Людмила Вербицкая: "Мы хотим войти в десятку лучших"

СПб. Подписанное Правительством РФ постановление о создании Высшей школы менеджмента СПбГУ дает зеленый свет проекту "Петербургский Гарвард" .

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Людмила Вербицкая называет будущее подразделение попросту бизнес-школой, но не сомневается, что через 10 лет она выйдет в мировые лидеры.

- Сущностная сторона этого проекта давно готова. У нас есть разработанные и уже действующие программы двухступенчатого высшего образования, освоенная программа МВА и МВА-executive. Нет проблем и с преподавателями. На факультете менеджмента, на базе которого и создается бизнес-школа, трудятся квалифицированные преподаватели. Большинство из них молоды, но уже прошли стажировку в ведущих вузах Европы и США. Я приветствую стремление молодых к преподавательской деятельности, но против, чтобы работали только молодые, это же все-таки не футбольная команда. Естественно, будем привлекать к работе и преподавателей из-за рубежа.

-В Петербурге успешно действуют несколько бизнес-школ. Не начнется ли "гонка" за студентами? Резко увеличится количество выпускников - топ-менеджеров. Не приведет ли это к перенасыщению рынка?

- Искать студентов нам точно не придется. Есть много желающих учиться в будущей бизнес-школе не только в России, но и в других странах мира. Для того чтобы принять и тех и других, у нас все готово. А рынок трудоустройства будущих выпускников расписан на несколько лет вперед, так что без работы они не останутся.

-Понятно, что строительство здания школы - это задача, для реализации которой потребуется продолжительное время. Университет заявлял, что он готов к приему студентов в самое ближайшее время. Где они будут заниматься?

- К сентябрю 2007 г. мы начнем прием студентов, но занятия пока будут проводиться в нашем втором здании на Волховском пр. А к сентябрю 2008 г. студенты начнут учиться в Михайловке. Если мы хотим войти в двадцатку лучших бизнес-школ мира, необходимо хорошо подготовить Михайловку: здания, парк, территорию. Для того чтобы набрать хорошие обороты, нам понадобится 7-10 лет. Мы надеемся, что к 2016 г. бизнес-школа войдет в десятку лучших в мире. Кстати, и сам факультет создавался при помощи Школы бизнеса имени Хааса (Калифорнийский университет).

-Какой объем инвестиций необходим бизнес-школе для хороших стартовых позиций?

- Кроме тех средств, что выделяет государство (в 2006 г. это 500 млн рублей), нам необходимо еще как минимум в 2 раза больше. Всего потребуется 3-3,5 млрд рублей. Реальное государственное финансирование проекта начнет в конце июня. Эти средства пойдут на реконструкцию зданий в Михайловке и подготовку программного продукта.

-Университет уже нашел инвесторов, готовых вложить средства в создание бизнес-школы?

- У нас отработана технология работы со спонсорами и партнерами, сформирован Совет попечителей - на реконструкцию того же здания в Волховском пер. мы с его помощью собрали $4,5 млн. В результате проведенного ряда переговоров инвесторы были определены. Среди них есть зарубежные, российские и петербургские компании. Все инвесторы - заинтересованные лица. Надо отметить, что сейчас и российские компании начинают ценить свое участие в процессе реализации таких масштабных проектов, как строительство бизнес-школы. Мы же, в свою очередь, выгравируем золотыми буквами имена всех спонсоров на стене бизнес-школы.

-Вы выступали и выступаете за автономность факультетов? Бизнес-школа тоже будет автономной?

- Я считаю систему автономной деятельности факультетов эффективной. Наш университет работает по ней давно. Подобный стратегический менеджмент предусматривает частичную правовую и финансовую автономизацию учебных подразделений. Все они сейчас действуют по доверенности, но юридическими лицами не является никто.

Каждому факультету предоставляется разная степень свободы действий. Это не зависит от объема зарабатываемых им средств, а от готовности декана взять на себя определенную долю ответственности, от того, насколько хорошим менеджером он является. Ведь в его руках находится механизм распределения заработанных средств.

Бинес-школа также будет наделена определенной степенью автономности. Полностью автономной она быть не может, ведь она входит в структуру университета, правда, ситуация может и измениться в том случае, если в устав будут внесены определенные поправки.

-Вы являетесь избранным ректором, но выступаете за назначение деканов. Чем Вы это мотивируете? Декан будущей бизнес-школы будет назначен или выбран?

- Абсолютно уверена в правильности именно назначения деканов. Руководитель крупного подразделения имеет право влиять на выбор тех людей, с которыми ему придется работать. Это справедливо.

Естественно, это влияние не должно приобретать форму: вот вам декан - выбирайте, как это было в до- и послереволюционной России. Должна быть создана специальная комиссия, чьей функцией станет рассмотрение выдвинутых кандидатур. Но мнение ректора при этом должно особо учитываться. Декана бизнес-школы будут выбирать. Однако есть возможность внести в устав пункт, позволяющий попечительскому совету влиять на выбор декана.

Надо отметить, что в таких больших и классических учебных заведениях, как наш университет, бизнесу очень сложно влиять на учебный процесс. Вообще, попытки бизнеса влиять на учебный план могут оказаться совсем небезобидными и вывести на очень опасный путь.-На филологическом факультете был создан словарь, который, по задумке авторов, должен стать карманной книгой всех публичных ораторов. Его используют наши политики?

- Не так активно, как хотелось бы, но используют. Подобные издания сейчас очень нужны, ведь жанр спонтанной речи сейчас активно применяется на политической трибуне.

Одиннадцать изданных словариков войдут в свод правил, которые будут использоваться чиновниками при разработке закона о русском языке.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая готова открыть двери здания будущей бизнес-школы уже в 2008 г.

- В СПбГУ обучается около 4,5 тыс. аспирантов и соискателей.

- Всего в академических вузах РФ - 12,5 тыс. аспирантов.

- 335 вузов в РФ.

- Около 400 коммерческих высших учебных заведений в РФ.

- 1800 коммерческих филиалов государственных вузов РФ.

- 940 вузов было в СССР.

- 3,5 млрд рублей - общая сумма, необходимая для строительства бизнес-школы в Стрельне.

- 9 тыс. сотрудников в СПбГУ.

- 5,5 тыс. - численность профессорского состава.

- 38 тыс. студентов учатся в СПбГУ.

- 10 тыс. рублей - средняя зарплата профессора СПбГУ.

Источник: СПбГУ

Справка по Болонскому процессу:

- В 1988 г. на праздновании 900-летия старейшего в Европе Болонского университета (Италия, около 60 тыс. студентов) была принята Университетская хартия.

- В 1997 г. наступило время Лиссабонской конвенции о взаимопризнании диплома в Европейском регионе.

- В 1998 г. Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбоннскую декларацию по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования.

- В 1999 г. 29 министров образования европейских стран подписали Болонскую декларацию, содержание которой сводится к готовности содействовать доступу иностранных граждан в национальные учебные заведения и признанию их дипломов в этих целях.

- В настоящее время 40 стран являются участниками Болонского процесса.

- В 2003 г. о присоединении к Болонской декларации заявила и Россия.

Источник: СПбГУ

История рейтингов вузов

Понятие "лучший" на рынке образования является достаточно расплывчатым. Чтобы как-то определить его параметры, начали составлять рейтинги вузов.

Впервые они появились в Америке. В 1983 г. журнал U. S. News and World Report опубликовал первый ежегодный рейтинг лучших колледжей США. Однако лишь в 2003 г. начали составлять всемирный рейтинг университетов. Сегодня он формируется в рамках проекта, который осуществляется институтом высшего образования университета Jiao Tong в Шанхае.

Потребители рейтингов

Главными потребителями рейтингов являются абитуриенты, их родители, власти, работодатели и сами учебные заведения. Чем выше их рейтинг, тем выше будет и уровень оплаты за обучение в вузе. Работодатели же в свою очередь заинтересованы в приеме наиболее квалифицированных специалистов. Четких критериев составления рейтинга вузов и бизнес-школ до сих пор нет. Как правило, он составляется на основе опросов выпускников, экспертов, специализирующихся в области образования, работодателей, а также преподавателей самих учебных заведений. Еще одним немаловажным критерием является статистика востребованности выпускников на рынке труда.

История рейтингов бизнес-школ

Рейтинги для бизнес-школ составляют отдельно. Первый международный рейтинг бизнес-школ появился в конце XX в. Их стали публиковать такие солидные издания, как Bisness Week, Financial Times, The Wall Street Journal и другие. В России составлением таких рейтингов занимаются журнал "Карьера", РИА "РосБизнесКонсалтинг" и Ассоциация менеджеров. По оценкам экспертов, российские бизнес-школы способны занять свое место в международных рейтингах. Этому будет активно способствовать получение аккредитации AACSB, EFMD и AMBA.

Репутация становится главной

В последнее время при выборе бизнес-школы главным фактором становится не рейтинг, а репутация учебного заведения.

Вторым по важности фактором для абитуриентов становятся показатели карьерного роста выпускников, уровень стипендии, разнообразие состава студентов, а также предлагаемые бизнес-школой специализации. Учитывая эту особенность, некоторые исследователи начали составлять свои интерактивные рейтинги. Они учитывают специфические особенности и запросы будущего потребителя.

Препятствия

Серьезным препятствием попадания российских бизнес-школ в международный рейтинг является отсутствие у них международной аккредитации. Она предоставляется международными ассоциациями бизнес-образования. Отсутствие у российских бизнес-школ подобной аккредитации эксперты объясняют неготовностью образовательных программ отечественных бизнес-школ соответствовать требованиям ассоциаций бизнес-образования.

Свиридова Вера

Лавров считает необходимым создание правовой базы между Россией и ЕС  »
Юридические статьи »
Читайте также