Лагеря ждут защиты от государства Территории детства выставляются на продажу.

Весной у родителей, как правило, начинается пора летних хлопот. Самое главное - уже сейчас решить вопрос о том, куда отправить на лето ребенка, чтобы во время летних каникул он не болтался по городским улицам, а оставался под присмотром взрослых, регулярно питался и, хорошо бы, дышал свежим воздухом. Лучший способ решения проблемы - детский оздоровительный лагерь. Большинству родителей всегда заранее было известно, в какой из них поедет их чадо на лето. В этом году многие из тех, кто отправлял своих детей в один и тот же лагерь, вынуждены будут выбирать другой - из тех, что не подлежат продаже. Правительство Петербурга опубликовало в нескольких городских газетах список лагерей, которые будут проданы с молотка. В нем почти треть - действующие лагеря, которые еще в прошлом году принимали детей.

То, что число загородных оздоровительных лагерей ежегодно сокращается - ни для кого не секрет. Из более 360 пионерских лагерей, принадлежащих когда-то предприятиям и организациям Петербурга, действующих осталось всего 104. Одни базы закрыли предприятия, которые не могут позволить себе содержать такое дорогое удовольствие для детей своих сотрудников, другие - в обход всех законодательных норм - были проданы, и сегодня на бывших детских территориях строятся коттеджи или рестораны, как, например, в бывшем лагере "Юнга".

Индустрия летнего детского отдыха уже не первый год находится в катастрофическом положении. В прошлом году во всей России число загородных баз отдыха сократилось на 1552 лагеря по сравнению с 2003 годом, на 175 тысяч детей меньше отдохнули в лагерях, продолжает снижаться количество санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха для детей с родителями. Кроме того, сокращается минимальная продолжительность смены: если прежде она длилась 24-26 дней, потом сократилась до 21 дня (минимум, необходимый для достижения эффекта оздоровления), то теперь многие сокращают смену до 18 дней, чтобы поставить галочку в отчете, мол, показатели охвата организованным отдыхом и оздоровлением не снижаются. И это при том, что всероссийская диспансеризация детей и подростков подтвердила худшие опасения специалистов, работающих с детьми, - за последние 5 лет состояние их здоровья ухудшилось: более чем на 20 процентов выросла заболеваемость школьников, на 50 процентов увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания. А сегодня организация отдыха и оздоровления детей - это для государства единственная, оставшаяся с прежних времен, возможность влиять на здоровье детей.

Буквально накануне Нового года Государственная дума приняла изменения в федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", по которому наконец закреплен законодательно статус лагерей как учреждений социальной сферы. Однако никаких изменений сотрудники лагерей не почувствовали.

Все лагеря равны, но государственные равнее частных

По просьбе общественных организаций, объединяющих руководителей детских оздоровительных лагерей, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи организовал в Государственной думе круглый стол. В нем приняли участие депутаты ГД, члены Совета Федерации, представители девяти министерств и ведомств правительства России, 24 регионов Российской Федерации, общественных организаций, руководители детских оздоровительных учреждений. За круглым столом речь шла о нынешнем положении детских здравниц и о том, что необходимо сделать, чтобы сохранить то, что от них осталось. О развитии индустрии детского отдыха речи уже нет.

Новые строки в законе правовой и государственной защищенности лагерям не прибавили. Особый статус появился только у тех, что являются государственной собственностью или находятся в ведении государственных или муниципальных властей, - они получают налоговые льготы, льготы на землю, чего не имеют остальные, да и тарифы на энергоносители у них теперь будут меньше, чем для других. Произошло это не потому, что новый закон плох. Дело в том, что не внесены изменения в другие законодательные акты. Например, в соответствии с Налоговым кодексом у негосударственных лагерей есть статус - статус коммерческого предприятия. По старому федеральному закону о налоге на имущество предприятий - от налога на имущество освобождались предприятия, используемые исключительно для оздоровительного отдыха детей до 18 лет. И лагеря имели льготы по налогообложению. С новым Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 2004-го,

льготы оставлены, но вместо той трактовки, что была в старом законе, появляется другая: "От налога на имущество освобождаются организации и учреждения социальной сферы, используемые ими для нужд культуры, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения". Об учреждениях для детского оздоровительного отдыха законодатели забыли. Регионам разрешено расширять перечень налоговых льгот. Ленинградская область приняла свой закон и восстановила льготу по старому закону, освободив от налога на имущество предприятия в отношении имущества, используемого для оздоровления и отдыха детей до 18 лет. Но наши лагеря, находящиеся на территории Ленинградской области, не могут этой льготой воспользоваться, поскольку являются собственностью городских предприятий или зарегистрированы в городе. Значит, к ним применим только федеральный закон. И чиновники утверждают, что надо руководствоваться общим российским классификатором видов экономической деятельности, относя лагеря в группугостиниц и ресторанов. Теперь, когда по закону детские лагеря отнесены к объектам социальной сферы и могли бы воспользоваться этой льготой, законодательство, которое дает такое право, не приведено в соответствие с законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Впрочем, та же ситуация с налогом на землю: хороший лагерь располагается на завидных территориях и занимает не меньше 10 га, поэтому налоги за землю и на имущество вырастают в круглую сумму. В стоимость путевки сегодня закладывается налоговое бремя, растущие цены на энергоносители, и денег на развитие и содержание не хватает. Стоимость смены растет, а устаревшая база лагерей и невозможность создать нормальные условия не дают возможности конкурировать с базами отдыха за рубежом.

Сохранить то, что осталось

Участники круглого стола обратились к депутатам Государственной думы с предложением выступить с законодательной инициативой, направленной на поддержку организаций отдыха и оздоровления детей. Они хотят, чтобы правительство РФ восстановило в Федеральной целевой программе "Дети России" подпрограмму "Организация отдыха детей и их оздоровления" с начала 2006 года, а Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки разработали нормативные документы по установлению стандартов в обеспечении отдыха и оздоровления детей, порядок сертификации услуг детского отдыха и оздоровления.

Но главное, чего намерены добиваться все участники круглого стола, - остановить продажу и перепрофилирование детских оздоровительных учреждений. По общему мнению, чтобы защитить частные лагеря, государство должно заинтересовать их собственника - предоставить льготы на землю, снизить налоговое бремя, чтобы предприятию - балансодержателю лагеря было выгодно его содержать. Социальные объекты в нашей стране, как ни обидно это сознавать, являются обузой, независимо от того, кому они принадлежат - государству или предприятию. И так будет до тех пор, пока уровень жизни в нашей стране не станет выше - в развитых государствах социальные программы все-таки рентабельные. Но и в нашей стране, как и за рубежом, родители с удовольствием отправляют в лагерь детей, потому что знают - там обеспечен не только постоянный присмотр, важно то, что ребенок вовлекается в воспитательные и образовательные программы, его досуг организован и не проходит бесцельно.

Лагеря зажигают не по-детски

Представители многих регионов, выступающие перед коллегами за круглым столом, опровергли, правда, убеждение в том, что во всех без исключения регионах страны плачевная ситуация. В Перми, Калининграде, Башкирии приняты региональные нормативные документы, которые защищают свою индустрию детского отдыха.

Президент петербургской ассоциации "Взрослые и дети" Тамара Трушковская за круглым столом не стала выступать: "Мне нечего было сказать, - говорит она. - На этой встрече я поняла, что в нашем городе с детским отдыхом дела обстоят не плохо, а очень плохо".

Ежегодно в Петербурге растет финансирование детского летнего отдыха из городского бюджета. В этом году на отдых петербургских детей будет истрачено более 920 млн рублей, из них из городской казны - более 326 млн. При этом планируется, что за путевки для некоторых категорий детей (например, для спортивных и творческих коллективов) родители должны будут заплатить до 70 процентов от их стоимости.

Каждый год город берет какие-то лагеря на свой баланс и тратит на их содержание огромные деньги. В этих лагерях отдыхают дети из сиротских учреждений, малоимущих и многодетных семей, малолетние правонарушители...

- Мы уже начали гордиться тем, что много оздоравливаем детей из этой категории, - продолжает Тамара Трушковская. - Но куда отправить ребенка тем родителям, которые не сдали ребенка на иждивение государству, не воспитали его как юного правонарушителя? Куда поедут дети учителей, медсестер, слесарей, дворников? В Петербурге и Ленинградской области за три года закрыто более 130 лагерей. После инвентаризации, проведенной по рекомендации городского правительства, решено продать еще несколько лагерей, от которых отказались предприятия и не смогли выгодно продать. В результате останутся только государственные лагеря для "неблагополучных" детей и частные, которые живут на то, что создают, значит, и путевки у них дорогие. С теми законами, по которым они сейчас живут, не имея ни льгот, ни государственной поддержки, стоимость смены в них скоро сравняется с путевкой за рубеж. Родителей, которые могут себе позволить заплатить 10-15 тысяч за путевку, немного, значит, и эти лагеря скоро закроются. Так случится, если частные и государственные лагеря не уравняют в правах.

У нас очень любят на всех уровнях власти радоваться тому, что в Петербурге удалось сохранить уникальную систему детского отдыха. Но и она не выдерживает испытания на прочность, продолжающегося уже более десятилетия. Строительный бум в городе и области вообще ставит под угрозу существование этой системы как таковой: уже объявлено о продаже детских территорий, стоимость сотки на которых доходит порой до 30 тысяч долларов. Что и говорить, в советские времена пионерским лагерям отдавали лучшие земли Курортного района и Ленинградской области. Кроме того, там есть необходимая инфраструктура - не нужно, как на целине, проводить инженерные коммуникации. Обиднее всего для руководителей детских учреждений то, что создается впечатление, что в этом развале индустрии детского отдыха заинтересованы все. Например, когда руководитель предприятия "Сокол" пытается выкупить землю, на которой расположен его лагерь (как и полагается по закону), ему не дают этого сделать. Сами лагеря, которые пытаются заключить долгосрочные договоры аренды или тоже выкупить землю, не могут прошибить бюрократическую стену. А тем временем находятся покупатели на бывшие детские территории, отказывая им, директора сильно рискуют. После такого отказа один лагерь в Курортном районе уже подожгли. Хорошо, что до лета еще далеко.

По данным государственной статистики, за последние три года численность детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях, сократилась более чем на 762 тысячи. По сравнению с 2003 годом произошло сокращение загородных оздоровительных с 3,19 тысячи до

3, 08 тысячи, оборонно-спортивных лагерей с 352 до 327, оздоровительно-спортивных лагерей - с 1,46 тысячи до 1,25 тысячи, лагерей труда и отдыха с 7,4 тысячи до 7,35 тысячи.

Ирина Донцова

Дорогой приоритет  »
Юридические статьи »
Читайте также