"Инвестиционная попса"

Григорий Двас: "У нас нет цели поставить галочку, что реализован тот или иной престижный проект или привлечен некий объем инвестиций"

Конкуренция между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом за привлечение инвестиций приобретает подчас весьма острые формы. Случается, в открытую полемику о методах и стиле работы с инвесторами включаются даже первые лица обоих регионов. Можно бесконечно обсуждать, насколько целесообразно в экономическом отношении объединение Петербурга и области в единый субъект федерации, но сегодняшняя реальность такова, что потенциальным инвесторам скорее выгодно наличие двух самостоятельных регионов, власти которых по-своему пытаются использовать имеющиеся конкурентные преимущества и ресурсы для развития бизнеса. О принципах и подходах администрации Ленинградской области к инвестиционной политике в интервью обозревателю "Эксперта С-З" рассказывает вице-губернатор Ленинградской области, председатель Комитета экономического развития Григорий Двас.

- Регистрация в регионе имущества "Транснефти", которой власти Ленобласти добиваются по примеру администрации Санкт-Петербурга, не противоречит вашей недавней критике подобной практики? Вы назвали это разновидностью спекулятивных операций.

- Я по-прежнему считаю это крайне порочной практикой, которая не имеет отношения к развитию реального сектора экономики региона и не представляет для нас интереса. Это неконструктивный путь с точки зрения развития государства. Сегодня в Санкт-Петербурге регистрируются крупные компании, власти строят планы на использование дополнительных источников доходов, а завтра будет принято другое политическое решение, допустим зарегистрироваться этим налогоплательщикам на территории самых дотационных регионов. И что будет делать Петербург?

В нашем случае речь не идет о том, что мы хотим административно увести у какого-то субъекта федерации его законные финансовые потоки. Скорее наоборот. Наше желание заключается в том, чтобы имущество "Транснефти", которое находится на территории Ленинградской области (ЛО), стало объектом налогообложения в ЛО, как это и должно быть по закону. Имущество надо передать на баланс стопроцентной "дочки" "Транснефти" - компании "Балтнефтепровод", которая зарегистрирована в ЛО и де-факто сейчас использует это имущество. Оно будет учитываться при расчете налогов "Балтнефтепровода", что увеличит поступления в бюджет ЛО не менее чем на 10 млн долларов. Перерегистрация выгодна и "Балтнефтепроводу", поскольку, не имея имущества у себя на балансе, компания не могла списывать амортизационные отчисления и ее рентабельность искусственно завышалась.

Автопром - не самоцель

- Когда было объявлено о решении компании Nissan строить завод в Петербурге, появилось сообщение пресс-службы, что в правительстве ЛО "спокойно относятся" к этому. Означает ли это, что опыт завода "Форд Всеволожск" показал, что автомобильные производства не очень эффективны для экономики области и ее бюджета?

- Мы заинтересованы в реализации любых инвестиционных проектов, будь то автопром, легкая, пищевая промышленность и т.д. Но прежде всего нам важен социально-экономический эффект для региона от конкретного проекта. У нас нет цели поставить галочку, что реализован тот или иной престижный проект или привлечен некий объем инвестиций. Политика по привлечению инвесторов, проводимая в течение девяти лет в ЛО (с момента принятия областного закона о поддержке инвестиционной деятельности ), отличается последовательностью и взвешенностью. Нам важно, чтобы доходы от предприятий, инвестирующих в ЛО, превышали объем предоставляемых льгот, субсидий, субвенций. И мы строго придерживаемся этого принципа начиная с заключения самого первого инвестиционного договора. Учитывая это, нам просто неинтересны условия, на которых приходят в Петербург Toyota или Nissan.

Поясню. Сумма корпоративных налогов, уплаченных ЗАО "Форд Мотор Компани" в консолидированный бюджет ЛО, составила за прошлый год чуть менее 6 млн долларов. Иными словами, если бы мы, чтобы привлечь Ford, вложили 150 млн долларов из бюджета ЛО в развитие инфраструктуры (по расчетам, такую сумму требуется потратить на инфраструктуру для завода Toyota в Шушарах, аналогичного по мощности заводу "Форд Всеволожск". - "Эксперт С-З"), то эти средства пришлось бы возвращать 25 лет! Для сравнения: если предположить, что мы разместили те же 150 млн долларов в банке под какой-то разумный процент (хотя бы 6% годовых), мы получали бы ежегодно 9 млн долларов.

Не исключаю, что Петербург может не руководствоваться подобными экономическими расчетами. Судя по отчетам городской администрации, в бюджете Петербурга постоянно возникает колоссальный профицит: очевидно, все социальные проблемы и вопросы развития городского хозяйства уже решены и свободные средства не на что использовать. Если это так, то вложение денег в создание промышленной инфраструктуры и привлечение инвесторов - может быть, неплохое решение. Но ЛО не обладает свободными ресурсами, которые мы могли бы отвлечь от решения остающихся у нас социальных проблем...

- Строительство завода Ford в ЛО было первым и знаковым для Северо-Запада проектом мирового автопроизводителя. Почему же администрации ЛО не удалось стимулировать создание вокруг предприятия кластера производств автомобильных комплектующих?

- Мощность производства "Форд Всеволожск" (особенно на первом этапе, при выпуске 25 тыс. автомобилей в год) недостаточна, чтобы рассчитывать на приход серьезных производителей комплектующих. Известно, что объемы заказов для таких производств должны быть в несколько раз больше. Но сейчас, когда мощности Ford возросли до 70 тыс. автомобилей в год и реальностью оказывается появление Toyota и Nissan, можно говорить, что наш регион (Петербург и ЛО) становится интересным для производителей автокомпонентов.

- Как администрация ЛО намерена поддерживать развитие производств комплектующих? Тем более что и Ford должен к 2007 году довести уровень локализации до 50%...

- Доля локализации составляет уже 33%, и есть еще возможности для роста. Хотя, конечно, мы понимаем, что наибольший скачок будет лишь после того, как примут решения и начнут размещаться в регионе предприятия, ориентированные на выпуск автокомпонентов для всех производителей автомобилей. Что же касается стимулов, то, несомненно, этим инвесторам мы предоставим всю стандартную систему поддержки, работающую в ЛО, включая разумные налоговые и иные льготы, преференции.

Земельный фронт

- Готова ли ЛО предлагать инвесторам в достаточном ассортименте и на льготных условиях инженерно подготовленные производственные площадки? Это было бы конкурентным преимуществом, учитывая активизирующийся процесс вывода предприятий из центра Петербурга, некоторые из которых, однако, минуя ЛО, уходят в Псковскую или Новгородскую область...

- Мы не ставим задачи по переманиванию предприятий, полагая, что у нас и так есть много потенциала - выгодное геоэкономическое положение, энергоизбыточность, позволяющая размещать энергоемкие производства, природные и, конечно, трудовые ресурсы. Сегодня в ЛО далеко не исчерпан потенциал существующих производственно-промышленных зон и промышленных площадок, оставшихся с советских времен. Они находятся в более или менее подготовленном состоянии, хотя по каждой из них есть проблемы - где-то по энергетике, где-то по логистике.

Исходя из нашего подхода к привлечению инвесторов, мы не раздаем участки на каких-то особо льготных условиях. К сожалению, большая часть земель, которая может быть интересна для потенциальных инвесторов, находится в частной собственности (прежде всего речь идет о землях сельхозназначения). И наши возможности исчерпываются тем, что мы можем только минимизировать затраты по переводу земель сельхозназначения в земли промышленного использования, по оформлению участков в собственность.

Впрочем, если земля остается в госсобственности, то ее можно получить достаточно дешево - на условиях аренды, с применением понижающих коэффициентов и с правом выкупа после завершения строительства предприятия. В некоторых районах, например в Подпорожском (сейчас там строится деревоперерабатывающий завод), земля может стоить буквально копейки.

- Когда будут предоставляться инженерно обеспеченные участки в новых промзонах, которые готовятся частными девелоперскими компаниями? Об этом было заявлено администрацией ЛО еще около трех лет назад.

- С 2007 года у инвесторов появится возможность получения участков в промзоне "Горелово". Компания "Агентство „Горелово - индустриальная зона"", которой в 2003 году было передано в управление более 200 га земли, почти полностью выполнила изыскательские и проектные работы и начинает строительство инфраструктуры. По информации Агентства, уже заключены предварительные соглашения примерно с полутора десятками компаний на приобретение участков (это около 70% всей территории), что позволит окупить все инвестиции в проект. Никаких "долевых" схем с привлечением денег потенциальных приобретателей Агентство не задействует, в основном используются кредитные ресурсы. Цена участков будет составлять 25?40 долларов за квадратный метр, что вполне соответствует ситуации на рынке. Как известно, в районе Кольцевой автомобильной дороги инженерно подготовленные участки стоят от 25 до 50 долларов за квадратный метр, в более удаленных, но интересных для бизнеса промзонах (в Ломоносовском, Тосненском районах) цена колеблется в пределах 15?25 долларов за квадратный метр.

По такой же схеме готовятся территории в Тосненском районе (вблизи Колпино), во Всеволожском районе. Мы видим спрос со стороны инвесторов на инженерно подготовленные участки, и сейчас рассматриваются возможности развития других площадок с привлечением частного бизнеса.

Секрет IKEA

- Что вы имели в виду, заявив на Северо-Западном инвестиционном форуме, что, мол, на фоне Петербурга, привлекающего стратегических инвесторов, ЛО занимается "инвестиционной попсой"? Как можно относить к "попсе" IKEA, которая вкладывает в свои проекты "МЕГА" в ЛО больше, чем, к примеру, Ford, Toyota и Nissan вместе взятые?

- Употребляя термин "инвестиционная попса", я имел в виду следующее. Некоторые инвесторы просчитывают развитие событий глубоко и на далекую перспективу, прогнозируют, кто будет президентом США и России в 2020 году и как это, а также глобальные изменения климата на Земле, может сказаться на их бизнесе. Подобные инвесторы, для которых экспертные агентства выводят заумные формулы и рейтинги, учитывающие сотни факторов, в ЛО не приходят. А есть такие, которые занимаются своей сермяжной работой, понимают, как должен развиваться их бизнес, видят, где ему будет хорошо, и принимают решения. И мы ориентируемся на работу с таким бизнесом, не думающим о политических хитросплетениях и спекулятивных решениях.

- И все же: чем ЛО смогла привлечь IKEA, на какие жертвы и льготы пришлось пойти, чтобы заполучить такого инвестора, ведь он присматривался к возможности размещения своих объектов в Петербурге, тоже рядом с КАД?

- Мы не предлагали IKEA никаких специальных преференций, выходящих за рамки областного закона о поддержке инвестиционной деятельности. Землю в Кудрово и на Парнасе IKEA честно выкупала у владельцев по рыночным ценам. IKEA анализировала только реально существующие, а значит, имеющие долгосрочную устойчивость конкурентные преимущества ЛО, и только на них она ориентировалась.

- Может быть, сыграл роль фактор административного сопровождения проектов - как говорят ваши коллеги в Смольном, поддержка стратегического инвестора в режиме "ручной работы"?

- Скорее повлиял опыт, который IKEA получила на первом этапе работы в ЛО, когда мы использовали все возможные способы, чтобы поддержать проект (в том числе при взаимодействии с федеральными структурами), помочь ему реализоваться наиболее эффективно. Думаю, это явилось определяющим фактором и при принятии решения о дальнейшем развитии проектов в ЛО.

Но при этом все-таки нужно понимать: доброе отношение властей или конкретных чиновников - это фактор очень неустойчивый. Поменялся чиновник - может поменяться и отношение власти к данному бизнесу. В этом смысле, безусловно, политическое влияние, политическая воля конкретного руководителя - конкурентное преимущество, но низшего порядка. К преимуществам низшего порядка, в принципе, относятся и налоговые льготы. Важнее преимущества более высокого уровня. Это геоэкономическое положение, которое предопределяет выгодность места с точки зрения логистики. Это и трудовые ресурсы, сохранение которых прогнозируется на длительную перспективу. Играет роль и наличие сформированного, апробированного, давно действующего законодательства, на которое в гораздо меньшей степени влияет приход или уход даже самого высокопоставленного чиновника.

- Как администрация ЛО намерена обеспечивать локализацию деятельности IKEA в регионе, если, конечно, по аналогии с автопромом уместно такое понятие?

- Да, вполне нормальный термин - локализация. В апреле мы провели совещание с представителями IKEA, ответственными за закупку продукции у местных производителей. Не только мы, но и сама IKEA заинтересована в локализации производства, которая, кстати, и сегодня существует. Говорилось об увеличении доли российских производителей с 30 до 40% уже к концу 2006 года. Мы предоставили менеджерам IKEA возможность выступить сразу перед всеми заинтересованными предприятиями и представителями ассоциаций производителей, обозначили интерес к определенным видам продукции, чтобы люди посмотрели друг другу в глаза и затем общались напрямую.

Состоялся очень интересный, обстоятельный разговор. Помимо предприятий, занимающихся деревопереработкой и изготовлением мебели, сотрудничество с IKEA перспективно для производителей текстиля, изделий из пластмасс, кожгалантереи и т.д. И, как мне кажется, руководители предприятий понимают, что будут очень жесткие требования не только к качеству продукции, упаковки, но и к стабильности поставок. Некоторым производителям мебели придется перейти на унифицированные крепежные изделия, чтобы можно было пользоваться стандартным для IKEA инструментом.

Отметка на карте

- Что даст бизнесу декларированное областными властями намерение "активизировать инвестиционную политику" и выделить 50 млн рублей на разработку неких бизнес-планов?

- Если точнее, речь идет не о бизнес-планах, а о подготовке продвинутых бизнес-идей и информации, необходимой для принятия бизнесом принципиальных решений. Например, мы видим недостаток объектов туристической инфраструктуры, но, кроме рассуждений, какая хорошая ЛО, какие у нас есть исторические достопримечательности, не можем предложить инвесторам исходных материалов. Поэтому мы будем сами выявлять места, где можно было бы построить гостиницы, кемпинги, базы развития яхтенного туризма, проведем предварительный анализ, какие это должны быть объекты с точки зрения "звездности", количества мест, возможной проходимости.

- В последнее время высказываются мнения, что власти ЛО стали уделять меньше внимания малому бизнесу, занимаясь прежде всего крупными инвесторами...

- Не согласен. У нас продолжает функционировать система поддержки малого предпринимательства, которую многие специалисты считают чрезвычайно эффективной. Нельзя говорить, что для нас важны стратегические инвесторы, а малый бизнес не очень важен. Мы стремимся смотреть на интегральный - социальный и экономический - эффект от развития предпринимательства. Для нас очевидно, что основная миссия малых предприятий - не экономическая, а социальная: создание возможностей для занятости населения, появление новых рабочих мест и т.д. Что же касается экономического эффекта, то на крупных предприятиях производительность труда обычно в десятки раз выше, чем в малом бизнесе.

- Почему для садоводов администрация ЛО сознательно установила заниженные ставки земельного налога (признавая их нерыночность), а малому бизнесу, не только создающему рабочие места, но и обеспечивающему условия для жизни тех же дачников, придется платить в полном объеме?

- Органы местного самоуправления имеют возможность корректировать ставки земельного налога, и я надеюсь, что они будут делать это взвешенно, осознавая необходимость оптимального соотношения между экономической и социальной составляющими.

- Когда изменилось федеральное законодательство, власти области нашли способ, по сути, сохранить льготы, предоставленные ранее инвесторам. Планируется ли как-то облегчить новые требования федерального закона , касающиеся торговли алкоголем, ведь это напрямую затрагивает интересы малого бизнеса?

- Пока мы решили не вводить меры, смягчающие федеральное законодательство. Посмотрим, какой будет реакция рынка, предпринимателей. Возможно, и потребуется внесение каких-то изменений. Наш анализ показывает, что по большинству позиций новые условия правильны и объективны. Не завышены и лицензионные сборы, хотя, возможно, имеет смысл ввести рассрочку их уплаты.

- Вы утверждали, что в ЛО инвестор может получить больше преференций, чем в действующей Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области или по новому федеральному Закону об ОЭЗ. Тем не менее администрация ЛО намерена повторно участвовать в конкурсе на получение статуса ОЭЗ для Усть-Луги...

- Да, когда будет объявлен конкурс, мы собираемся вновь подать заявку, доработав ее с учетом замечаний конкурсной комиссии и уточнив некоторые акценты. Практическое значение статуса ОЭЗ для нас связано, с одной стороны, с получением из бюджета средств на создание инфраструктуры. С другой стороны, статус ОЭЗ важен для того, чтобы сидящие в Москве регулировщики видели на карте еще одну светящуюся точку и помнили, что сюда нужно направлять инвесторов. Федеральные чиновники, защищая честь мундира, предпочитают ориентировать иностранных инвесторов на ОЭЗ. Вопреки даже формальной логике и тому, что фактические условия размещения инвесторов в ЛО сегодня лучше, чем в создаваемых ОЭЗ.

- Вы по-прежнему убеждены, что самостоятельное существование ЛО и Санкт-Петербурга экономически выгоднее их объединения?

- Да. Но, конечно, перед принятием того или иного решения необходимо серьезное научное изучение вопроса. Впрочем, совершенно очевидно, что никакого исследования не будет. Будет политическое решение. А каким оно окажется и когда его примут, предсказать практически невозможно...

Игорь Архипов

Не просто завод  »
Юридические статьи »
Читайте также