Подумай о минутах свысока

Чиновники признают, что до победы транспортной реформы еще далеко - интервалы движения автобусов сократились только на линиях "Пассажиравтотранса"

Руководители комитета по транспорту периодически сообщают, как удачно (и в намеченные сроки - с 1 апреля 2006 года) началась в нашем городе транспортная реформа, как сократились интервалы движения и количество жалоб пассажиров. Но чиновники умалчивают о том, что интервалы начали сокращаться только у одного перевозчика - ГУП "Пассажиравтотранс".

А "десятка" и ныне там

Работу транспортных компаний - победителей городского конкурса на обслуживание социальных и коммерческих автобусных маршрутов контролирует ГУП "Организатор перевозок". Напомним, что 1 апреля 2006 года на 224 городских социальных маршрутах (50 процентов объемов городских перевозок), которые до этого десятки лет обслуживал ГУП "Пассажиравтотранс", вышли 686 машин других транспортных компаний. Таким образом, общий парк социальных машин в Питере увеличился по сравнению с 2005 годом на 30 процентов - до 1700 автобусов.

До советских показателей это пока не дотягивает - в 1980-е годы по Ленинграду курсировали 2,5 тысячи автобусов. Но прогресс и, как следствие, сокращение интервалов движения в ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ), уже заметны.

Заместитель генерального директора ПАТа и по-совместительству председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Игорь Маилов отметил, что у предприятия после передачи некоторых его маршрутов конкурентам высвободилось сразу 375 единиц техники. Этот мощный парк отправился на усиление самых проблемных и востребованных маршрутов "Пассажиравтотранса". Господин Маилов подчеркнул, что весной этого года сразу на 20 "номерах" удалось сократить интервалы с 15-20 до 5-10 минут. В этот перечень, в частности, вошли маршруты N 1, 3, 13, 102, 114, 145...

...Наша газета не раз писала о чудовищных интервалах движения социальных автобусов в центре. Например, о графике 10-го социального автобуса, который 20 лет назад ходил между Петроградкой, "материковым" центром и Балтийским вокзалом с интервалом 5 минут. В последние годы "десятка" прибывает на остановки в лучшем случае раз в 50 минут, да и то лишь в часы пик. Но пожилые пассажиры продолжают терпеливо ждать - денег на маршрутку у них нет.

Корреспондент "НВ" поинтересовался у господина Маилова, насколько сократились интервалы 10-го автобуса, который ходит через "пробковый" центр, а не по легкому для шоферов маршруту "спальный район - метро". Руководитель ответил, что "десятка" перешла в ведение ОАО "Третий парк" - там, мол, и спрашивайте. А первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов добавил:

- Значительное усиление маршрутов подвижным составом произошло только на линиях "Пассажиравтотранса". Перевозчики, которые заменили ПАТ, будут работать по прежнему графику.

Жаловаться стали меньше

Итак, сокращение интервалов до 5-10 минут произойдет в лучшем случае на половине городских социальных маршрутов, которые обслуживает "Пассажиравтотранс". Социальные же машины "Третьего парка", "Питеравто", "ПТК" и других победителей последнего конкурса будут прибывать на остановки через 15-20 минут, а то и позже. Ведь для уплотнения графика им потребуются не нынешние 686, а не менее тысячи автобусов.

Зато первый заместитель директора ГУП "Организатор перевозок" Александр Казунин излучает оптимизм:

- Ежедневно соблюдение условий конкурса на линиях проверяют 100 инспекторов... Упор в своей работе предприятие делает на экспресс-проверках маршрутов в утренние и вечерние часы пик по рабочим дням. В марте мы сделали 486 таких проверок, а в апреле - уже 747. Отмечу добросовестную и ответственную работу наших "клиентов". На старте реформы, 6 апреля, "Организатор перевозок" получил 297 жалоб, а в майские дни их приходит только 20-40... Изменился и характер жалоб. Если в начале апреля горожане жаловались, почему не приходит автобус конкретного маршрута, а на его остановке нет расписания, то сегодня люди спрашивают, почему машина не подошла к остановке в конкретную минуту.

...На остановке "лакмусового" 10-го маршрута нет ни нового, ни старого расписания.

Три машины на маршрут

Между тем компании, проигравшие автобусный тендер, продолжают шуметь. Николай Константинов на их действия реагирует болезненно:

- Некоторые члены Ассоциации независимых перевозчиков заявили, что к 1 апреля 2006 года победители вывели на 224 выигранных социальных маршрута только 200 автобусов. Получается менее одного автобуса на маршрут, что не соответствует действительности. На самом деле парк увеличился именно на 686 машин.

Но и это в городских масштабах не густо. 686 машин делим на 224 маршрута - получается менее трех автобусов на один "номер". Потому и интервалы движения уменьшаются вяло.

Но социальные перевозки для победителей тендера - скорее обременение (пусть и компенсированное бюджетом), а не прибыльный бизнес. Реальные доходы перевозчикам приносят только коммерческие маршруты, а по условиям конкурса победитель лота получает право вместе с одной социальной машиной выпускать на тот же маршрут 6 коммерческих автобусов.

Перевозчики прибегают к маленьким хитростям. В выходные дни, когда отдыхают инспекторы, большие социальные автобусы иногда превращаются в коммерческие - с буквой "К" на лобовом стекле.

Один из руководителей ГУП "Организатор перевозок" Александр Казунин в этом вопросе умыл руки:

- Наша задача - не классификация подвижного состава, а соблюдение графика движения социальных автобусов.

Не хватает еще 1,5 тысячи автобусов

Словом, безусловным лидером рынка автобусных перевозок в Питере остается ГУП "Пассажиравтотранс". Его доля в 2006 году составляет не 90, а только 50 процентов социальной маршрутной сети. Но зато каких процентов! Именно шоферы ПАТа возят нас к аэропорту, вокзалам, обеспечивают все межрайонные связи. Вице-губернатор Олег Виролайнен (со вчерашнего дня - бывший), курирующий в Смольном транспортную сферу, подчеркнул:

- "Пассажиравтотранс" своей ответственной работой заслужил доверие города.

Напомним, что Валентина Матвиенко взяла транспортную реформу и сокращение интервалов на социальных автобусных перевозках под свой личный контроль. Губернатор потребовала, чтобы к 1 июля 2006 года интервалы на большей части городских социальных маршрутов не превышали 10-15 минут.

Этот ультиматум, видимо, относится только к "Пассажиравтотрансу", который реально усилил свои маршруты. Другие уполномоченные перевозчики заменили монополиста на второстепенных маршрутах скорее механически. ПАТ на покинутых им линиях использовал 600 автобусов, а сменщики выставили чуть больше - 686. Таким образом, интервалы у коллег "Пассажиравтотранса" сократятся лишь на 15-20 процентов.

...Николай Константинов согласился, что до победы транспортной реформы еще далеко:

- Для сокращения интервалов до 7-15 минут на всех городских маршрутах потребуется дополнительно вывести на улицы 1,5 тысячи больших автобусов.

Материалы подготовил Сергей Тачаев

Закон что дышло?  »
Юридические статьи »
Читайте также