогоплательщиков постоянно возника ют проблемы с заполнением бумажных форм отчетности, а у налоговых органов - проблемы с их вводом в базы данных. Надо ли говорить, что при этой, патриархальной, технологии на любом этапе оформления и обработки отчетов неизбежны ошибки и опечатки, как и очереди в коридорах налоговых инспекций в периоды массовой сдачи отчетности предприятиями и организациями.

Все прекрасно знают (сама жизнь ежедневно напоминает!) о недостатках работы с бумажными носителями информации, однако перестраиваться основная масса наших налогоплательщиков не спешит, благо эта форма отчетности все еще разрешается законодательными и нормативными документами. Есть в ходу у консерваторов и другие «доводы». Одна из причин уклонения от внедрения новой технологии связи - якобы отсутствие гарантии сохранности представляемой в инспекции информации. Сомнение есть, а фактов - нет. Опасения по поводу того, что поступившую в налоговые органы информацию от налогоплательщиков могут использовать против их бизнеса, безосновательны. Дело в том, что информация с рабочего места налогоплательщика и до рабочего места налогового инспектора проходит по каналам связи в зашифрованном (закодированном) виде и прочитать ее, не зная ключей шифрования, не представляется возможным.

Впрочем, в налоговой службе принимаются дальнейшие меры по обеспечению защиты поступающей информации. Надо отдать должное и законодателям, которые последовательно поощряют внедрение прогрессивной технологии связи. Так, Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" уравнял юридическое значение обычной и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.03.2002 г. N 32-ФЗ в Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" , предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и устанавливают, что днем представления отчетности в этом случае является день ее отправки по каналам связи, что при этом нет необходимости представлять декларацию в бумажном виде.

Итак, у противников применения ТКС есть лишь сугубо субъективные, на уровне эмоций, "козыри". Другое дело, что переход на электронный документооборот требует организационных усилий и определенных затрат. Зато тот, кто сделал этот шаг, убедился: электронная почта - это выгодно, удобно, эффективно. В Ленинградской области сегодня больше всего активных поборников прогрессивной технологии обмена информацией зарегистрировано в Выборгском и Ломоносовском районах, а меньше всего - во Всеволожском и Сланцевском районах. В итоге наш регион по использованию информационных технологий в деятельности федеральных налоговых органов ныне занимает незавидное место в конце общероссийского списка. Попытки некоторых инспекций сдвинуть ситуацию с "мертвой точки", прививая культуру работы на современном уровне, так сказать, явочным порядком, встречают ожесточенное противодействие. Аргументированные доводы специалистов инспекций, пример современно мыслящих коллег адекватно воспринимаются далеко не всеми нал огоплательщиками, а некоторые из них готовы видеть в настойчивости налоговиков не помощь, а нарушение своих прав, пишут жалобы.

К сожалению, и местные органы власти, которые, казалось бы, также кровно заинтересованы в том, чтобы обработка огромной массы налоговых деклараций, разнообразных справок, отчетности осуществлялась быстро и с высоким качеством, не используют свои немалые возможности, свой авторитет для внедрения прогрессивной технологии связи, ее пропаганды в местном бизнес-сообществе. Между тем, веское слово местных органов власти может существенно повлиять на вялотекущий диалог, стать решающим доводом. Именно так поступил в свое время глава муниципального образования "Ломоносовский район" B.C. Гусев. Валерий Сергеевич всесторонне изучил проблему, проникся ее важностью, провел разъяснительную работу прежде всего с бюджетными организациями района, помог им с переходом на новую технологию отчетности. Неудивительно, что показатели Ломоносовского района сейчас разительно отличаются от аналогичных показателей других муниципальных образований. Налицо положительная динамика с освоением ТКС также в Выборгском , Киришском и Кировском районах. А вот остальные районы, повторяем, топчутся на месте, теряя время и - в конечном итоге - часть доходов в местный бюджет. Руководителям предприятий и организаций, местных органов власти этих районов есть над чем поработать.

Николай Здробилко Заместитель руководителя Управления ФНС России по Ленинградской области, советник налоговой службы РФ II ранга, кандидат военных наук, доцент

Прошлое И Настоящее

Слева - литография С. Иванова "В Приказе московских времен". Если бы не быстродействующая техника и новые технологии связи, налоговые инспекции нашего региона и сегодня походили бы на такие же битком набитые декларациями, отчетами и клиентами "учреждения".

На снимке справа - операционный зал межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Ленинградской области. Здесь налогоплательщики Волховского района имеют возможность сдавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность, запрашивать и получать разнообразные справки в комфортных условиях. А вот у тех, кто внедрил ТКС и перешел на бесконтактную сдачу отчетности с использованием Интернет, вообще отпала необходимость появляться в инспекции с ворохом "бумаг . Они научились ценить время, живут с ним в согласии.

Николай Здробилко

Совет Федерации одобрил поправки к закону о товарных знаках.  »
Юридические статьи »
Читайте также