Неизгладимое впечатление... Ошибки зодчих заметнее удач

Отгремел День города, отшумел карнавал, несмотря на все свое многоцветье и творческие усилия организаторов, несущий в себе наследственные черты своей "бабушки" - майской демонстрации... А из головы не идет впечатление от поездки по Петербургу, совершенной накануне.

Казалось бы, странно в эти праздничные дни вести счет потерям и поражениям. Но такую традицию намерен установить Международный благотворительный фонд спасения Петербурга —Ленинграда, пригласивший журналистов на автобусную экскурсию "Исчезающий Петербург". Маршрут объединил адреса утрат, понесенных городом в последние годы, и места, которым грозит опасность стать жертвами агрессивного вторжения нового строительства.

По правде сказать, адреса эти по большей части известны, проблемы, с ними связанные, не раз обсуждались на совещаниях и на пресс-конференциях. Но совсем иное дело объехать горячие точки за один раз и услышать комментарий специалистов. Экскурсоводами для участников экскурсии на три часа стали директор Фонда спасения Петербурга — Ленинграда, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве нашего города Александр Марголис и заместитель директора НИИ "Спецпроектреставрация", член Федерального совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик.

От Исаакиевского собора автобус двинулся в сторону Театральной площади, постоял возле руин на месте ДК Первой Пятилетки, по набережным через Васильевский остров и Петроградскую сторону объехал красавицу Неву, задержался у Летнего сада, проследовал в Литейную часть - район Таврического сада, в конце концов вырулил на Невский и завершил маршрут у Александринского театра.

Серьезной критике, как и следовало ожидать, подверглись знаменитые проекты: строительство второй сцены Мариинского театра, реконструкция Новой Голландии, перемены, ожидающие Летний сад, строительство в Таврическом саду, нахально рвущиеся ввысь вопреки законам и правилам "Монбланы", "Серебряные зеркала", "Ренессансы"...

Но самое сильное впечатление оставили точки на карте города, которые как раз не на слуху. Это брошенный на произвол судьбы сгоревший два года назад федеральный памятник лютеранская церковь XVIII века на Кирочной улице и большая стройка неподалеку, развернувшаяся на месте целого квартала построек, недавно находившихся под охраной государства.

Надо признать, что культурное наследие нашего города очень хрупкое. На его сохранность влияют разные вещи, к примеру, национальные особенности законодательства, как оказалось, обязательного не для всех, или стоимость жилья с видом на исторический центр. У этого процесса есть еще одна составляющая - уровень современной архитектуры.

Символом того, что происходит в центре Петербурга, Марголис назвал новое здание на Владимирской площади, нависшее над домом Дельвига. На глазах выросло строение, уродующее давно сложившийся архитектурный ансамбль. Размерами оно подавило и оскорбило все вокруг, даже церковь Владимирской Божией Матери. Казалось, хуже быть не может. Оказалось, может - на крыше здания выросла колоннада. Чудовищная архитектура, к которой глаз привыкнет нескоро. Судя по надписи, это будущий бизнес-центр. У владельцев нет недостатка в средствах, зато есть проблемы со вкусом, иначе ничего подобного они не купили бы.

На одном из совещаний в Смольном строительство на Владимирской площади решительно осудили все - от архитекторов до представителей комитета по охране памятников. Но получить ответ на вопрос, кто согласовал проект, не удалось. Словно здание выросло само по себе как гриб после дождя. После драки кулаками не машут, но все может повториться снова, и не раз. По стратегии, на которой настаивает КГИОП, строительство в центре в основном возможно внутри кварталов. Часть сооружения, "украсившего" Владимирскую площадь, находится во дворе. Приличия соблюдены, мы видим то, что "выше колен", но от этого не становится легче.

Кстати, и строение на Казанской улице, погубившее пространственную перспективу воронихинской колоннады, стоит по правилам — на месте снесенного здания. Оно лишь чуточку выступило вперед, чтобы бросаться в глаза с Невского проспекта...

Кто-то сказал, что современные творцы тяготеют к историческому центру потому, что их творческий потенциал невелик. Они заряжаются энергией великих предшественников. Когда-то, в советские времена, им приходилось строить здания, главным достоинством которых была способность раствориться в окружающей среде. Теперь они как будто мстят городу. Самое страшное, что ошибки заметнее удач и оставляют неизгладимое впечатление.

Людмила Леусская

Юридические статьи »
Читайте также