В погоне за суперприбылями Коммерсанты не думают о людях

22 ОКТЯБРЯ ЗАО "Спецобслуживание" открыло новый магазин "Здоровый малыш" по адресу проспект Энтузиастов, 20. Появление новой торговой точки в густонаселенном районе произошло на фоне обострения конкуренции на рынке детских товаров. Причем обвинения, которые идут в ход, - "монополизация" рынка, ущемление "частного капитала", рост цен, перекос в ассортименте и т. д. - традиционные, когда дело касается подобных вопросов. В ситуации (возможно, и с некоторым опозданием) решил разобраться депутат Виктор Евтухов, направив соответствующий запрос на имя губернатора, чем вызвал очередной виток конфликта между игроками "детского" рынка.

Суть вопроса

Сегодня городской закон "О компенсационных выплатах в связи с рождением ребенка и уходом за ним", разработанный в 2000 году, реализует лишь одна компания - ЗАО "Спецобслуживание", владелец сети магазинов "Здоровый малыш". Именно этот момент вызывает множество нареканий со стороны как бы "конкурентов", тоже торгующих детским ассортиментом и вроде бы желающих обслуживать карточку "Детская" в своих магазинах. Например, президент корпорации "Бинко" Георгий Николайчик по этому поводу заметил, что "человек должен иметь свободу выбора и самостоятельно определять магазин, который находится ближе к его дому". Следуя этой логике, родители, предположим, сами в состоянии выбрать, что и где покупать своему ребенку. Справедливое замечание, однако не полностью отражает суть закона о компенсационных выплатах и принятых к нему поправок.

Кратко его суть обозначила губернатор Валентина Матвиенко в телевизионной программе "Диалог с городом" 6 октября:

- У нас есть практика, когда средства перечисляются на так называемую детскую карточку. И эта практика себя оправдала. Мы не только не будем отменять эти карточки, мы расширим их функции. То есть и другие детские пособия, которые выплачиваются семьям, мы хотим перевести на карточки, чтобы на эти деньги семья могла купить либо детскую одежду, либо продукты питания для детей.

К сожалению, у нас немало примеров асоциальных семей, где ждут этого детского пособия для того, чтобы сходить в магазин через дорогу и купить несколько бутылок водки. Деньги просто не попадают детям. А система перевода этих средств и ограничение перечня товаров, которые могут родители купить, мне кажется правильной практикой.

Хотя, как уже говорилось, закон о компенсационных выплатах появился еще в 2000 году, практическая его реализация началась лишь через два года. Причиной этому стало то, что городские торговые организации не спешили принимать участие в программе. Бюджетные средства выделялись мизерные, а работу по организации торговли по карточкам нужно было провести колоссальную и при этом не забыть о прибыли предприятия, иначе вся затея оказалась бы бессмысленной.

Лишь в 2002 году одно предприятие - ЗАО "Спецобслуживание", владелец сети "Здоровый малыш", - рискнуло "вступить в игру". Но о торговле детскими товарами тогда речь не шла. Специальная комиссия постановила, что "Здоровый малыш" должен был работать по принципу существовавших ранее пунктов выдачи детского питания, но по карточкам, то есть продавать только детское питание и то в ограниченном ассортименте. Более того, та же комиссия ввела несколько ограничений и по торговой наценке, и по ассортименту (все товары - по каталогу Минздрава).

Затея казалась провальной, но дело, как ни странно, пошло, и "Здоровый малыш" постепенно расширил ассортимент до минимального набора товаров для малышей от 0 до 2 лет, которые можно получить по магнитной карточке "Детская". И тут вдруг опомнились остальные. Они тоже захотели участвовать в программе, дабы получить гарантированный заказ администрации, а значит, и бюджетные деньги. Не будем говорить о моральной стороне дела, бизнес есть бизнес, но стоит рассмотреть эту проблему чисто с практической точки зрения.

Не надорваться бы?

Для участия в программе необходимо иметь расширенную сеть магазинов, которая бы охватывала весь город, чтобы молодым родителям было удобно отоваривать полученные карточки. Вот данные на сегодня по различным сетям магазинов.

"Дети": 10 - в Питере (1 - в Москве), "Кроха" - 7, "Юниор" - 4, скоро открывается еще один, "Бинко" - 40 (или все-таки 40 аптек?), "Чудо-остров" - 7, "Здоровый малыш" - 65 магазинов в городе, пригородах и области, из них 21 работает по системе самообслуживаниял Из приведенных данных видно, что реально только "Бинко" может конкурировать со "Здоровым малышом" по количеству торговых точек, но эта сеть торгует прежде всего лекарствами, а детские товары являются всего лишь сопутствующими.

Каждая сеть охватывает свой возрастной сегмент рынка. "Дети" работают для младенцев от 0 до 5 лет, предлагая в своем ассортименте питание, одежду, обувь, косметику, коляски, кроватки и даже велосипеды. "Кроха" - от 0 до 14 лет, ассортимент ее широк. Но "поставить весь магазин в жесткие рамки", по словам руководства торговой сети, "Кроха" не готова, так как "ограниченный режим невыгоден, в том числе покупателю". "Юниор" предназначен не только для маленьких, но и для подростков, и кроме того, торгует даже мебелью. В "Бинко" уклончиво прокомментировали ситуацию, так и не сказав, готовы ли они в случае необходимости разделить свой "детский" и "аптечный" бизнес. "Чудо-остров" в отличие от остальных занимает иную позицию: зачем переориентировать свой бизнес?

Чтобы участвовать в городской Программе, необходимо также иметь определенный ассортимент товаров и строго его придерживаться. Однако, как выяснилось при опросе, ни одна сеть детских магазинов, кроме "Здорового малыша", на данный момент этому требованию не соответствует. В результате нужно либо идти на самоограничения, что для нормального коммерсанта смерти подобно, либо придумывать новые схемы.

Игорь Вторников, директор сети магазинов "Дети", наиболее четко сформулировал трудности, которые предстоит решать и его предприятию, и всем остальным, кто захочет потягаться со "Здоровым малышом". Первый вариант предусматривает открытие специализированных отделов на имеющихся площадях или создание специальных торговых точек. Второй путь - поместить социальные товары по карточкам в общем отделе, но со специальной пометкой.

Открытие специальных отделов и магазинов вопрос непростой. Особенно если речь идет об отдельной торговой точке. Это вложение 300-400 тысяч долларов и не менее чем полугодовой подготовительный период. Из своих запасов коммерсанты от детского бизнеса могут выделить деньги на одну или даже две новые точки. Но это не решение проблемы для города в целом. Более того, срок окупаемости проекта безмерно велик - около десятка лет. Для нынешней ситуации такая долгосрочность инвестиций - слишком неоправданный риск.

Гораздо проще открыть специальный отдел или пометить товары, реализуемые в общем зале, скажем, красными ценниками. Экономически это вполне оправданно. Пониженная наценка, которую предусматривает программа, с лихвой окупится количеством посетителей и покупкой товара за "наличку". Так что здесь бизнесменам есть прямой резон биться за включение в программу. Правда, тот же "Здоровый малыш" в свое время отверг подобные схемы. "В начале нашей деятельности были мысли о "желтых" и "красных" ценниках, но мы отказались от этого в первые же дни работы в рамках социальной программы. Две цены - это возможность манипуляций с ценами и наценками, что приведет к недопониманию и недовольству покупателей. Поэтому соблюдение единых цен - это наше правило", - сказали его представители.

Много - не значит хорошо

Дискуссия на тему, стоит ли развивать программу за счет привлечения других сетей или нет, идет не первый год. И никто не может ответить на этот вопрос однозначно. Кроме того, "детские бизнесмены" до сих пор не определились в своем мнении, является ли "Здоровый малыш" монополистом на рынке детских товаров или нет. В этом уверены только "Юниор" и "Бинко", а остальные сети, хотя и подавали жалобу в МАП, так не считают. Правда, все, за исключением "Чудо-острова", отмечают, что деятельность "Здорового малыша" приносит вред их деятельности. А вот это уже звучит несколько странно. В 2002 году, когда программа по выплате компенсаций для детей только начиналась, детский рынок выглядел гораздо скромнее: "Дети" - 3 магазина, "Бинко" - 24 магазина-аптечных пункта, "Кроха" - 3, "Юниор" - 3.

Сетевые детские магазины Санкт-Петербурга растут, развиваются, набирают силу. За два года их количество у конкурентов "Здорового малыша" увеличилось на 300-500 процентов! Если бы на детском рынке существовала монополия, то подобный рост был бы все-таки невозможен. Во время судебных разбирательств в МАПе привлеченный Ассоциацией детских магазинов для компетентной поддержки кандидат экономических наук оперировал страшными цифрами и продемонстрировал, как темпы прироста объемов реализации товаров в 2002 году снижались с ужасающей скоростью. "Дети": II квартал - 8 процентов, III квартал - 15 процентов, "Бинко": II квартал - 5 процентов, III квартал - 19 процентов. Представленные антимонопольному комитету заниженные цифры объемов рынка ввели специалистов в заблуждение. Начались долгие переписки с антимонопольным комитетом, прокуратурой. Именно по поводу якобы монополии "Здорового малыша" было открыто дело, в котором столкнули исполнительную власть в лице комитета по труду и социальной защите населения и федеральные контролирующие структуры в лице антимонопольного комитета.

Очередные споры на тему монополии ЗАО "Спецобслуживание" понятны - скоро будут делиться бюджетные деньги на реализацию программы, и каждый захочет что-то получить. Тем более что исполнительная власть объявила квалификационный отбор: кому доверить в новом году реализацию городской программы, кто в 2005 году станет осваивать бюджетные деньги.

А участники рынка? У всех было три года для того, чтобы сегодня на равных со "Здоровым малышом" участвовать в квалификационном отборе торговой организации - в соответствии с утвержденными и согласованными требованиями. В ожидании принятия закона о компенсациях некоторые детские магазины предпринимают новые шаги, но не в сторону совершенствования своей деятельности, а в сторону разжигания конфликтов, да еще и втягивают в это законодательную власть города. Конечно, можно много и долго говорить о том, что система не идеальна, а также о том, что в рассуждениях о несовершенстве системы есть много здравых идей. Например, о формировании списка товаров не по цене, а по потребительским свойствам. Только сейчас никто пока не предложил более стройной и отлаженной системы, чем существующая сегодня. А она работает пока неплохо. Ее даже берут на вооружение другие регионы.

Если бы оппоненты "Здорового малыша", вместо того чтобы жаловаться на судьбу, могли бы предложить иную концепцию социальной помощи - это было бы достойно крупного бизнеса, а так - всего лишь конкурентная борьба.

Прямая Речь

Наталья Евдокимова, председатель комиссии по социальным вопросам законодательного собрания Санкт-Петербурга :

- Возможность работать по программе есть у любой компании. Ежегодно станет проводиться конкурс, потому что теперь наш закон будет распространяться не только на детей первого и второго года жизни. Мы призываем всех: подключайтесь! Если у вас есть такие возможности, как у "Здорового малыша", если у вас есть площади, если у вас есть контракты на поставку качественных товаров, то мы примем всех с распростертыми объятиями. Однако три года все компании почему-то молчали. Закон о компенсациях вступил в действие в 2002 году. Мы не могли целых полгода начать эту программу только потому, что было очень сложно найти желающих заняться ее реализацией.

Когда начинается очередная волна возмущения "Здоровым малышом", становится понятно, что это кому-то нужно Появились конкуренты, увидели, что это все хорошо пошло, и хотят прийти на готовое. Пожалуйста, приходите, только принимайте участие в конкурсе.

Сейчас организовано 65 магазинов. Это все сделало "Спецобслуживание". Оно работает на таких же условиях, как и все остальные магазины, - нет льгот ни по арендной плате, ни по налогам. Оно имеет право получать прибыль, но при этом везде ощущает ограничения: и на торговую накрутку, и по ассортименту, и по ценам.

У единственного источника этот государственный заказ был размещен только потому, что других не нашлось. Два суда прошел комитет по труду и социальной защите населения против антимонопольного комитета. Выиграл их, доказав, что антимонопольное законодательство никак не нарушается.

Если говорить о депутатах, которые включились в эту борьбу, то, может быть, это связано с их искренним заблуждением. Когда к ним приходят письма, наподобие того, что было написано на имя губернатора и председателя Законодательного собрания, то первая задача депутата - защитить. Депутаты, которые стали работать в этом направлении, были приглашены на открытие нового магазина. Где они?

Если это искреннее заблуждение, то они разберутся, и мы проблему снимем. Если же это не заблуждение, а желание кому-то подыграть, то, извините, в нечистые игры мы не играем...

Нина Назарова Председатель комитета многодетных матерей петербурга :

- К "Здоровому малышу" у нас были претензии, потому что было много звонков от мам и бабушек, которые видели, что цены здесь не меньше, чем в других магазинах, а ассортимент беднее. Потом были встречи с руководством "Здорового малыша". Но сейчас все отрегулировалось, заметно улучшилось. На сегодняшний день я довольна. Я могу каждой маме объяснить, что магазины выходят на более высокий уровень.

На другие магазины города я, конечно, так подействовать не могу - там каждый сам себе хозяин. Здесь же отрабатываются государственные деньги, поэтому "Здоровый малыш" будет стараться сделать так, чтобы народу было хорошо. Поэтому надо поддержать их, сделать так, чтобы у них был импульс для развития, чтобы они по ассортименту товаров увеличили возраст обслуживаемых клиентов - не до двух лет, а больше.

Я думаю, что со временем мы отработаем эту систему. Им желательно помочь: то ли с арендой, то ли с чем-то таким, чтобы эти деньги уходили на удешевление товара. Мы будем работать по этому вопросу с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Сергей Малинин

Город озаботился "Здоровым малышом"  »
Юридические статьи »
Читайте также