Президент рекомендует, отзывает, распускает

Законопроект "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" был внесен в нижнюю палату уже через две недели после того, как Владимир Путин заявил, что губернаторов лучше рекомендовать, чем избирать на всенародном голосовании. Этот законопроект ответил на многочисленные вопросы, как подтвердив, так и опровергнув слухи, которые эти две недели расползались по стране, исходя из "хорошо информированных источников".

Законопроект содержит своеобразную "презумпцию невиновности": все выборы, уже назначенные до его вступления в силу, должны будут состояться, а уже избранные губернаторы доработают до конца срока. После чего могут уже стать не избранниками, а назначенцами.

Важно отметить: новый закон не только изменит порядок выбора губернаторов, но и их полномочия. Они серьезно расширятся: глава региона сможет "решать кадровые вопросы в силовых структурах" (вечная губернаторская мечта: назначать начальников ГУВД по своему усмотрению). А также координировать действия других федеральных ведомств. О прежних ограничениях (не больше двух сроков работы) придется забыть; губернатор сможет руководить регионом неограниченное количество лет.

При этом губернаторская ответственность существенно повысится. Раньше избранного губернатора можно было лишить должности, если он принял нормативные акты, противоречащие Конституции России (и не устранил их в течение месяца), или ему предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления. Теперь преступление не обязательно должно быть тяжким. Также в законопроекте говорится, что губернатор отрешается от должности, если ему выразит недоверие законодательный орган субъекта "в связи с утратой доверия президента РФ" или "в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей". Последние два факта не только расплывчаты, но и воскрешают в памяти политические советские частушки вроде "Раз министр Берия / Вышел из доверия".

Законопроект в этом виде превращает избранного губернатора в наместника, присланного из центра и подчиненного только центру. Обязательное утверждение такого чиновника местными депутатами выглядит как ненужная формальность; к тому же сделано все, чтобы она не могла помешать этому назначению. Во-первых, президент имеет право предлагать региональному ЗС облюбованную им кандидатуру неограниченное число раз. Во-вторых, после повторного отклонения глава государства распускает региональных депутатов, и пока не пройдут внеочередные выборы, ВРИО губернатора руководит регионом.

С момента поступления законопроекта в нижнюю палату новая конструкция управления регионами стала более-менее ясной. Реакция на него высших должностных лиц оказалась немного иной, чем на инициативу двухнедельной давности. Тогда во властных верхах последовало почти всеобщее одобрение. Одобряют и сейчас, но более критично, указывая и на необходимые механизмы против возможных злоупотреблений, и на вынужденность принятия нового закона.

Председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков считает, что президентская инициатива не противоречит Конституции. Однако он тут же заявил: "Когда губернатор выбирается не всеми избирателями, а небольшим кругом лиц, должен быть поставлен предохранитель, предотвращающий коррупцию". Как ни странно, Вешняков, никогда не замеченный в оппозиции к Путину, в одной фразе упомянул два основных тезиса возражений категорических противников изменения порядка выборов: назначенец может быть коррумпирован не меньше, чем избранник, а во-вторых, выборность губернаторов не упразднится. Только вместо населения региона его будет выбирать "небольшой круг лиц".

От лица исполнительной власти нововведение пока что прокомментировал лишь замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Он сказал, что механизм регионального управления изменен, чтобы предотвратить развал России, так как основная цель террористов - развалить страну. "Эти поправки - попытка адаптировать государственный механизм к будущим угрозам, хотя со стороны это и может показаться начальной стадией паранойи. Но это абсолютно необходимые меры, поскольку угроза очень серьезная",

Трудно сказать, оговорился Сурков или нет, употребив вместо слов "жесткость" или "недемократичность" термин из области психиатрической медицины. Но есть важное обстоятельство, на которое чиновники уровня Суркова почему-то не обращают внимания, когда называют новые законы "необходимыми мерами". Если законы будут изменены именно из-за угрозы целостности России (угрозы, которую несут террористы), то почему реакция на временное явление (или тот же Сурков считает, что развал будет угрожать России вечно) должна привести к кардинальному изменению принципов управления страной? К примеру, чрезвычайное положение, прописанное в Конституции, имеет вполне определенный временной срок. Ведь его причины (война, мятеж, стихийное бедствие) бесконечными быть не могут.

Михаил Логинов

Налоговая обложила арбитраж. На банкротов дали денег  »
Юридические статьи »
Читайте также