Евростандарт для петербургских дорог Применим ли он при российской законопослушности?

"Петербург должен стремиться к европейским стандартам" - такое утверждение нередко можно услышать из уст высокопоставленных чиновников Смольного. Так называемая финская стратегия автомобильного движения, которую совместно разрабатывали российские и финские специалисты по транспорту, должна, по идее, приблизить нас к европейскому уровню. Начинание, безусловно, благое. Вопрос лишь в том, сработает ли она у нас так же хорошо, как, допустим, в Хельсинки или в Стокгольме.

50 рублей в сутки против 50 рублей в час

Не секрет, что петербургские улицы давно страдают от переизбытка автомобилей. По оценкам дорожных специалистов, многие центральные улицы загружены на 110 - 120 процентов - вместо положенных 70 - 80. Ежедневно в центр въезжают более 200 тысяч легковых машин. Расширять улицы, понятно, никто не позволит - все-таки охраняемая зона. А вот сократить в них количество машин вполне реально.

Первым шагом на пути к этому должны стать перехватывающие парковки. Механизм их прост: дабы не загружать и без того перегруженный центр, вы оставляете свое авто где-нибудь у метро на окраине города и добираетесь до нужного места уже общественным транспортом (который пообещали активно развивать). По словам зам. председателя по транспорту Николая Константинова, так делается во всех цивилизованных странах Европы. Водителям, живущим в центре, платить за въезд в него не придется - они будут снабжены специальными электронными пропусками. По словам Константинова, именно так эта проблема решена в Лондоне.

По словам специалистов транспортного комитета, первые перехватывающие парковки появятся в 2008 году у станций метро "Ладожская" и "Парнасская". Каждая из них будет рассчитана на 450 - 500 машин, а всего таких парковок по плану должно появиться в городе порядка 20. Как заверил г-н Константинов, припарковать машину на такую стоянку будет стоить недорого - 30 - 50 рублей в сутки. Между тем стоимость парковки в центре будет существенно выше - около 50 рублей в час. Поэтому, по замыслу специалистов транспортного комитета, выгодней будет оставить машину на подъезде к центру.

Автобусный парк пока не справляется

Очевидно, что при введении сети перехватывающих парковок нагрузка на метро и автобусы резко возрастет. Между тем пока численность автобусного парка Северной столицы оставляет желать лучшего. Ежедневно на маршруты выходят 1600 - 1800 автобусов плюс около 4 тысяч маршруток. По оценкам председателя транспортного комитета Александра Дацюка, сегодня город нуждается как минимум в двукратном увеличении подвижного состава, а также в новой системе автобусных маршрутов с учетом их привязки к станциям метро.

Во многом из-за этого на многих автобусных маршрутах до сих пор чересчур длинные интервалы между рейсами. Нередко бывает, что автобуса приходится ждать по 30 - 40 минут при норме 15 - 20 минут. С учетом плотного автомобильного потока средняя скорость движения автобусов по городу составляет менее 15 километров в час. Чтобы увеличить эту цифру до необходимых 25 км в час, на ряде городских магистралей требуется выделить специальные полосы для автобусов, а также пересмотреть правила парковки частного автотранспорта.

Как известно, с февраля нынешнего года на Суворовском проспекте уже действует система приоритетного пропуска общественного транспорта. Принцип ее прост: при приближении автобуса или троллейбуса к перекрестку светофор автоматически переключается на зеленый свет. Однако специальной полосы для автобусов на Суворовском пока нет, и им по-прежнему приходится выстаивать в дорожных заторах в часы пик, что пока не позволяет говорить о серьезных преимуществах общественного транспорта перед личным - стоять в пробках приходится всем одинаково.

Движение в одну сторону

Второй шаг к разгрузке центра от машин - введение одностороннего движения на ряде питерских улиц. С конца апреля оно уже введено сразу на трех улицах - Рыбинской, Заозерной и Боровой. В ближайших планах специалистов Дирекции по организации дорожного движения (ДОДД) - ввод одностороннего движения на улицах Восстания, Маяковской и Большой Подьяческой.

- Рабочие проекты по этим улицам уже готовы и согласованы со специалистами ГИБДД, - рассказал начальник отдела перспективного развития и анализа дорожного движения ДОДД Юрий Ушатов. - Но пока сроки введения трудно определить. На отдельных дорогах необходимо сначала построить так называемые островки безопасности для пешеходов. Сооружением "островков" занимается комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, их строительство обходится несоизмеримо дороже ввода одностороннего движения. Если пустить машины в одну сторону стоит в среднем до полумиллиона рублей, то "островки безопасности" обходятся городу как минимум в три раза дороже.

Для разгрузки центра города есть и еще одно нововведение - так называемые красные дороги. Под ними понимаются магистрали с ограниченным режимом стоянки и остановки. По словам Александра Дацюка, подобные дороги существуют во многих европейских городах. Главное их отличие в том, что на всем их протяжении расположены знаки "остановка запрещена", что делает "дикие" парковки невозможными. На сегодняшний день "красные дороги" действуют в четырех районах - Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном и Петроградском. Предполагается, что через несколько лет они появятся в каждом районе Северной столицы.

Европейский опыт против российского менталитета

Впрочем, помогут ли все эти меры разгрузить дороги при отечественной законопослушности - большой вопрос. На центральных улицах и сегодня нередко можно увидеть, как в зоне запрещающего знака кучкуется с десяток автомашин. Если перефразировать известную поговорку, то получается: "Если парковаться нельзя, но очень хочется, - то можно". Как показывает опыт, нарушителей не пугает даже угроза эвакуации машины на штрафную стоянку.

- Многие наши беды от того, что многие автолюбители упорно не желают соблюдать правила , - считает Юрий Ушатов. - По неписаным законам считается, что можно все - лишь бы не застукал инспектор ГИБДД. При таком отношении не стоит ждать существенного улучшения ситуации на петербургских дорогах. В Европе, на которую мы стараемся равняться, любое правило возводится в ранг закона - что для водителя, что для пешехода. К примеру, пешеход-европеец никогда не перейдет дорогу на красный свет, даже если дорога пустая. Среди российских пешеходов подобное трепетное отношение к дорожным правилам большая редкость. О законопослушности наших водителей я уже не говорю...

Стоит отметить, что в предложениях финских - и не только - экспертов есть немало здравых идей, которые могли бы быть полезны для наших дорог. Тем не менее, как признают специалисты ГИБДД, пока каждый гражданин не начнет неукоснительно соблюдать законы, все усилия по приведению нас к "евроуровню" будут напрасными. Если же мы осознаем, что законы и правила едины для всех - и ходить, и ездить по питерским, улицам станет намного проще.

А как у них?

В Лондоне и Стокгольме кроме платы за проезд в центр с водителей берут плату и за передвижение в часы пик.

В Финляндии плата за въезд в центр - до 15 евро, штраф за неправильную парковку - 10 евро.

Глаз народа

Анатолий, 46 лет, прораб:

- Идею перехватывающих парковок полностью поддерживаю. Сам живу в Ленобласти и знаю, как тяжело приходится человеку, приехавшему в Питер без знания города. А так можно без опаски оставить машину на охраняемой стоянке и спокойно доехать к нужному месту на метро или автобусе, не плутая по питерским улицам. По-моему, оптимальная цена для такой парковки - до 50 рублей в сутки. Но, боюсь, пойдут разные коммерческие накрутки, в результате чего цена ударит по карману рядового автолюбителя.

Максим, 37 лет, директор фирмы:

- К ожидающим нас нововведениям отношусь положительно, хоть и не без доли скептицизма. И перехватывающие парковки, и дороги с односторонним движением очень нужны Петербургу и могут помочь хотя бы немного разгрузить центр города. Тем более что это стало атрибутом цивилизованных стран, к уровню которых мы должны стремиться. Но не исключаю, что в конечном итоге все расходы лягут на плечи обычных граждан. Жаль будет, если хорошую идею извратят до неузнаваемости, как у нас нередко бывает.

Павел Артемьев

Знание - сила  »
Юридические статьи »
Читайте также