Город озаботился "Здоровым малышом"

На заседании Законодательного собрания 6 октября депутат Виктор Евтухов выразил обеспокоенность формированием цен на детские товары в специализированных магазинах сети "Здоровый малыш" (сеть принадлежит ЗАО "Спецобслуживание"). Г-н Евтухов направил депутатский запрос губернатору Петербурга Валентине Матвиенко.

В нем парламентарий отметил, что, согласно петербургскому закону о компенсационных выплатах в связи с рождением ребенка и уходом за ним, единовременные и ежемесячные компенсационные выплаты перечисляются на магнитную карту. По данным картам родители могут приобрести продукты детского питания и предметы детского ассортимента только в специализированных магазинах города. Однако, по имеющейся у депутата информации, в этих магазинах цены выше среднегородских. В связи с этим Виктор Евтухов решил обратиться к губернатору города с вопросом о порядке определения организаций, которые участвуют в реализации положений петербургского закона о компенсационных выплатах. Евтухов хочет также узнать, каким образом городская администрация осуществляет контроль над формированием цен на детские товары в специализированных магазинах.

Мы связались с депутатом Евтуховым, чтобы поподробнее узнать причины, вынудившие обратиться с депутатским запросом к губернатору. Виктор Леонидович сообщил, что к нему и к другим депутатам ЗакСа в последнее время поступает множество обращений и жалоб избирателей, связанных с ценовой и ассортиментной политикой, складывающейся в 51-м магазине сети "Здоровый малыш". Он хочет узнать у губернатора, действительно ли эта сеть имеет на рынке Петербурга монопольное право на продажу товаров по пластиковым картам, на которые перечисляются детские пособия (заметим, это как минимум полмиллиарда рублей гарантированного годового оборота только от реализации товаров по картам. - М. Б.) и насколько законно проходил конкурс на занятие этой крайне лакомой бюджетной полянки (г-н Евтухов сказал, что для рассмотрения депутатами будут запрошены конкурсная документация и ценовые условия).

Если подтвердится информация, что в магазинах не соблюдают ценовые условия, то договор может быть расторгнут и город будет искать новых исполнителей для этого социального заказа.

Тем не менее депутат Евтухов отметил, что, на его взгляд, вообще неправомерно, что только одна сеть может заниматься реализацией детских товаров по картам. По мнению Виктора Леонидовича, у покупателя должен быть выбор, где отоваривать свои "детские" карточки и ничего страшного не случится, если в городе этим будет заниматься не одна сеть, а две, три или пять.

Срок рассмотрения депутатского запроса и ответа на него - 10-15 дней. До получения официального ответа от губернатора от других комментариев Виктор Евтухов отказался, зато сразу по получении ответа обещал вернуться к этой теме.

Информация для размышления

Надо сказать, что тема, поднятая в депутатском запросе, вовсе не является новостью. Еще в прошлом году она активно обсуждалась и в СМИ, и в правительстве города. Вице-губернатор Людмила Косткина, курирующая социальную сферу, неоднократно комментировала политику работы этих магазинов. Так, она подчеркивала, что ассортимент товаров, реализуемых в сети магазинов "Здоровый малыш", рассматривается на межведомственной комиссии и согласовывается с Комитетом здравоохранения в соответствии с действующими рекомендациями Минздрава РФ. Ценовая политика сети также определяется межведомственной комиссией, поэтому предельный уровень торговой наценки не должен превышать 11,8% к отпускной цене производителя. Общий ежедневный запас для бесперебойного обеспечения магазинов составляет не менее 72 млн. рублей.

Также год назад Людмила Косткина заявляла, что система магазинов "состоялась и установилась, ее знают". По ее словам, "на магазины практически нет жалоб, люди здесь работают с душой".

Однако антимонопольное ведомство не считает, что со "Здоровым малышом" все обстоит так гладко. Так, в декабре 2003 года эта сеть и порядок распределения детских пособий стали причиной конфликта между антимонопольным ведомством (ТУ МАП) и Комитетом по труду и социальной защите. Комитет обратился в Арбитражный суд Петербурга с просьбой обязать ТУ МАП согласовать проект нормативного акта, определяющего требования и условия отбора сети торгово-сервисных предприятий в редакции, предложенной комитетом. Упор ведется на то, что комитет настаивает, что все магазины, в которых можно приобрести детские товары по пластиковой карте, должны принадлежать одному хозяйствующему субъекту. МАП же считает, что число компаний, участвующих в программе, не должно быть ограничено. (выбор именно ЗАО "Спецобслуживания" в комитете объясняют тем, что в 2000 году именно оно было инвестором создания сети пунктов детского питания при детских поликлиниках во всех районах Петербурга).

Монопольное право на гарантированный бюджетный кусок было предоставлено компании Комитетом по труду и социальной защите населения по решению специальной межведомственной комиссии. После этого сеть "Здоровый малыш" стала крупнейшей в городе сетью детских магазинов. Конкурентам это не понравилось, и они обратились в ТУ МАП. ТУ МАП потребовало от комитета разработки документа, четко определяющего требования и условия к предприятиям, которые работают по этой социальной программе. Комитет такой акт разработал, но там было опять же прописано, что участвовать в программе может только одна компания.

В Комитете по соцзащите по-прежнему убеждены, что ЗАО "Спецобслуживание" работает эффективно. При этом они признают "некоторую монополизацию" "Здорового малыша". Весной 2004 года Людмила Косткина обещала еще раз проверить соответствие всех документов антимонопольному законодательству. Как видим, проверка затянулась настолько, что вызвала беспокойство депутатского корпуса.

Об ответе губернатора Валентины Матвиенко на депутатский запрос и о ходе проверки мы обязательно проинформируем наших читателей.

Марина Бойцова

Петербург будет прирастать мигрантами  »
Юридические статьи »
Читайте также