"Инвестиционная попса"

Григорий Двас: "У нас нет цели поставить галочку, что реализован тот или иной престижный проект или привлечен некий объем инвестиций"

Конкуренция между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом за привлечение инвестиций приобретает подчас весьма острые формы. Случается, в открытую полемику о методах и стиле работы с инвесторами включаются даже первые лица обоих регионов. Можно бесконечно обсуждать, насколько целесообразно в экономическом отношении объединение Петербурга и области в единый субъект федерации, но сегодняшняя реальность такова, что потенциальным инвесторам скорее выгодно наличие двух самостоятельных регионов, власти которых по-своему пытаются использовать имеющиеся конкурентные преимущества и ресурсы для развития бизнеса. О принципах и подходах администрации Ленинградской области к инвестиционной политике в интервью обозревателю "Эксперта С-З" рассказывает вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития Григорий Двас.

- Регистрация в регионе имущества "Транснефти", которой власти Ленобласти добиваются по примеру администрации Санкт-Петербурга, не противоречит вашей недавней критике подобной практики? Вы назвали это разновидностью спекулятивных операций.

- Я по-прежнему считаю это крайне порочной практикой, которая не имеет отношения к развитию реального сектора экономики региона и не представляет для нас интереса. Это неконструктивный путь с точки зрения развития государства. Сегодня в Санкт-Петербурге регистрируются крупные компании, власти строят планы на использование дополнительных источников доходов, а завтра будет принято другое политическое решение, допустим зарегистрироваться этим налогоплательщикам на территории самых дотационных регионов. И что будет делать Петербург?

В нашем случае речь не идет о том, что мы хотим административно увести у какого-то субъекта федерации его законные финансовые потоки. Скорее наоборот. Наше желание заключается в том, чтобы имущество "Транснефти", которое находится на территории Ленинградской области (ЛО), стало объектом налогообложения в ЛО, как это и должно быть по закону. Имущество надо передать на баланс стопроцентной "дочки" "Транснефти" - компании "Балтнефтепровод", которая зарегистрирована в ЛО и де-факто сейчас использует это имущество. Оно будет учитываться при расчете налогов "Балтнефтепровода", что увеличит поступления в бюджет ЛО не менее чем на 10 млн долларов. Перерегистрация выгодна и "Балтнефтепроводу", поскольку, не имея имущества у себя на балансе, компания не могла списывать амортизационные отчисления и ее рентабельность искусственно завышалась.

Автопром - не самоцель

- Когда было объявлено о решении компании Nissan строить завод в Петербурге, появилось сообщение пресс-службы, что в правительстве ЛО "спокойно относятся" к этому. Означает ли это, что опыт завода "Форд Всеволожск" показал, что автомобильные производства не очень эффективны для экономики области и ее бюджета?

- Мы заинтересованы в реализации любых инвестиционных проектов, будь то автопром, легкая, пищевая промышленность и т.д. Но прежде всего нам важен социально-экономический эффект для региона от конкретного проекта. У нас нет цели поставить галочку, что реализован тот или иной престижный проект или привлечен некий объем инвестиций. Политика по привлечению инвесторов, проводимая в течение девяти лет в ЛО (с момента принятия областного закона о поддержке инвестиционной деятельности ), отличается последовательностью и взвешенностью. Нам важно, чтобы доходы от предприятий, инвестирующих в ЛО, превышали объем предоставляемых льгот, субсидий, субвенций. И мы строго придерживаемся этого принципа начиная с заключения самого первого инвестиционного договора. Учитывая это, нам просто неинтересны условия, на которых приходят в Петербург Toyota или Nissan.

Поясню. Сумма корпоративных налогов, уплаченных ЗАО "Форд Мотор Компани" в консолидированный бюджет ЛО, составила за прошлый год чуть менее 6 млн долларов. Иными словами, если бы мы, чтобы привлечь Ford, вложили 150 млн долларов из бюджета ЛО в развитие инфраструктуры (по расчетам, такую сумму требуется потратить на инфраструктуру для завода Toyota в Шушарах, аналогичного по мощности заводу "Форд Всеволожск". - "Эксперт С-З"), то эти средства пришлось бы возвращать 25 лет! Для сравнения: если предположить, что мы разместили те же 150 млн долларов в банке под какой-то разумный процент (хотя бы 6% годовых), мы получали бы ежегодно 9 млн долларов.

Не исключаю, что Петербург может не руководствоваться подобными экономическими расчетами. Судя по отчетам городской администрации, в бюджете Петербурга постоянно возникает колоссальный профицит: очевидно, все социальные проблемы и вопросы развития городского хозяйства уже решены и свободные средства не на что использовать. Если это так, то вложение денег в создание промышленной инфраструктуры и привлечение инвесторов - может быть, неплохое решение. Но ЛО не обладает свободными ресурсами, которые мы могли бы отвлечь от решения остающихся у нас социальных проблем...

- Строительство завода Ford в ЛО было первым и знаковым для Северо-Запада проектом мирового автопроизводителя. Почему же администрации ЛО не удалось стимулировать создание вокруг предприятия кластера производств автомобильных комплектующих?

- Мощность производства "Форд Всеволожск" (особенно на первом этапе, при выпуске 25 тыс. автомобилей в год) недостаточна, чтобы рассчитывать на приход серьезных производителей комплектующих. Известно, что объемы заказов для таких производств должны быть в несколько раз больше. Но сейчас, когда мощности Ford возросли до 70 тыс. автомобилей в год и реальностью оказывается появление Toyota и Nissan, можно говорить, что наш регион (Петербург и ЛО) становится интересным для производителей автокомпонентов.

- Как администрация ЛО намерена поддерживать развитие производств комплектующих? Тем более что и Ford должен к 2007 году довести уровень локализации до 50%...

- Доля локализации составляет уже 33%, и есть еще возможности для роста. Хотя, конечно, мы понимаем, что наибольший скачок будет лишь после того, как примут решения и начнут размещаться в регионе предприятия, ориентированные на выпуск автокомпонентов для всех производителей автомобилей. Что же касается стимулов, то, несомненно, этим инвесторам мы предоставим всю стандартную систему поддержки, работающую в ЛО, включая разумные налоговые и иные льготы, преференции.

Земельный фронт

- Готова ли ЛО предлагать инвесторам в достаточном ассортименте и на льготных условиях инженерно подготовленные производственные площадки? Это было бы конкурентным преимуществом, учитывая активизирующийся процесс вывода предприятий из центра Петербурга, некоторые из которых, однако, минуя ЛО, уходят в Псковскую или Новгородскую область...

- Мы не ставим задачи по переманиванию предприятий, полагая, что у нас и так есть много потенциала - выгодное геоэкономическое положение, энергоизбыточность, позволяющая размещать энергоемкие производства, природные и, конечно, трудовые ресурсы. Сегодня в ЛО далеко не исчерпан потенциал существующих производственно-промышленных зон и промышленных площадок, оставшихся с советских времен. Они находятся в более или менее подготовленном состоянии, хотя по каждой из них есть проблемы - где-то по энергетике, где-то по логистике.

Исходя из нашего подхода к привлечению инвесторов, мы не раздаем участки на каких-то особо льготных условиях. К сожалению, большая часть земель, которая может быть интересна для потенциальных инвесторов, находится в частной собственности (прежде всего речь идет о землях сельхозназначения). И наши возможности исчерпываются тем, что мы можем только минимизировать затраты по переводу земель сельхозназначения в земли промышленного использования, по оформлению участков в собственность.

Впрочем, если земля остается в госсобственности, то ее можно получить достаточно дешево - на условиях аренды, с применением понижающих коэффициентов и с правом выкупа после завершения строительства предприятия. В некоторых районах, например в Подпорожском (сейчас там строится деревоперерабатывающий завод), земля может стоить буквально копейки.

- Когда будут предоставляться инженерно обеспеченные участки в новых промзонах, которые готовятся частными девелоперскими компаниями? Об этом было заявлено администрацией ЛО еще около трех лет назад.

- С 2007 года у инвесторов появится возможность получения участков в промзоне "Горелово". Компания "Агентство „Горелово - индустриальная зона"", которой в 2003 году было передано в управление более 200 га земли, почти полностью выполнила изыскательские и проектные работы и начинает строительство инфраструктуры. По информации Агентства, уже заключены предварительные соглашения примерно с полутора десятками компаний на приобретение участков (это около 70% всей территории), что позволит окупить все инвестиции в проект. Никаких "долевых" схем с привлечением денег потенциальных приобретателей Агентство не задействует, в основном используются кредитные ресурсы. Цена участков будет составлять 25?40 долларов за квадратный метр, что вполне соответствует ситуации на рынке. Как известно, в районе Кольцевой автомобильной дороги инженерно подготовленные участки стоят от 25 до 50 долларов за квадратный метр, в более удаленных, но интересных для бизнеса промзонах (в Ломоносовском, Тосненском районах) цена колеблется в пределах 15?25 долларов за квадратный метр.

По такой же схеме готовятся территории в Тосненском районе (вблизи Колпино), во Всеволожском районе. Мы видим спрос со стороны инвесторов на инженерно подготовленные участки, и сейчас рассматриваются возможности развития других площадок с привлечением частного бизнеса.

Секрет IKEA

- Что вы имели в виду, заявив на Северо-Западном инвестиционном форуме, что, мол, на фоне Петербурга, привлекающего стратегических инвесторов, ЛО занимается "инвестиционной попсой"? Как можно относить к "попсе" IKEA, которая вкладывает в свои проекты "МЕГА" в ЛО больше, чем, к примеру, Ford, Toyota и Nissan вместе взятые?

- Употребляя термин "инвестиционная попса", я имел в виду следующее. Некоторые инвесторы просчитывают развитие событий глубоко и на далекую перспективу, прогнозируют, кто будет президентом США и России в 2020 году и как это, а также глобальные изменения климата на Земле, может сказаться на их бизнесе. Подобные инвесторы, для которых экспертные агентства выводят заумные формулы и рейтинги, учитывающие сотни факторов, в ЛО не приходят. А есть такие, которые занимаются своей сермяжной работой, понимают, как должен развиваться их бизнес, видят, где ему будет хорошо, и принимают решения. И мы ориентируемся на работу с таким бизнесом, не думающим о политических хитросплетениях и спекулятивных решениях.

- И все же: чем ЛО смогла привлечь IKEA, на какие жертвы и льготы пришлось пойти, чтобы заполучить такого инвестора, ведь он присматривался к возможности размещения своих объектов в Петербурге, тоже рядом с КАД?

- Мы не предлагали IKEA никаких специальных преференций, выходящих за рамки областного закона о поддержке инвестиционной деятельности. Землю в Кудрово и на Парнасе IKEA честно выкупала у владельцев по рыночным ценам. IKEA анализировала только реально существующие, а значит, имеющие долгосрочную устойчивость конкурентные преимущества ЛО, и только на них она ориентировалась.

- Может быть, сыграл роль фактор административного сопровождения проектов - как говорят ваши коллеги в Смольном, поддержка стратегического инвестора в режиме "ручной работы"?

- Скорее повлиял опыт, который IKEA получила на первом этапе работы в ЛО, когда мы использовали все возможные способы, чтобы поддержать проект (в том числе при взаимодействии с федеральными структурами), помочь ему реализоваться наиболее эффективно. Думаю, это явилось определяющим фактором и при принятии решения о дальнейшем развитии проектов в ЛО.

Но при этом все-таки нужно понимать: доброе отношение властей или конкретных чиновников - это фактор очень неустойчивый. Поменялся чиновник - может поменяться и отношение власти к данному бизнесу. В этом смысле, безусловно, политическое влияние, политическая воля конкретного руководителя - конкурентное преимущество, но низшего порядка. К преимуществам низшего порядка, в принципе, относятся и налоговые льготы. Важнее преимущества более высокого уровня. Это геоэкономическое положение, которое предопределяет выгодность места с точки зрения логистики. Это и трудовые ресурсы, сохранение которых прогнозируется на длительную перспективу. Играет роль и наличие сформированного, апробированного, давно действующего законодательства, на которое в гораздо меньшей степени влияет приход или уход даже самого высокопоставленного чиновника.

- Как администрация ЛО намерена обеспечивать локализацию деятельности IKEA в регионе, если, конечно, по аналогии с автопромом уместно такое понятие?

- Да, вполне нормальный термин - локализация. В апреле мы провели совещание с представителями IKEA, ответственными за закупку продукции у местных производителей. Не только мы, но и сама IKEA заинтересована в локализации производства, которая, кстати, и сегодня существует. Говорилось об увеличении доли российских производителей с 30 до 40% уже к концу 2006 года. Мы предоставили менеджерам IKEA возможность выступить сразу перед всеми заинтересованными предприятиями и представителями ассоциаций производителей, обозначили интерес к определенным видам продукции, чтобы люди посмотрели друг другу в глаза и затем общались напрямую.

Состоялся очень интересный, обстоятельный разговор. Помимо предприятий, занимающихся деревопереработкой и изготовлением мебели, сотрудничество с IKEA перспективно для производителей текстиля, изделий из пластмасс, кожгалантереи и т.д. И, как мне кажется, руководители предприятий понимают, что будут очень жесткие требования не только к качеству продукции, упаковки, но и к стабильности поставок. Некоторым производителям мебели придется перейти на унифицированные крепежные изделия, чтобы можно было пользоваться стандартным для IKEA инструментом.

Отметка на карте

- Что даст бизнесу декларированное областными властями намерение "активизировать инвестиционную политику" и выделить 50 млн рублей на

Не просто завод  »
Юридические статьи »
Читайте также