Право руля на страховку

Обобщив свой многолетий опыт в страховании автокаско, специалисты петербургского филиала страховой группы "СОГАЗ" выработали простой алгоритм, которого должны придерживаться добросовестные страхователи, чтобы гарантированно получить причитающиеся им выплаты.

- Наш совет таков, - говорит директор филиала Игорь Акулин, - во всех случаях человек должен вести себя так, будто его имущество не было застраховано. То есть обо всех случаях причинения вреда застрахованному имуществу он должен заявить в правоохранительные органы. Попали вы в ДТП - вызывайте ГИБДД, поцарапали вашу машину хулиганы во дворе - обращайтесь в милицию, загорелась она - в пожарную охрану, провалилась под землю - в аварийную службу. Это аксиома - о любых противоправных действиях необходимо заявлять в милицию. Понятно, что она перегружена - например, у одного нашего страхователя неделю назад угнали Audi A6, и до сих пор ему не удается возбудить уголовное дело. Но другой милиции у нас нет, и надо работать с такой.

- А аварийный комиссар?

- Его выезд служит в первую очередь для избежания мошенничества. Комиссар - это всего лишь еще один свидетель, присутствие которого мешает сторонам вступить в сговор. Выезд аваркома на место ДТП отнюдь не снимает с его участников обязанности вызвать ГИБДД. Об остальном четко говорят ПДД : участник ДТП должен записать имена и номера телефонов очевидцев, не трогать машину с места, выставить знак аварийной остановки, зафиксировать предметы, имеющие отношение к ДТП. Нужно сделать максимум возможного для того, чтобы страховщику было легче установить причинителя вреда.

- По правилам, если в ДТП не было человеческих жертв и оба участника сходятся в оценке событий, то ГИБДД можно не вызывать...

- Да, составить схему с обязательной привязкой к местности, то есть измерить рулеткой и нанести на схему расстояния до столбов, дорожных знаков, люков и т.д. Но на практике я никогда не сталкивался ни с тем, чтобы так было сделано, ни с тем, чтобы ГИБДД приняла эти документы... К тому же нередко бывает, что потом один из двоих участников ДТП начинает отказываться и от схемы, и от показаний. Например, раньше он говорил, что сам не рассчитал скорость и въехал в кого-то, а потом успокоится и скажет, что перед ним резко затормозили без видимой причины. В ответ второй участник ДТП заявит, что или причина была, или он внезапно почувствовал себя плохо. И начинается....

Так что повторяю наш выстраданный совет: ведите себя так, как незастрахованный, не отказывайтесь от соблюдения всех формальных процедур.

- Но ведь известна практика: все страховщики выплачивают по каско какие-то минимальные суммы "без документов", просто по заявлению: "вылетел камень из-под колеса, попал в стекло..."

- Правила "СОГАЗа" позволяют без предоставления справок из ГИБДД возмещать ущерб в размере 5% от страховой суммы неограниченное количество раз. Это позволяет упрощать процедуру выплат. Но в случае хищения это правило не работает ни в одной компании. Страховщики коллективно отстаивают принцип: не заявлять о хищении - значит, скрывать от учета правонарушение, потакать воровству. И хотя милицию придется ждать, обивать пороги из-за копеечного убытка - все равно. Не заявить нельзя, это нарушение закона.

После наступления страхового случая обладатель полиса должен не только вызвать ГИБДД или милицию, в течение 3 рабочих дней сообщить в страховую компанию, предоставить справку о возбуждении уголовного дела и свой экземпляр договора.

- На этом обязанности клиента заканчиваются?

- Есть еще одно важное требование: локализовать распространение страхового случая и сделать все для минимизации убытков. То есть, если машина загорелась, то начинать тушить, а не ждать, пока догорит, - даже если у вас куплен полис "полного" каско. Наличие страховки не оправдывает бездеятельности и, наоборот, накладывает обязанности. Все компании включают в свои договоры пункт "обязанности страхователя". Если мы докажем, что застрахованный относился к ним халатно, то откажем в выплате.

- Но ведь доказать это невозможно.

- Возможно.

Комментарий

Вячеслав Шубырев, зам. генерального директора СО "Регион":

- Распространено мнение, что обязанность страхователя состоит только в оплате полиса, а дальше можно переложить все на плечи страховщика. На самом деле у клиента страховой компании существует целый перечень правил и норм поведения, несоблюдение которых может повлечь неприятные последствия вплоть до отказа в выплате. Кстати, доказать наличие страхового случая - это тоже прямая обязанность страхователя. Поэтому бережно храните страховой полис и другие документы, связанные с оформленным договором страхования. Предъявляйте их, если наступит страховой случай. В установленные договором сроки информируйте страховщика об изменениях по всем существенным обстоятельствам, перечисленным в договоре страхования.

Дмитрий Новик

Водочный король уже не сенатор  »
Юридические статьи »
Читайте также