Обетованные земли Редакционная статья

«Куда бы он ни посмотрел, нигде не было видно земли, почвы, травы, деревьев, к которым он привык в старой спокойной Европе. Всюду были камень, асфальт, бетон, сталь…» Так Ильф и Петров в своем юмористическом рассказе «Колумб причаливает к берегу» описывали впечатления великого генуэзца, по воле авторской фантазии приехавшего открывать современную Америку. Этот рассказ удивительно точно подходит для описания ситуации с освоением земель петербургской КАД (территорий, примыкающих к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга).

Мы до сих пор уверены, что земельного рынка в России, по большому счету, пока еще нет и земля в основной своей массе принадлежит либо государству, либо бывшим колхозам и совхозам. Но все чаще мы сталкиваемся с тем, что когда нас интересует какая-то конкретная территория, она оказывается в частной собственности. Добро бы еще такие открытия совершали мы, простые обыватели. Но курьез в том, что в роли Христофора Колумба из процитированного выше рассказа Ильфа и Петрова нередко оказываются и власти.

Как говорят, недавно в ОАО «РЖД» с удивлением обнаружили, что объекты грузового двора станции Московская-Товарная невозможно перенести из центра Петербурга в Шушары (вблизи КАД), потому что значительная часть территории, на которую давно запланировали перенести железнодорожные объекты, принадлежит не государству, а частным лицам и компаниям, которые имеют свои виды на нее, а в ответ на предложения продать участки называют совершенно неподъемные цены.

Точно с такой же ситуацией столкнулись и власти Ленобласти, когда задумали начать регулирование инвестиционного процесса на землях участков КАД, проходящих по территории области. Чиновники засучили было рукава, предвкушая, как будут раздавать земельные участки алчущим инвесторам, но оказалось, что «Америка давно открыта» – 90% областных земель КАД скуплено предпринимателями. Более того, даже «рулить» размещением конкретных объектов на территориях (определять, где будет торговый центр, где автосалон и т.п.) власти не могут: этот процесс давно уже идет сам собой. Так что, продолжая аналогию с рассказом Ильфа и Петрова, административному «колумбу» ничего не оставалось, как согласиться на предложенную ему бизнесом роль Америго Веспуччи в фильме об открытии Америки, сценарий которого сделан по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Наши предприимчивые «графы монте-кристо» еще до начала строительства КАД сообразили, что дорога обязательно будет построена и что земли вдоль нее будут пользоваться большим спросом. И без лишнего шума стали их скупать. По мере того как сдавались в эксплуатацию отдельные участки дороги и транспортные потоки начали заметно расти, инвесторы стали активно интересоваться участками вдоль КАД. И заработал земельный рынок. В отсутствие же особых функциональных ограничений на использование территорий бизнес сам определил «отраслевую структуру» земель КАД (интересно, что, как признаются областные чиновники, схему зонирования они составляли «вслед за бизнесом», фактически узаконивая пожелания инвестров).

Пока власти занимались своими «стратегическими проектами» (в Петербурге – автомобильными, а в области – портовыми), бизнес без лишней помпы организовал «инвестиционное цунами» – общая сумма уже заявленных проектов на землях КАД превышает 2,2 млрд долларов, а, по некоторым оценкам, вскоре может достичь 3,5 млрд. Причем основная часть этих проектов реально осуществляется, в отличие, например, от самого большого из «стратегических» – «Балтийской жемчужины». Что же касается других «знаковых» проектов властей – Toyota , Nissan , Bosh-Siemens и т.п., то все вместе они меньше, чем проекты одной только IKEA на землях КАД.

«То, что вы открыли Америку, еще ничего не значит, – говорит персонаж рассказа Ильфа и Петрова. – Важно, чтобы Америка открыла вас». Потому что, продолжая аналогию, наш административный «колумб» осилил лишь маленькую «колумбию», а настоящую «америку» открыл частный «америго веспуччи». А когда первый пытается выступать в роли второго, получается ильфо-петровский анекдот, очень напоминающий нынешнюю ситуацию с КАД.

Не молочные берега Комбинат "Петмол" готовится к переезду с Обводного канала  »
Юридические статьи »
Читайте также