Знание законов спасет от налоговых штрафов

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Елена КОВАЛИШИНА

Сразу после сдачи годовой отчетности бухгалтеров и руководителей ждетне менее напряженный период – налоговые ревизии. Как обезопасить фирму отштрафных санкций и необоснованных претензий со стороны налоговиков, бухгалтерыи юристы выясняли на семинаре, проведенном консалтинговой компанией «Косови Партнеры».

Бдительность – залог успеха

Не секрет, что современным директорам и бухгалтерам в своей работе часто приходитсясталкиваться с многочисленными барьерами. Одним из таких препятствий становитсяНалоговый кодекс, в который постоянно вносятся поправки, и уследить за нимипод силу не каждому бухгалтеру. Усложняет положение и то, что налоговики, которые,казалось бы, должны помогать и разъяснять своим подопечным смысл нововведений,делают это весьма своеобразно. Официальные письма, написанные в помощь темже бухгалтерам, составлены таким языком, что понять их может разве только самавтор. Естественно, это приводит к тому, что иногда фирмы неосознанно допускаютошибки. Только вот инспекторам, пришедшим с проверкой, это вряд ли объяснишь.Именно поэтому для руководителей и бухгалтеров чрезвычайно важно знать, какименно должна проходить законная ревизия, чтобы хоть в этом обезопасить себяот негативных последствий.

По словам представителя консалтинговой компании «Косов и Партнеры» лектораЭльвиры Митюковой, руководителям перед началом ревизии следует внимательноизучить решение о проведении налоговой проверки.

– На основании именно этих документов инспекторы будут проводить проверкуи требовать от вас документы, – пояснила лектор. – Во-первых, в решении должнобыть прописано, какие вопросы затрагивает проверка, а также, какие инспекторыи в какие сроки придут на предприятие. Причем, согласно статье 89 Налоговогокодекса, выездная ревизия не должна по времени превышать двух месяцев. И этотпериод отводится налоговикам не только на сверку и контроль расчетов фирмы,но и на составление акта по результатам проверки. Так что если вы понимаете,что непрошеные гости явно не торопятся, – у вас есть все основания жаловатьсяв налоговое управление, откуда был прислан инспектор.

Помимо этого в требовании инспекторы указывают, какие документы им необходимыдля контрольных мероприятий. Нужно обратить внимание на следующее: запрашиваемыебумаги должны быть направлены исключительно на проверку уплаты налогов и соответствоватьтематике проверки.

– В противном случае вы можете их не предоставлять, – пояснила Эльвира Митюкова.

Однако на практике зачастую все не так просто. Елена Ковальчук, бухгалтерстроительной компании, пожаловалась, что инспекторы, проверяющие ее фирму,запрашивают обычно целую кипу документов, подчас не относящихся к их визиту.

– А отказать мы им не можем, боимся, – сказала Елена.

В ответ лектор посоветовала отстаивать свою правоту в суде: арбитры становятсяна сторону директоров. Этот вывод доказывает арбитражная практика – постановлениеФедерального арбитражного суда Уральского округа от 8 января 2004 г. № Ф09-4727/03-АК.На основании арбитражной практики также можно сделать заключение, что при камеральнойпроверке инспекторы вправе запрашивать документы лишь в том случае, если обнаружатв декларациях ошибки.

– Однако и с этим возникают проблемы, – посетовала лектор. – Инспекторы могутнанести визит, даже если отчеты составлены правильно. Поэтому если в вашейдекларации не к чему придраться, все равно нужно всегда быть на чеку.

Не стоит забывать и о том, что на подготовку необходимых бумаг статья 93 Налоговогокодекса предоставляет фирмам пять дней. Следовательно, налоговики не могутприехать на проверку внезапно. А если это случилось, то компания имеет полноеправо игнорировать их требования, даже если в ответ слышит угрозы.

Олег Иванов, финансовый директор туристического агентства, задал вопрос, какбыть, если инспекторы занимаются откровенным вымогательством, намекая на то,что в противном случае фирме несдобровать.

– Бороться с таким явлением, как взятки, достаточно сложно, – начала ЭльвираМитюкова. – Особенно если речь идет о должностных лицах. В такой ситуации уфирмы есть один выход: как-нибудь зафиксировать передачу денег и пожаловатьсяна налоговиков в прокуратуру или ОБЭП. Если вина инспекторов будет доказана,в дальнейшем их судьбой займется общегражданский суд. Но вот только подобныедела, как правило, разваливаются на стадии разбирательства. А немногочисленнаясудебная практика, связанная с нечистыми на руку налоговиками, закрыта дляпростых смертных.

Если бухгалтеру есть что скрывать

Иногда проверка бывает спровоцирована тем, что фирма нарушает законодательство.Это выражается обычно в применении различных схем ухода от уплаты налогов,в том числе ведении двойной бухгалтерии. Для того чтобы скрыть свои махинацииот налоговой, фирме необходимо провести самостоятельную «ревизию».

– Это необходимо, чтобы на глаза инспекторам не попались какие-либо бумаги,хотя бы косвенно подтверждающие ваши доходы, не учтенные при налогообложении,– пояснила Эльвира Митюкова. – Ведь, обнаружив их, налоговики непременно доначислятнедоимку, штраф и пени. Такое право им дает новая редакция статьи 248 Налоговогокодекса. Если у организации есть контрагенты, нужно провести с ними сверкурасчетов. Это особенно важно для тех фирм, которые приобретают различные услуги,так как именно эти сделки инспекторы чаще всего ставят под сомнение и могутпосчитать их мнимыми.

– А как быть, если контрагента уже не существует или он отказывается подписыватьакты сверки? – поинтересовалась бухгалтер торговой компании Елена Федосеева.

В этом случае, по заявлению лектора, бояться нечего, ведь по закону фирмане должна отвечать за ошибки своих партнеров. А если налоговики не воспримуттакой довод, их необходимо ознакомить с постановлением Федерального арбитражногосуда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2005 г. № А19-27790/ 04-43-Ф02-996/05-С1(там описана аналогичная ситуация). Однако стоит иметь в виду, что по этомувопросу есть и арбитражная практика, выигранная налоговиками (в частности,суд занял сторону инспекторов в споре, приведенном в постановлении ФАС Северо-Кавказскогоокруга от 22 июня 2004 г. № Ф08-1967/ 2004-1035А). «Но как бы там ни было,свою правоту доказать можно», – заключила г-жа Митюкова.

Немаловажным фактором является инструктаж персонала. Так, перед приходом проверяющихсотрудникам следует объяснить, что они не могут давать никаких объяснений инспекторамбез ведома главного бухгалтера или руководителя. Если же избежать неприятногоразговора не удастся, работникам нужно знать, что отвечать на вопросы они должнытолько в рамках своих трудовых обязанностей. К примеру, сотрудник маркетинговогоотдела не может и не должен говорить о том, что происходит на производственныхучастках, или от каких налогов «уходит» его предприятие.

В завершение темы лектор посоветовала фирмам, знающим, что у них не все «чисто»,сразу заручиться поддержкой юристов.

– Именно они в случае негативного решения налоговой инспекции будут подтверждатьправоту предприятия в суде, – подытожила Эльвира Митюкова. – Отстоять позициюони смогут на основании писем налоговых инспекций и Минфина, подтверждающихправоту компании.

Инспекторы против правильного учета  »
Юридические статьи »
Читайте также