ЭКОвопрос: Кто хозяин Невской Губы? В Государственной думе РФ рассматриваются поправки к Водному кодексу России

Согласно действующей с января 2005 года редакции Водного кодекса , управление всеми водными ресурсами страны — прерогатива федеральной власти и ее уполномоченных на местах. Это положение вызывает большие сложности в охране рек, озер и морей. «До января 2005 года мы имели возможность заключать договоры с водопользователями, могли контролировать, как арендатор исполняет их условия. Принятый в первом чтении проект Водного кодекса сохраняет монополизацию власти федеральным центром. Мы хотели бы исправить ситуацию», — говорит начальник отдела комплексного использования водных ресурсов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды правительства Ленинградской области Владимир Попов.

Фактически в деле управления водными ресурсами сложилась ситуация, при которой ответственность за то, что делается в регионах, с их руководителей снята. Но и федеральные органы не отвечают за рациональное, хозяйское использование водных ресурсов: их первейшая задача — следить за соблюдением законности того или иного направления деятельности. Это подтверждают и руководители субъектов РФ, в частности губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков: «Надо отдать часть полномочий с федерального уровня на уровень субъекта Федерации. Ну зачем федеральному правительству устанавливать квоты на отлов рыбы в водоемах Ленинградской области? Разве из Москвы видно, сколько можно выловить рыбы так, чтобы не навредить природе?»

Даже строительство пассажирского терминала на Васильевском острове на намывных территориях становится по новому Водному кодексу юридически противоречивым делом. «Правовой статус намывных и насыпных территорий является спорным вопросом, — говорит Екатерина Диже, юрист фирмы «Хедман Осборн Кларк». — Ранее намывные территории считались гидротехническими сооружениями. Соответственно, они не включались в земельный кадастр. В соответствии с Водным кодексом РФ поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водных объектов), рассматриваются как единый водный объект. В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Таким образом, право собственности на намывные территории может быть оспорено».

«Основное последствие принятия Водного кодекса — дальнейшее отчуждение людей от той территории с прилегающей акваторией, на которой они живут, — считает председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук. — Теперь можно сколько угодно загрязнять воду, если рядом нет федерального инспектора. А чего стесняться? Это озеро, эта река — уже не местные, они уже федеральные, «московские». Вот пусть москвичи и думают, как их защитить. Еще пару лет действия этого кодекса — и по стране развернется соревнование за право называться зоной экологического бедствия, чтобы под это дело вытащить деньги из федерального бюджета».

Между тем в Петербурге, городе, неразрывно связанном с водными пространствами, есть все необходимое, чтобы обеспечить управление водными ресурсами на региональном уровне. Даже было принято в прошлом году специальное постановление городского правительства за № 804, которое так и называется — Об утверждении «Программы мероприятий по созданию системы интегрированного управления водными ресурсами Санкт-Петербурга» . Специальное управление «Морзащита» давно активно и успешно занимается развитием программы управления водными ресурсами Невской Губы, в том числе изучением ее экологического состояния, предупреждением чрезвычайных ситуаций, берегоукреплением и так далее. Но исполнение постановления № 804 в 2006 году по основным пунктам программы приостановлено — ведь теперь забота о Невской Губе стала федеральным делом…

Справедливости ради стоит отметить, что в ряде статей даже действующей редакции Водного кодекса предусмотрен порядок делегирования части полномочий по управлению водными ресурсами на региональный уровень. Но для этого городскому правительству надо заключить договоры с органами государственной исполнительной власти РФ. А на сегодняшний день такие договоры не только не заключены, но даже не подготовлены.

Именно сейчас в Москве решается вопрос, смогут ли жители побережий рек, озер и морей сами распоряжаться своими водными ресурсами или каждый свой шаг они должны будут согласовывать с федеральным центром. От решения этого вопроса зависит судьба всех водных объектов России.

Наталия Матвеева, специалист по связям с общественностью СПб отделения Международного Зеленого Креста

Дамба и "Морской фасад" экологов не пугают  »
Юридические статьи »
Читайте также