Танцы с волками

Игроки разных рынков объединяют усилия для борьбы с угонами автотранспорта. Эти действия принесут заметный эффект, если будут поддержаны государством

Прошедшая недавно на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области очередная операция «Транскрим», направленная на борьбу с преступлениями в сфере автобизнеса, обогатила милицейские сводки, однако почти не повлияла на ситуацию с угонами автомобилей. Санкт-Петербург, по данным автомобильного и страхового бизнеса, оказался в эпицентре новой волны угонов, и их число невозможно радикально снизить с помощью разовых акций. Для преодоления негативной тенденции необходимо сократить рентабельность бизнеса угонщиков, что требует системной работы со стороны государства, включая, в частности, ужесточение наказания за этот вид преступлений . Пока законодательных изменений не произошло, бизнес, на чью деятельность влияют угоны, меняет свои подходы.

Если раньше от автоугонов страдали только автовладельцы, то теперь значительная часть убытков ложится на страховые компании. Столкнувшись с ростом потерь, они вынуждены повышать страховые тарифы по рискам угона автотранспорта и требования к охранным комплексам автомобиля. Рост этих косвенных затрат начинает негативно влиять на продажи новых автомобилей, что заставляет автодилеров и даже автопроизводителей делать определенные шаги. Компании, работающие на разных рынках, начинают объединять усилия и распределять ответственность.

Неофициальная катастрофа

По милицейской статистике, в Петербурге в 2005 году было угнано даже меньше автомобилей, чем в предыдущем. Но, по данным большинства частных компаний, ситуация с угонами ухудшилась. Оценка ситуации зависит от степени участия игрока того или иного рынка в порожденных угонами прибылях и убытках.

Производители охранных систем и их компонентов оценивают ситуацию с угонами автомобилей в Петербурге как терпимую. Руководитель филиала компании «ДЕФЕНгрупп», поставляющей компоненты охранных систем, Дмитрий Палюткин считает, что «число угонов возросло, но это связано в основном с увеличением продаж новых автомобилей, то есть в процентном отношении ситуация почти не изменилась». Независимые центры по установке охранных систем, заинтересованные в привлечении клиентов, говорят о заметном росте угонов новых автомобилей. Руководитель отдела маркетинга компании «Аларм-С.Петербург», управляющей сетью сервисных центров, Михаил Савин утверждает, что «в Петербурге бум угона машин, который, безусловно, связан с другим бумом – продаж новых автомобилей».

Наиболее драматично описывают проблему страховые компании, вынужденные выплачивать возмещение владельцам угнанных автомобилей. Директор филиала «РЕСО-Гарантия» в Петербурге Дмитрий Большаков оценивает ситуацию с угонами как катастрофическую: «Она существенно хуже, чем в Москве. Этот вывод мы делаем на основе собственной статистики компании». Большаков видит несколько причин роста числа угонов в Петербурге. «Петербург – транзитный регион, и здесь налажены каналы, в том числе криминальные, ввоза и вывоза разных товаров, и по этим каналам легко расходятся угнанные автомобили». Играет роль, по мнению Большакова, и высокая техническая квалификация петербургских специалистов, включая представителей криминального мира. «Соответственно, в Петербурге больше технологически сложных угонов», – резюмирует Большаков.

По мнению Большакова, речь, вероятно, идет не о разрозненных угонах, а о системном, хорошо организованном, криминальном процессе. «Число угонов позволяет предположить, что в Петербурге действуют организованные криминальные сообщества, связанные с коррумпированными сотрудниками милиции, подкупленными установщиками охранных комплексов, сотрудниками автоцентров и даже страховых компаний», – считает Большаков.

В этих условиях для защиты от убытков многие страховые компании были вынуждены ввести запретительные страховые тарифы (уровень тарифов по каско превышает средние тарифы компаний в два и более раза) и даже временный запрет на страхование некоторых наиболее часто угоняемых моделей автомобилей. Практически все страховые компании увеличили требования к уровню систем охраны страхуемых автомобилей, что стимулировало технологическую гонку на рынке средств защиты от угонов.

Эта музыка может быть вечной

У специалистов нет общего взгляда на то, что такое оптимальный охранный комплекс (совокупность технических средств защиты автомобиля от угона). Руководитель коммерческой службы компании «Аларм-С.Петербург» Владимир Тихеев считает, что «не создано каких-то чудес, волшебных палочек для защиты автомобилей. Важен именно комплекс оборудования, алгоритм составления которого зависит от многих индивидуальных особенностей – от машины, привычек владельца и многого другого. Этот комплекс должен быть не только грамотно подобран, но и качественно, вдумчиво, без спешки установлен».

Другое мнение высказывает Дмитрий Большаков – он видит сложности в реализации индивидуального подхода к установке системы охраны автомобиля. По его словам, «продажа автомобилей – массовый процесс, и даже у добросовестного установщика есть всего четыре-пять вариантов защиты конкретной модели автомобиля. Соответственно, любой охранный комплекс рано или поздно выходит в тираж из-за большого числа оснащенных им автомобилей». Как подчеркивает Большаков, «угонщики тоже работают на потоке и действуют по стандартным, специально разработанным методикам, которые они отрабатывают на тренировках, причем тренируются на время». Большаков убежден, что основной рубеж защиты автомобиля от угона – его штатная, т.е. установленная изготовителем, система охраны. По его мнению, «никто не подойдет к решению проблемы защиты лучше изготовителя автомобиля». По словам Большакова, разработчики ряда марок автомобилей предприняли усилия по совершенствованию штатных систем охраны и это дало результаты.

Председатель «Автоклуба А24» Денис Шубин подчеркнул достоинства описанного выше подхода на примере: «Частые угоны автомобилей BMW предыдущих модельных рядов заставили производителя создать серьезную заводскую сигнализацию, обеспечившую высокий уровень защиты. В результате процент угонов сократился, что привело к снижению страховых тарифов». Указанная Шубиным связь между автомобильным и страховым бизнесом все больше влияет на рынки. В частности, требования страховщиков трансформируют спрос на рынке охранных систем. Начальник отдела безопасности и мониторинга мобильных объектов группы компаний «Аркан» Юрий Лобанов отмечает: «Клиенту все равно, какую систему поставить, ему лишь бы застраховаться». По словам Лобанова, сейчас успешно развиваются те игроки рынка средств охраны автомобилей, которым удается создать цепочку: страховая компания – система охраны – клиент.

Сложные связи между компаниями из разных сегментов затронули не только рынок поставки систем охраны, но и рынок их установки. Сейчас основной объем работ перешел в автоцентры.

В эпицентре – автоцентры

Владимир Тихеев так объясняет логику работы автоцентров в сфере установки охранных систем: «Многие дилеры не желают отпускать клиента на сторону – к другим установщикам, угрожая лишить автомобиль „непослушного“ владельца гарантии на электрооборудование. Поэтому, приобретая новую машину, покупатель зачастую вынужден ставить охранную систему прямо у дилера. Как правило, автоцентр в первую очередь думает не о противоугонных свойствах охранной системы, а о технологической возможности ставить ее на потоке». Как результат, установленное оборудование зачастую не создает преграды профессиональным угонщикам.

Но установка охранного комплекса в автоцентре имеет и положительные стороны. По мнению Дмитрия Палюткина, «автоцентры располагают полной технической документацией и практическими навыками работы с конкретной моделью, что позволяет „безболезненно“ для автомобиля произвести инсталляцию охранного комплекса». По мнению Дмитрия Большакова, можно говорить и о происходящих в последнее время положительных изменениях в политике автоцентров. По его словам, «немало автоцентров раньше придерживались циничного подхода – клиент, купивший автомобиль, получит в случае угона компенсацию, придет в центр и купит еще одну машину, так что нет смысла придавать большое значение комплексам охраны. Однако этот подход уходит в прошлое». Большаков поясняет, что «сегодня никому не интересно продавать автомобили, которые пользуются славой самых угоняемых. Это ведет к потере конкурентных преимуществ. Автоцентры начинают строить свой бизнес с учетом проблемы угонов, теснее сотрудничают и со страховыми компаниями, ис поставщиками охранных систем, и с независимыми установщиками».

Итак, по мере обострения ситуации с угонами игроки все активнее сближаются.

Готовность к солидарности

Денис Шубин считает, что «перспектива – за различными альянсами. Самыми эффективными будут, скорее всего, альянсы страховых компаний и производителей охранных систем».

Страховые компании являются наиболее заинтересованной, а потому и самой активной стороной в борьбе с угонами, и они давно сотрудничают с производителями охранных систем. Сегодня сотрудничество выходит на новый уровень, где начинается разделение ответственности за результат, в том числе и финансовой. В частности, Дмитрий Большаков сообщил, что его компания «предоставляет наибольшие скидки на страхование по риску хищения автомобилей при установке тех охранных комплексов, производители которых несут перед нами финансовую ответственность». Как он пояснил, при превышении согласованного предела убыточности производители комплексов компенсируют страховщику определенную долю потерь.

Поскольку поставщики охранных систем авторизуют установщиков, в складывающихся альянсах принимают участие и автоцентры. Однако пока можно говорить лишь о косвенном участии, поэтому страховые компании ищут нестандартные методы воздействия на продавцов автомобилей. Дмитрий Большаков привел такой пример: «Принимая решение ограничить страхование некоторых марок автомобилей до разрешения проблем с их угонами, мы рассчитывали привлечь внимание дилеров к создавшейся ситуации. И нам это удалось. Дилеры, в свою очередь, начали воздействовать на автопроизводителей, и мы знаем, что некоторые производители уже ведут работы по совершенствованию штатного охранного комплекса».

Также расширяется сотрудничество страховых компаний с независимыми установщиками охранных систем. Владимир Тихеев сообщил, что в декабре 2005 года с целью взаимодействия со страховыми компаниями, подразделениями ГУВД и другими организациями в Санкт-Петербурге создана Ассоциация профессиональных установщиков противоугонного оборудования (АПУ) – неформальное объединение ведущих компаний, работающих в области автомобильной безопасности. Уже сегодня инициатор создания АПУ – компания «Аларм-С.Петербург» – сотрудничает как независимый эксперт с крупнейшими страховщиками: они направляют клиентов в сервисные центры компании для прохождения проверки автомобильных охранных систем на соответствие своим требованиям.

Однако пока преждевременно заявлять, что удалось создать эффективную систему взаимодействия всех участников процесса борьбы с угонами автомобилей.

Диалектика рисков

Дальнейшее усложнение автомобильных охранных систем в условиях безнаказанности угонщиков, которые находят криминальные ответы на любые достижения технической мысли, напоминает «танцы с волками», порождая неожиданные ситуации. В частности, многие платежеспособные владельцы, устанавливающие качественные системы охраны, столкнулись с риском силового захвата автомобиля. Только по официальным данным, в 2005 году зафиксировано более 200 грабежей и разбойных нападений на автомобилистов, что в полтора раза превышает число подобных преступлений в 2004 году. В этих условиях взлом охранного комплекса становится меньшим злом. Не случайно сейчас некоторые автовладельцы просят не ставить слишком сложный охранный комплекс: жизнь и здоровье владельца машины и его близких важнее сохранности имущества – такова диалектика рисков.

Сложившаяся ситуация ведет к распространению систем безопасности, которые включают силовую поддержку, причем, по мнению Юрия Лобанова, нужно одновременно защищать автомобиль, квартиру, загородный дом и самого человека. «В наш диспетчерский центр стекается информация, полученная не только через систему мониторинга автомобилей, но и при помощи технических средств охраны стационарных объектов, – поясняет он. – Все группы реагирования Управления вневедомственной охраны оснащены нашими радиопеленгаторами и противодействуют преступникам при поступлении тревожных сигналов».

Таким или подобным образом бизнесу удается привлечь силовые структуры к выполнению функций по защите автомобилей граждан. Однако эти услуги дороги и компании, работающие в массовом сегменте авторынка, как правило, не могут обеспечить своим клиентам физическую защиту. В непростых условиях координация усилий игроков особенно важна и каждый шаг компаний навстречу друг другу будет полезен, работая на снижение угонов. Однако любые действия бизнеса недостаточны без активизации правоохранительных органов и ужесточения наказаний за угон. В сфере безопасности компании не заменят собой государство.

Санкт-Петербург Николай Демидов

Я - водяной, я - водяной!  »
Юридические статьи »
Читайте также