"Уверенное" реформирование или миллиарды на ветер?

Меж Первомаем и Днем Победы председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов решил подвести итоги "первого этапа жилищной реформы". Взятый темп реформирования он определил как "уверенный". С неизбывной верой в свою правоту шеф питерского ЖКХ убеждал журналистов в том, что с каждым днем хорошеют наши лестничные клетки и подъезды, дворы и подворотни, а жалоб от жильцов становится все меньше. С помощью нашего самого гуманного в мире суда жилищникам удалось найти управу на должников. А чтобы и остальным ненавязчивый жилкомсервисовский сервис не казался медом, Юнис Халитович планирует введение новых платежей.

По стопам Швондера и управдома из "Бриллиантовой руки"

Для подведения итогов нелишне вкратце напомнить новейшую историю реформирования питерского ЖКХ. Зачинателем пертурбаций выступил вице-губернатор Олег Виролайнен. В апреле 2004 года, убеждая депутатов ЗакСа в необходимости повышения квартплаты (вкупе с чисто швондеровским взиманием сверхплаты за "излишки" жилой площади) он торжественно пообещал, что взамен дворники начнут мести с удвоенной энергией и в отрасль потекут частные инвестиции. На построение этой жилищно-коммунальной идиллии вице-губернатор отводил от силы год. Однако уже через пару месяцев после повышения тарифов вице-губернатор решил отсрочить на год и старт своих рыночных начинаний. Резонов нашлось предостаточно - опасения сорвать начало отопительного сезона, отеческая забота об освоивших эту нишу казенных структурах, основательно запоздалая решимость не допустить на рынок ЖКХ "проходимцев". Вполне возможно, что и дальше все реформирование свелось бы к ежегодному повышению жилищно-коммунальных тарифов и словесной эквилибристике, но тут у руля Жилищного комитета встал г-н Лукманов. Он быстро стал наполнять аморфную доселе реформу конкретным содержанием. 12 апреля 2005 года новый глава Жилищного комитета подписал не слишком афишируемое распоряжение "О платных услугах населению" , которое по своим социальным последствиям вполне сопоставимо с пресловутой монетизацией льгот . С появлением этого документа жильцам бесплатно могут разве что поменять прокладки в кране, укрепить расшатавшийся унитаз да еще его прочистить, если удастся доказать (не иначе как в суде?), что унитаз засорили не они... Надо ли говорить, что эта "монетизация" услуг, в отличие от губернаторского постановления о нормативах качества услуг ЖКХ , воспринята жилкомсервисами как руководство к неукоснительному исполнению?! Рыночные начинания г-на Лукманова нашли горячую поддержку и у его соратников по партии. 2 июня 2005 года руководство петербурских единороссов решило "объявить благодарность члену Политсовета Лукманову Ю. Х. за эффективную работу по реформированию ЖКХ". И заодно поручило "фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании взять под особый контроль все поступающие законопроекты, касающиеся повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги". Сам г-н Лукманов, как сообщил информационный центр парторганизации, "доложил о ходе реформы в городе, которая идет полным ходом, и до конца года мы должны почувствовать серьезные перемены". Перемены горожане почувствовали гораздо раньше означенного политсоветом срока. Еще до конца июня "под особым контролем" фракции единороссов был принят закон о двухраундовом повышении тарифов ЖКХ - с августа 2005-го и июля 2006-го . Председатель Жилищного комитета тоже не сидел сложа руки, уже летом начав психологическую атаку на неплательщиков. Для начала он озвучил "идею возможности" выселения или отключения газа за долги. Правда, пообещал, что карательные меры "не будут применяться в отношении социально незащищенной категории граждан", но, как известно, первой жертвой образцово-показательного выселения стала безработная гражданка Соколовская...

Капитальный долг перед горожанами

Регулярно метая гром и молнии в адрес неплательщиков, глава Жилищного комитета лишь вскользь упоминает о на два порядка большем долге города перед жильцами. По его же данным, еще год назад для капитального ремонта домов требовалось "как минимум два городских бюджета". Сейчас говорят уже о "двух с половиной бюджетах". Именно такую цену придется заплатить горожанам, если они, повинуясь призывам из некоторых высоких кабинетов, все как один станут "полноправными собственниками" своих домов. Попробуем прикинуть, во сколько это обойдется каждому из нас, включая грудных младенцев. Два с половиной бюджета с учетом последних корректировок и новых приобретений составляют около 450 млрд. рублей. Разделив эту сумму на количество горожан, мы получим примерно по 100 тыс. рублей "на душу". Конечно, это усредненный показатель. Одни дома износились сравнительно немного, другие - более чем наполовину. Однако с учетом того, что в новеньких домах с некоторых пор за редчайшим исключением селятся состоятельные люди, затраты на капитальный ремонт большинства петербуржцев могут превысить среднюю величину. И будут расти, особенно если ничего не предпринимать. Получается странная ситуация. На словах власть вроде бы не снимает с себя обязанностей по капремонту (по сути - долга перед горожанами за хронический недоремонт их домов, чреватый самыми фатальными последствиями). Однако на деле с куда большей охотой занимается выбиванием из своих "кредиторов поневоле" гораздо меньших долгов... Причем далеко не всегда цивилизованными методами (обещания отключить газ немногим лучше угрозы "подключить" электропаяльник). Да и посулы отремонтировать в первоочередном порядке дома ТСЖ в этом контексте выглядят заурядным шантажом. Надо отдать должное единороссу Сергею Никешину, который в депутатском запросе поставил перед губернатором вопрос ребром: намерено ли петербургское правительство признать долг государства перед горожанами, образовавшийся из-за многолетнего недофинансирования ЖКХ, и заложить в бюджет субсидии на капремонт домов, независимо от избранной их собственниками формы управления? К сожалению, власти пока не пошли дальше создания рабочей группы "для выработки предложений по вопросам совершенствования схем финансирования капитального ремонта и субсидирования собственников жилья". Если, конечно, не считать того, что Инженерно-экономическому университету (который успешно обосновывал повышение тарифов ЖКХ) "рекомендовано в срок до 01. 06. 2006 по заказу Жилищного комитета разработать предложения о возможных формах и способах участия собственников помещений в многоквартирном доме в капитальном ремонте жилищного фонда". Впрочем, некоторые "формы и методы" заказчики уже озвучили. Это и очень ценный совет новоиспеченным ЖКХ брать кредиты (видимо, под залог своих домов и квартир), и отнюдь не оригинальная идея введения платы за капремонт. При решении этой проблемы не стоит впадать в крайности. Разумеется, астрономический долг за недоремонт возник не вчера, он накапливался годами идесятилетиями. Однако негоже и постоянно оправдываться ограниченностью бюджетных возможностей, откладывая расплату по "капитальному долгу" на когда-нибудь, как-нибудь да может быть. Возможности "бюджетов" петербургских семей еще скромнее, и "лишние" 100 тысяч найдутся не у многих. Капремонт удешевил бы текущую эксплуатацию жилья и устранил бы основные причины безудержного роста жилищно-коммунальных тарифов, создав тем самым необходимые условия для перехода ЖКХ на подлинно рыночные рельсы. Однако для кое-кого вся суть реформирования заключается в перекладывании тягот и обязанностей на плечи граждан.

Субсидии для малоимущих застряли в "Жилищном хозяйстве"

Адепты реформирования по Виролайнену-Лукманову обожают ссылаться на поступательный рост числа ТСЖ и частных управляющих компаний, которые уже обслуживают примерно одну пятую жилищного фонда Петербурга. Однако на днях сигнал бедствия явственно подали не кто иные, как председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин и глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марина Акимова. С января до частных управленцев не доходят бюджетные субсидии льготникам и малоимущим на оплату жилищно-коммунальных услуг. Задолженность уже перевалила за 200 млн рублей. Пока Жилищный комитет рапортует об уменьшении числа жалоб, частные управляющие компании вынуждены дотировать льготы из собственного кармана. И, как следствие, недоплачивать поставщикам услуг и недофинансировать капремонт домов... Федеральное законодательство обязывает региональные власти переводить жилищно-коммунальные субсидии гражданам на специальные счета . Как сообщил глава комиссии ЗакСапо городскому хозяйству Михаил Амосов, федеральное правительство еще в декабре издало соответствующее постановление. Однако в Петербурге продолжает действовать совсем иная схема. Эти деньги предоставляются подконтрольному Жилищному комитету ГУПу "Жилищное хозяйство", который для перевода средств по назначению требует от кооперативов и ТСЖ заключения специальных договоров. Как убеждена г-жа Акимова, налицо перекладывание социальной ответственности с органов исполнительной власти на управляющие компании. По мнению г-на Пургина, речь может идти и о попытках чиновников оказывать экономическое давление "на свободу выбора способа управления домом в том случае, если граждане предпочли "не ту компанию". Еще год такой работы, прогнозирует он, частники просто уйдут из ЖКХ, и рынок вновь окажется монополизированным. О том, что пара сотен миллионов рублей более четырех месяцев крутилась на чьих-то счетах, даже и говорить стыдно. Особенно, когда речь идет о льготниках. Городские власти пообещали управляющим компаниям в мае погасить задолженности по субсидиям за первый квартал, но не оставляют попыток навязать им невыгодные и идущие вразрез с законом договоры. Показательно, что эта напасть коснулась только тех домов, которые выбрали форму своего управления. Дошло до того, что Ассоциация ЖСК, ЖК и ТСЖ, по признанию ее председателя, была готова начать агитацию против ... создания ТСЖ. Надо было очень постараться, чтобы довести до такого людей, которые посвятили жилищной кооперации не один десяток лет своей жизни.

Вместо послесловия

Судя по всему, мы вступаем во второй этап "жилищной реформы". Уже в июле в третий раз за два года возрастут жилищно-коммунальные тарифы. Плату за водно-коммунальные блага предусмотрительно подняли еще в январе. Всего же за десять с половиной лет стоимость жилищно-коммунальных услуг возросла почти в 40 раз, в том числе за отопление более чем в 60 раз, а за горячую воду без малого в 100 раз. Однако доморощенным реформаторам этого явно недостаточно. Г-н Лукманов помимо платы за капремонт не прочь ввести еще и платеж за "управление" (спасибо родному жилкомсервису "за то, что он есть"?). Стараниями депутата Игоря Михайлова нас вскоре могут заставить платить и за "содержание" почтовых ящиков, даже толком не удосужившись привести их в божеский вид... В феврале с. г. на заседании Совета по вопросам жилищной политики председатель Совета Федерации Сергей Миронов произнес то, о чем уже давно говорят во многих домах: "Послушаешь иной раз коммунальщиков - оторопь берет. Такие цифры звучат, такие миллиарды! Утверждают, что без этого наcтупит погибель. А у меня глубокое убеждение, что какие деньги им ни давай, толку не будет". Трудно не согласиться с главным спикером страны и в том, что жильцы хотят "платить за дело, а не выбрасывать деньги в трубу". Увы, в нашем ЖКХ именно так и происходит.

Михаил Кореневский

Горим пока что там, где поджигаем  »
Юридические статьи »
Читайте также