Расходы на рекламу «по-новому»

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

А. Пальмин

Изменения в законе о рекламе, которые начинают действовать с 1 июля 2006года, коснутся многих фирм. Теперь бухгалтеру нужно будет четко отслеживать, чтоименно является рекламной информацией и деятельностью по распространению рекламыв целях налогового учета. И сверять понятия из Налогового кодекса и новогозакона.

Информация, ты какая?

Затраты на рекламу Налоговый кодекс позволяет учесть в составе прочихрасходов, связанных с производством и реализацией (п. 28 ст. 264 НК). Но чтобывоспользоваться этим положением, фирма должна доказать, что объявление илиплакат носит именно рекламный характер.

В действующей редакции закона понятие рекламы определено как«распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическомили юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламнаяинформация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призванаформировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, видудеятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров,идей и начинаний» (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ).

В новом законе некоторые слова исключили, и осталось только «реклама –информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованиемлюбых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная напривлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержаниеинтереса к нему и его продвижение на рынке» (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ). Выходит, что определение расширили, но принципиально не изменили.

Добавили в закон и новую статью, в которой прописано, на какие видыинформации он не распространяется. Так, например, не признают рекламойобязательную информацию, которую фирма должна сообщить потребителю всоответствии с федеральным законом (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Онапрописана в Законе «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.Такая информация включает в себя сведения об изготовителе, продавце, режимеработы, товарах. Обязательная же информация о товаре, к примеру, включает в себяего основные потребительские свойства, цену, гарантийный срок, правилаэффективного и безопасного использования (п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1). А еслизатраты нельзя признать рекламными, расходы на информирование покупателей можноучитывать для целей налогообложения, например, по пункту 49 статьи 264Налогового кодекса без ограничения.

Также не считаются рекламой по новому закону вывески и указатели, которые несодержат рекламной информации. А ее содержание в законе расширили.

Возможно, новая формулировка «нерекламы» в законе решит и проблему с учетомрасходов на веб-сайты. Дело в том, что раньше налоговые инспекции пыталисьпризнать рекламой сайты в интернете. И если фирма хотела доказать обратное, топриходилось обращаться в суд. Судьи разбирались: считает законодательствовеб-сайты и интернет средством массовой информации или рекламным носителем? Ипоскольку прямого указания на это в законодательстве нет, они делали вывод, что«создание веб-сайта, размещение его в сети Интернет, проведение сопутствующихработ не являются рекламными расходами» (постановление ФАС Московского округа от9 ноября 2005 г. № КА-А40/10992-05).

Попытались решить законодатели и проблему с «нерекламными» объявлениями фирм.Так, например, организации давали объявление о приеме на работу. И не считалиего содержание рекламой. Налоговая же инспекция считала, что данное объявлениенаправлено на неопределенный круг лиц и формирует интерес к фирме. А значит, этореклама. Однако судьи не поддерживали мнение инспекторов. И объясняли, чтоданная информация не способствует реализации товаров, идей и начинаний. Ипоэтому рекламой не является (постановление ФАС Московского округа от 15сентября 2003 г. № КА-А40/6818-03). По новому закону не считают рекламой«объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности» (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Узаконодателей получилась очень обтекаемая формулировка. Поэтому налоговики опятьсмогут считать информацию в объявлении о приеме на работу рекламой. Ведь впринципе объявления связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Изначит, фирмам, возможно, придется отстаивать свое мнение в суде.

Срок хранения

По действующей редакции закона о рекламе рекламные материалы и их копии нужнохранить в течение года со дня последнего распространения (ст. 21 Закона №108-ФЗ).

В новом законе этот срок сохранен и введено дополнение. Так, фирмы обязаныхранить договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течениегода со дня последнего выхода рекламы, если другой срок не предусмотрензаконодательством (ст. 12 Закона № 38-ФЗ). Например, по требованию закона обухгалтерском учете фирма должна хранить документы не менее пяти лет (ст. 17Закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). А нормы,прописанные в Налоговом кодексе, обязывают хранить документы, подтверждающиерасходы в налоговом учете в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Такчто бухгалтеру для определения сроков хранения придется руководствоватьсяпрежними нормами.

Мебель неограниченная

Законодательство резко ограничивает рекламу на телевидении до 20 процентов вчас и 15 процентов в сутки (п. 4 ст. 39 Закона № 38-ФЗ). А следовательно, многиерекламодатели перенацелят свои интересы на прессу, наружную рекламу, рекламу натранспорте, в интернете. Если фирма разместила рекламу, то бухгалтеру придетсяучитывать, нормируются ли затраты на нее в налоговом учете или нет. Так, всоответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса не нормируются расходы нарекламу:

  • в СМИ (объявления на радио, телевидении, в прессе и телекоммуникационныхсетях);
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламныхстендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовлениерекламных брошюр и каталогов.

Затраты на эти виды рекламы можно списывать без ограничения. Затраты же наостальные виды рекламы Налоговый кодекс разрешает учитывать только в пределах 1процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК). К таким расходам относится, например,реклама на наземном транспорте, в метро.

Однако, что относить, например, к наружной рекламе, в Налоговом кодексе несказано. Поэтому для расшифровки этого понятия приходится пользоваться законом орекламе. В действующей редакции записано, что наружной признают рекламу «в видеплакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильноготерриториального размещения» (п. 1 ст. 14 Закона № 108-ФЗ).

Эта формулировка затрудняла учет таких расходов фирмы, как затраты на«рекламную мебель» (шатры, палатки, зонты с логотипом компании). Ведь непонятно,можно ли расходы на нее считать затратами на наружную рекламу. Так, например,бухгалтер одной из фирм – участниц выставки посчитал, что тенты с логотипом –это наружная реклама, тем более что их установку согласовывали с местнымивластями. А значит, затраты на них ненормируемые. Налоговая же инспекция решила,что эти конструкции не могут быть отнесены к наружной рекламе, и, значит,расходы на них должны уложиться в 1 процент от выручки.

Однако судьи поддержали фирму. Ведь, по их мнению, данная «мебель»«представляет собой сложные технические сооружения стабильного (сезонного)территориального базирования, используемые для защиты посетителей летних кафе,закусочных, точек розничной уличной торговли продукцией налогоплательщика отдождя, ветра и солнца». Установка тентов согласована с муниципалитетом. Такимобразом, их вполне можно отнести к средствам наружной рекламы (постановление ФАСВолго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152).

В новом законе дана более точная расшифровка «наружки» – это «реклама сиспользованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло,воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильноготерриториального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых ирасполагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий,строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движенияобщественного транспорта» (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Введено и жесткоеограничение: рекламная конструкция должна использоваться только в целяхраспространения рекламы.

К сожалению, новая формулировка не вносит ясности: считать ли «рекламнуюмебель» наружной рекламой. И значит, фирмам придется опять отстаивать своемнение в суде.

Изменения для «спецрежимников»

Многим фирмам-рекламодателям придется переоценить свои рекламные носители спозиции нового закона. Ведь важность новой формулировки наружной рекламызаключается еще и в том, что в некоторых регионах введен налог на вмененныйдоход для деятельности по распространению «наружки».

Однако в Налоговом кодексе определение этого вида деятельности дано не такшироко, как в новом законе. Под ней в целях налогообложения понимают размещениеинформации «путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы(щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных техническихсредств)» (ст. 346.27 НК). Стационарными же средствами, по мнению чиновников,раньше считали любые конструкции, установленные на объектах недвижимости (земле,здании и т. п.). То есть конструкции, которые не предназначены для перемещения втечение всего срока эксплуатации (письмо ФНС от 7 апреля 2005 г. №22-2-14/520@). Остается только гадать, какую позицию займут налоговики послевступления нового закона в силу и не заставят ли встать на учет и платитьвмененный налог, к примеру, владельцев воздушных шаров или строительных сеток.Хотя скорее всего чиновники с радостью учтут нововведения. Ведь в соответствии сформулировкой в законе о рекламе их теперь вполне можно посчитать «средствамстабильного территориального размещения».

Коснулись изменения в законодательстве и деятельности по распространениюрекламы на транспорте. С 1 января 2007 года будет запрещено использованиетранспортных средств только или преимущественно в качестве передвижной рекламнойконструкции (п. 2 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Так что фирмам уже сейчас придетсяпозаботиться о них. Например, саму рекламную конструкцию можно переделать ввывеску или щит. А машину использовать по назначению.

Прописали законодатели и пункт о том, что фирмы могут использоватьотличительные знаки, которые указывают на принадлежность транспорта именно ей.То есть можно рисовать логотип компании хоть на весь борт машины – это не будетявляться рекламой (п. 4 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).

Есть и нововведение по порядку оформления сделок на размещение рекламы натранспорте. По новому закону размещать ее можно только «по договору ссобственником транспорта или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающимвещным правом на транспортное средство» (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Ранеетакого требования в законодательстве не было. Получается, если с собственникомтранспортного средства заключили договор на размещение рекламы минуя рекламноеагентство, то он занимается деятельностью по распространению рекламы. И значит,должен платить ЕНВД.

Собственникам транспорта следует помнить, то вмененка касается толькорекламы, размещенной на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установкина них табличек, электронных табло и других средств рекламы (ст. 346.27). Тоесть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А распространениерекламы внутри транспорта данной статей не предусмотрено. Значит, этадеятельность не попадает под ЕНВД. И следовательно, владельцам «рекламного»транспорта придется организовывать раздельный учет. Это подтвердил Минфин вписьме от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106.

С полным текстом использованных документов можно ознакомитьсяв СПС КонсультантПлюс.

совет

«Постоянная работа на вычислительных машинах считается работой с вреднымиусловиями труда, – говорит аудитор Марина Голубева. – Поэтому сотрудники,которые проводят по восемь рабочих часов за монитором, имеют право надополнительный отпуск. Его продолжительность – шесть дней. Если в вашем трудовомдоговоре или в должностной инструкции закреплено, что ваша работа тесно связанас компьютерной техникой (например, вы обязаны обрабатывать на компьютеребухгалтерскую информацию), то работодатель обязан установить вам дополнительныйотпуск (п. 182 раздела XLIII Списка, утв. постановлением Госкомтруда СССР иПрезидиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 – прим.ред.)».

Застройщиков обязали отчитываться Привлечение дольщиков обернется бумажной волокитой  »
Юридические статьи »
Читайте также