Церковный нарколог

В Петербурге, судя по всему, начинается очередной крестовый поход против алкоголизма. И хотя депутаты питерского ЗакСа отложили на прошлой неделе слушания поправок к законопроекту , ограничивающему продажу крепкого спиртного в ночное время суток, тем не менее до конца года решение, вероятно, примут. Но вот вопрос: поможет ли такое нововведение справиться с ростом алкоголизма, который, если верить официальной статистике, в этом году подрос на 15% по сравнению с годом минувшим?

Что помешает заправским алкоголикам затариваться днем? Есть, конечно, и другие меры - заинтересовать население здоровым образом жизни, заняться борьбой с безработицей и т.п. Но дешевле - запретить. Тем временем свою лепту в борьбу с алкоголизмом решили внести священники. Для России подобная практика не нова. Стоит заметить, что до царствования Петра I на Руси фактически не пили. Ни в одной былине, ни в народных сказках о пьяных не поминается. Петр Великий ввел на Руси пьянство, национализировал все питейные заведения. А потом испугался, увидев, как быстро его народ пристрастился к алкоголю. Тогда император учредил особую медаль "За пьянство". Это огромная многофунтовая металлическая "награда" закреплялась железным обручем вокруг шеи осужденного, острыми краями упираясь в грудь и живот. С ней приходилось жить год: работать, есть, спать. Снимались вериги только после того, как наказуемый в церкви давал зарок - обещание Богу не пить. История не знала повторного награждения этой медалью одного и того же человека. Так что царя Петра I можно считать первым российским наркологом, причем излечивающим алкоголизм стопроцентно.

О петровском опыте вспомнили в XIX веке, когда стало нарастать пьянство русского народа. С 1840 года во всех русских православных церквах стали принимать у желающих целебный зарок, который давали, держа руку на кресте и Евангелии и назначая срок, в течение которого не притронутся к спиртному. Как правило, давшие зарок не пили, боясь наказания Бога за нарушение обещания.

Одновременно по инициативе Министерства просвещения в школах ввели новый предмет "Уроки трезвости", где подробно рассказывалось, как алкоголь действует на различные органы человеческого организма. Причем экзамен по этому предмету был обязателен. Мне посчастливилось ознакомиться с одним из таких учебников, который показал мне знакомый нарколог. Реакция Министерства финансов на эти "мероприятия" была незамедлительной. Оно потребовало, чтобы церкви сократили принятие зарока, а в школах ограничили преподавание уроков трезвости, ибо растущая трезвость испугала налоговые органы: падал доход.

Святейший Синод отказался выполнить требование налоговых органов. Так в XIX веке развернулась борьба Синода, русской интеллигенции, Министерства просвещения, с одной стороны, и Министерства финансов и налоговых органов - с другой. Финансисты обратились к Александру III с просьбой о помощи в прекращении практики принятия зарока, так как откупная система акцизов понесла большие убытки от народной трезвости и затрещала по всем швам.

Но Святейший Синод, напротив, попросил у царя особую привилегию для обществ и братств трезвости (а таковые были в каждой губернии). Противостояние Синода и Министерства финансов достигло такого накала к 1885 году, что Александр III был вынужден издать указ - опросить жителей всех губерний, хотят ли они отказаться от питейных заведений. Опрос показал, что 65% населения отказалось от алкоголя. Тут же закрыли половину питейных заведений. Вышли "Правила о питейной торговле", высочайше утвержденные Александром III 14 мая 1885 года. Они предусматривали право закрывать все питейные заведения на территории действия трезвеннических организаций при условии, что их членами является более 50% местного населения.

Вследствие этого указа к 1914 году по ходатайству региональных обществ трезвости в России были закрыты практически все питейные заведения. И как констатация факта победы народной трезвости в 1914 году царем Николаем II был подписан указ о прекращении выпуска в России всех спиртных напитков и запрещении торговли ими, фактически - сухой закон. Он был отменен большевиками лишь в 1925 году, но в стране практически до начала Великой Отечественной войны пили мало.

Ныне, к сожалению, по данным ВОЗа (Всемирной организации здравоохранения), мы в числе лидеров по потреблению спиртного.

Наш известный психиатр Бехтерев еще в 1912 году в статье "Об алкоголизме в России" ("Вестник знания", N10, 1912 г.) писал, что, по его мнению, только церковь и школа могут предотвратить алкоголизм.

Сегодня изучением трудов В.М. Бехтерева, проблемами борьбы с алкоголизмом, наркоманией, страстью к азартным играм занимается Петербургский институт резервных возможностей человека, выполняющий задания Министерства здравоохранения. Возглавляет институт вице-президент Ассоциации наркологов Петербурга, профессор психологии МАПО (так ныне именуется Институт повышения квалификации врачей), нарколог, член Биографического общества выдающихся врачей мира Григорий Григорьев. По его инициативе, равно как и других научных сотрудников института, свыше десяти лет назад священник Спасо-Парголовской церкви, кандидат богословия Василий Лесняк начал принимать в своем храме целебный зарок у всех желающих. Традиция возобновилась. Говорят, немало людей обязано ему своим выздоровлением. После смерти Лесняка эстафету подхватил священник храма Новомучеников и Исповедников Российских, что находится на Миргородской улице, дом 2.

Каждый месяц в один из воскресных дней, разумеется, бесплатно, в церкви принимают зарок - обещание Богу не пить - от людей, страдающие алкогольной зависимостью, а также табакокурением и страстью к азартным играм. Всех обратившихся просят приходить в церковь для закрепления зарока. А также сообщать позже о состоянии здоровья. По словам священника этого храма, с которым я беседовала, за все годы принятия зарока в перестроечное время из тысячи обратившихся излечено около 80%. Люди оставляют свои данные, чтобы Институт резервных возможностей мог вести статистический учет всех, кого исцелил этот старый обычай Русской православной церкви. К сожалению, сложнее дело обстоит с лечением наркомании - это очень глубокая зависимость, которая требует предварительного серьезного лечения. Хотя от употребления наркотиков и алкоголя умирает примерно одинаковое количество пострадавших.

Рассказать об этом корреспондент "Версии в Питере" решил, потому что такой вид "лечения" поможет кому-то из горожан. Ведь в отличие от большинства современных клиник, рекламой церковь, конечно, не занимается. Но как в Петербурге, так и в любом городе России церковь не откажет тем, кто мечтает о трезвой жизни. И не обязательно быть набожным, главное поверить - алкоголизм излечим.

Версия Лотты Богопольской

Народная версия  »
Юридические статьи »
Читайте также