Областные обошли городских

Ленобласть. В отличие от Москвы и Петербурга, в остальных регионах РФ, в том числе в Ленобласти, полномочия муниципалов намного шире.

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и в Законе Ленобласти "О местном самоуправлении в Ленинградской области" вопросов, находящихся в ведении МСУ, перечислено меньше, чем в городе. Тем не менее они значительно шире и фундаментальнее. В компетенции областной муниципальной власти находятся жилищный фонд и нежилые помещения, детские сады, школы и вузы, больницы и поликлиники. К полномочиям МСУ относятся планировка и застройка территории, в том числе создание условий для жилищного и социально-культурного строительства. Муниципалитеты отвечают за использование земель, водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Также они должны поддерживать учреждения культуры, СМИ, сохранять памятники истории и культуры и содержат места захоронения. В ведении областных муниципалов находятся энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение и канализация. При этом если доля бюджета муниципальных образований города в общегородском бюджете меньше 2%, то та же доля в Ленобласти равна примерно 45%.

Впереди паровоза

"С 1 января этого года Ленобласть живет по 131-му Федеральному закону в полном объеме, хотя возможно его вступление до 2009 г., - говорит заместитель председателя Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленобласти Николай Емельянов. - Если до этого в области было 29 муниципальных образований, то сейчас их 222".

По его словам, муниципальные образования наработали хороший опыт по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования и председатель совета депутатов в одном лице избирается из числа депутатов и в большинстве муниципальных образований работает на неосвобожденной основе, а главы администрации - менеджеры, назначенные по конкурсу.

"А к трудностям нужно отнести само федеральное законодательство, - отмечает Николай Емельянов. - Не успели муниципалы начать жить по одному закону, как тут же был принят новый , под которой пришлось подстраиваться. Наиболее сложными оказались вопросы, связанные с формированием и исполнением бюджета, чем раньше поселениям не приходилось заниматься, а также все, что связано с архитектурой и градостроительством, потому что во многих поселениях просто не нашлось специалистов этого профиля. Еще три вопроса областные муниципалы решают, но в новом законе они не прописаны - это первичный воинский учет, нотариальное обслуживание и регистрация по месту пребывания. И есть надежда, что в ближайшее время порядок их исполнения будет урегулирован".

На заметку

- Появившиеся с 2006 г. новые муниципальные образования Ленинградской области поделили полномочия, которые выполнялись раньше "в одном лице".

- На первый уровень (поселения) "ушли" ЖКХ, дороги, культура, благоустройство, земельные ресурсы. На второй уровень (районы) - социальная сфера, образование, здравоохранение.

Бычина Ирина

Людмила Вербицкая: "Мы хотим войти в десятку лучших"  »
Юридические статьи »
Читайте также