Оформление результатов выездных налоговых проверок

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»тел/факс (095) 937-3451 /

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далееНК РФ) по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку опроведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки еепроведения. Составление такой справки означает, что фактически выездная проверкаокончена, то есть налоговые органы не вправе требовать представления документови проводить иные проверочные действия.

Форма справки утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 10 апреля 2000года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерациипо налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления актавыездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательствао налогах и сборах».

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверкеуполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется вустановленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителемпроверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо ихпредставителями. В случае отказа налогоплательщика подписать акт, об этомделается соответствующая запись в акте. Отсутствие подписи налогоплательщика неимеет большого значения и свидетельствует лишь о том, что налогоплательщикотказался подписать акт. Трудно согласиться с рекомендациями не подписывать актв случае несогласия с изложенными фактами и выводами. В таком случае правильнеебудет представить возражения в письменной форме.

Форма акта выездной налоговой проверки утверждена Приказом МНС РоссийскойФедерации от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении ИнструкцииМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60«О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу онарушениях законодательства о налогах и сборах».

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один изкоторых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителюпроверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (ихпредставителям). При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющихпредполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах,содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах.В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемымв соответствии с пунктом 3 статьи 32 части первой НК РФ в органы ФСЭНП длярешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщикалибо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку илипередается иным способом, свидетельствующим о дате его полученияналогоплательщиком или его представителями.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датойвручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся кналоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками,а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированноеизложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений,выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а такжевыводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки настатьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный видналоговых правонарушений.

В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иныеисправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц,подписывающих акт.

В случае выявления налогового правонарушения в акте должно быть отражено:

  • вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения,налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
  • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговыхдекларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными сисчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными входе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выезднойналоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;
  • ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием, в случаенеобходимости, бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражениясоответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иныедоказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующиенормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах исборах, которые нарушены налогоплательщиком;
  • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколыопроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производственеобходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производствасоответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанныхна достаточных доказательствах.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств,относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе: сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полнотеотражения финансово - хозяйственных операций в бухгалтерском учете; обисточниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающихприменение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения итак далее.

В соответствии с Приказом МНС Российской Федерации от 10 апреля 2000 года№АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации поналогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выезднойналоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства оналогах и сборах» к акту выезднойналоговой проверки должны быть приложены:

  • решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа опроведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику(его представителю), прилагается копия указанного решения). В случае проведениявыездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля задеятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту выезднойналоговой проверки прилагается постановление о проведении повторной выезднойналоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю),прилагается копия указанного постановления);
  • копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверкидокументов;
  • уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими всвязи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когдауказанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаныпроверяющим(и), руководителем организации или индивидуальным предпринимателемили их представителями;
  • акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя)(данное приложение приводится, если при проверке была произведенаинвентаризация);
  • материалы встречных проверок (в случае их проведения);
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных,складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком дляизвлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения и такдалее, протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлениюналогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а такжепостановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов ипредметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончаниипроверки.

К акту выездной налоговой проверки могут прилагаться:

  • копии (в случаях производства выемки у налогоплательщика документов -подлинников) документов, подтверждающих наличие фактов нарушениязаконодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушенийзаконодательства о налогах и сборах в описательной части акта производитсязапись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающихналичие соответствующих нарушений;
  • справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (другихкредитных учреждениях), подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемойорганизации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;
  • справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации)организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования;составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и такдалее, подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации (егопредставителем);
  • справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / кодпричины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений,торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации,наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписаннаяпроверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальнымпредпринимателем либо их представителями;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактовналоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатампроверки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в актепроверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок содня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый органписьменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту вцелом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправеприложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срокпередать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающиеобоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Налогоплательщикам следует помнить, что несоблюдение налоговым органомтребований составления акта выездной налоговой проверки является основанием дляпризнания такого акта недействительным.

По истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 100 НК РФ, в течение неболее 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органарассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы,представленные налогоплательщиком.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений иливозражений по акту налоговой проверки материалы проверки должны рассматриватьсяв присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либоиндивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и местерассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известитьналогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение,не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщикомвозражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в егоотсутствие.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налоговогокодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованиюналогового администрирования» предусматривает внесение изменений в статью 100 НКРФ, согласно которому предлагается увеличить срок представленияналогоплательщиком возражений по акту выездной проверки до 15 рабочих дней.

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВПРОВЕРКИ

Материалы выездной налоговой проверки рассматриваются руководителем(заместителем руководителя) налогового органа.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений иливозражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются вприсутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуальногопредпринимателя или их представителей. Представленные налогоплательщикомвозражения должны быть в обязательном порядке рассмотрены руководителем(заместителем руководителя) налогового органа. Несоблюдение должностными лицаминалоговых органов требований статьи 101 НК РФ может явиться основанием дляотмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (ПисьмоМинфина Российской Федерации от 6 сентября 2004 года №03-02-08/6).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещаетналогоплательщика заблаговременно. Неизвещение налогоплательщика о месте ивремени рассмотрения материалов проверки либо несвоевременное извещение можетслужить основанием для отмены решения налогового органа о привлечении кответственности (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2005года по делу №Ф04-858/2005(8943-А03-31)).

Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалыпроверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения,другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместительруководителя) налогового органа выносит решение по форме установленной ПриказомМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года№АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации поналогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выезднойналоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства оналогах и сборах».

Руководитель (заместитель руководителя) может вынести одно из следующихрешений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершениеналогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершениеналогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано наотсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение невыносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (егозаместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятийналогового контроля.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственностиза совершение налогового правонарушения должно содержать:

  • номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, натерритории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа;классный чин (при его наличии), фамилия, имя и отчество руководителя(заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату иномер

    Юридические статьи »
Читайте также