Участие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля

Источник: Издательский дом Налоговый Вестник /

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службыРоссийской Федерации II ранга

В случае выявления выездной проверкойфактов налоговых правонарушений проверяющими должны быть приняты необходимыемеры по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению ихдокументального подтверждения (выемка документов, опросы свидетелей, назначениеэкспертизы и т.д.), по исчислению сумм неуплаченных (не полностью уплаченных)налогов и пени, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговойответственности за соответствующие налоговыеправонарушения.

Производство по делам о налоговых правонарушенияхосуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса РоссийскойФедерации (НК РФ).

В производстве по делу о налоговом правонарушенииучаствует прежде всего лицо, привлеченное к ответственности на основаниях и впорядке, предусмотренных НК РФ: налогоплательщик - организация или физическоелицо, налоговый агент и их представители. НК РФ предусматривает участие и другихлиц в производстве по делу о налоговом правонарушении. К их числу относятсяэксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые. Участию свидетелей,экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлениюналогового контроля посвящена глава 14 НК РФ, где в ст. 95-99 закреплены порядокпривлечения вышеуказанных лиц к проведению конкретных действий по осуществлениюналогового контроля, а также общие требования, предъявляемые к оформлениюдокументов по результатам их привлечения.

Факты нарушениязаконодательства о налогах и сборах требуют обоснования. Как и при совершениилюбого другого правонарушения, доказательствами нарушения законодательства оналогах и сборах являются объяснения лица, проверяемой организации, показаниясвидетелей, заключение эксперта, участие понятых, переводчиков ит.д.

Ведение производства по делу о налоговом правонарушениисопровождается процессуальными действиями, которые облекаются в протокольнуюформу (протокол опроса свидетелей, постановление о назначении экспертизы ит.д.).

Так, если для разъяснения возникающих в процессе выезднойналоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве,технике или ремесле, производится экспертиза экспертами соответствующихучреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями всоответствующей области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется надоговорной основе. Договор определяет права и обязанности сторон в связи спроведением экспертизы, сроки ее проведения, предоставленные материалы,используемое оборудование, стоимость работ и порядок расчетов и другиевопросы.

Экспертиза назначается постановлением должностного лицаналогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Решение онеобходимости привлечения эксперта для участия в налоговой проверке принимаетсядолжностным лицом, проводящим проверку, по согласованию с руководителем (егозаместителем) налогового органа исходя из характера и сложности обстоятельств,подлежащих исследованию, уровня их существенности для выполнения задач налоговойпроверки [в частности, в целях определения принадлежности товара к однороднойгруппе товаров может назначаться идентификационная экспертиза, в целяхустановления правильности отражения в учете объемов произведенной продукции(работ, услуг) - технологическая экспертиза и т.д.].

Вместе с тем недопускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета,законодательства о налогах и сборах и другим вопросам, познаниями по которымдолжны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы,специалисты по информационным технологиям и т.д.) в соответствии с ихдолжностными обязанностями.

Эксперт либо экспертное учреждение, котороеобязуется провести экспертизу силами специалистов, состоящих с ним в трудовыхили иных правовых отношениях, должны иметь соответствующую квалификацию,подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия,диплом и т.д.); соответствующий опыт работы в области, заключение в отношениикоторой предполагает получить налоговый орган.

Перед привлечениемэксперта к проведению налоговой проверки должностное лицо налогового органадолжно убедиться в отсутствии следующих обстоятельств, свидетельствующих озаинтересованности соответствующего лица в результатах проверки:

-эксперт - физическое лицо является учредителем (участником) или руководителемэкономического субъекта, в отношении которого проводится проверка, либо состоитс вышеуказанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги,братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либоявляется иным штатным сотрудником данного экономического субъекта;

-эксперт - юридическое лицо является учредителем (участником), кредитором,страховщиком экономического субъекта, в отношении которого проводится проверка,либо вышеуказанный экономический субъект является учредителем (участником)эксперта - юридического лица.

Должностное лицо налогового органа, котороевынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этимпостановлением проверяемое лицо и разъяснить последнему его права,предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол, которыйподписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемойорганизации (лицом, его замещающим) или индивидуальным предпринимателем, суказанием даты ознакомления. Должностное лицо налогового органа обязанопредупредить эксперта об установленной ст. 129 НК РФ ответственности за отказ отучастия в проведении налоговой проверки или за дачу заведомо ложного заключения,а также о том, что в соответствии с п. 4 ст. 102 Кодекса утрата документов,содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение такихсведений влекут ответственность, предусмотренную федеральнымизаконами.

По результатам проведенной работы эксперт дает заключение вписьменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагается сущностьпроведенных им исследований, приводятся сделанные по результатам этихисследований выводы и обоснованные ответы на поставленные в постановлении оназначении экспертизы вопросы.

В соответствии с п. 9 ст. 95 НК РФзаключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключениепредъявляются организации или индивидуальному предпринимателю, в отношениикоторых проводится выездная налоговая проверка. Текст соответствующегозаключения приобщается к материалам выездной налоговойпроверки.

Результаты работы эксперта подлежат тщательному рассмотрениюлицом, вынесшим постановление о назначении экспертизы, так как заключениеэксперта в области налогового контроля представляет собой источник сведений офактах, подлежащих в соответствии со ст. 100 НК РФ отражению в акте выезднойналоговой проверки, с учетом которых руководитель налогового органа принимаетрешения о взыскании недоимки, пени, сумм налоговых санкций и т.д.

Если врезультате оценки экспертного заключения установлено, что данное заключение невызывает сомнения в его обоснованности и правильности, но требует уточнений идополнений, назначается дополнительная экспертиза, которая может быть порученатому же или другому эксперту.

Если при рассмотрении заключения экспертавыявляются существенные несоответствия между этим заключением и иной информациейо проверяемом налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, либо иныеобстоятельства, дающие основания полагать, что данное заключение являетсянеобоснованным, должностное лицо налогового органа обязано назначить повторнуюэкспертизу. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследованиевопросов, составлявших предмет первоначальной экспертизы, и поручается другомуэксперту.

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачипоказаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известныкакие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налоговогоконтроля [в частности, сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика,сотрудники организаций (индивидуальных предпринимателей), являющиесяхозяйственными партнерами проверяемой организации, иные лица, которым могут бытьизвестны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственныхопераций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии упроверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушениемдействующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учетеналогоплательщика].

Вместе с тем в качестве свидетелей не могут бытьвызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических илипсихических недостатков не способны правильно воспринимать и (или)воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налоговогоконтроля.

Правом вызова лица в качестве свидетеля обладает руководитель(заместитель руководителя) налогового органа, в компетенцию которого всоответствии со ст. 101 НК РФ входит принятие решения по результатамрассмотрения материалов налоговых проверок и других документов, составляемыхдолжностными лицами налоговых органов и фиксирующих факты налоговыхправонарушений.

Вызов свидетеля в налоговый орган производится наосновании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя)налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, подрасписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Изсодержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому,в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний.

Так, неявкабез уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении вкачестве свидетеля, образует состав налогового правонарушения, предусмотренногоп. 1 ст. 128 НК РФ. При решении судом вопроса о взыскании штрафа за неявку повызову доказывание факта получения вызываемым лицом повестки о вызове являетсяобязанностью налогового органа.

Показания свидетеля могут быть полученыпо месту пребывания свидетеля, если он вследствие болезни, старости,инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрениюдолжностного лица налогового органа - и в других случаях. Вместе с тем вопределенных случаях показания свидетеля могут быть получены по месту егожительства, работы, учебы.

Физическое лицо вправе отказаться от дачипоказаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РоссийскойФедерации. Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации свидетель не обязандавать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников,круг которых определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 5Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наряду с супругом близкимиродственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родныебратья и сестры, дедушка, бабушка и внуки.

При этом право определенныхлиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, депутата Совета Федерациии депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации)закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности.

Внеобходимых случаях для участия в проведении конкретных действий поосуществлению налогового контроля [осмотр помещений и территорий, используемыхдля извлечения дохода или прибыли, производство выемки (изъятия) документов ипредметов, проведение инвентаризаций и т.д.] может быть привлечен специалист,обладающий специальными знаниями и навыками (в частности, специалист в областиинформационных технологий, специалист по изготовлению ключей, электро- игазосварщик, плотник и т.д.), не заинтересованный в исходе дела.

Дляосуществления письменных переводов документов, содержание которых имеет значениедля целей налоговой проверки, а также устных переводов в случае, еслиучаствующее в выездной налоговой проверке лицо не владеет русским языком, припроведении налогового контроля привлекается переводчик (лицо, не являющеесязаинтересованным в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо дляперевода). К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого илиглухого физического лица.

Процедура привлечения специалиста и переводчикаосуществляется аналогично порядку привлечения эксперта.

Участие понятыхявляется обязательным только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ.

Михаил Касьянов подписал постановление О порядке погашения внутренней задолженности бывшего СССР перед физическими лицами – владельцами средств, хранящихся в филиалах Сбербанка РФ  »
Юридические статьи »
Читайте также