Год без шума, пыли и грязи

От редакции

Прошел ровно год с тех пор как... Ну вы помните: "превратим Петербург в европейскую столицу, сделаем его городом без шума, пыли и грязи"... 5 октября - победа во втором туре выборов, 15-е - официальное утверждение в должности...

Прошел ровно год с тех пор как... Ну вы помните: "превратим Петербург в европейскую столицу, сделаем его городом без шума, пыли и грязи"... 5 октября - победа во втором туре выборов, 15-е - официальное утверждение в должности... Ровно год как Валентина Матвиенко губернатор. Дата, сами понимаете, обязывает. По крайней мере, к тому, чтобы попытаться хотя бы в первом приближении определить: что обещано - и что сделано (ну или хотя бы делается). Тем более что мы с вами находимся в уникальной исторической ситуации. В том смысле, что нам еще есть о чем говорить и с чем сравнивать. Поскольку обещания, как известно, дают перед выборами, а они теперь отменяются как явление, расшатывающее вертикаль и косвенно потворствующее международному терроризму. И скоро процедура обретет гениальную в своей простоте законченность: когда назначенного Самим градоначальника будет единодушно утверждать депутатское собрание под мудрым руководством местной ячейки какой-нибудь всеохватной Краеугольной Партии Сплоч енного Сознания. И тогда уже - никаких обещаний. И никаких отчетов перед подданными. За их (обещаний) полной ненадобностью. А возможно, даже вредностью: вдруг, к примеру, коварный враг прознает координаты нашего движения курсом на "все более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей" находящегося в попечении народа... Но пока еще у нас есть шанс. Хотя бы порассуждать. Так что шутки в сторону. Итак, прошел год. Попытаемся проанализировать: что тогда - и что теперь.

"Мы живем в Петербурге" - называлась предвыборная программа Валентины Матвиенко, выпущенная массовым тиражом в августе 2003 года.

В ней говорилось о наиболее острых городских проблемах и путях их решения, предлагаемых кандидатом в губернаторы.

Что ж, оценим - насколько совпали слово и дело?

Первым, наиболее важным блоком городских проблем Матвиенко назвала низкий уровень жизни петербуржцев: большое число горожан, находящихся за чертой бедности, невысокие доходы основной массы жителей, недостаточная социальная защищенность пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных...

Что предлагалось?

"Регулярные прямые доплаты к пенсиям из городского бюджета, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям; увеличение числа рабочих мест с высокой оплатой труда; проведение политики регулярного повышения за счет средств городского бюджета зарплаты учителей, врачей, работников учреждений культуры, других категорий работников бюджетных отраслей; создание рабочих мест специально для школьников, студентов, пожилых людей, желающих работать; увеличение доходов городского бюджета путем повышения эффективности управления городской собственностью, содействия развитию крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства; осуществление мер, направленных на улучшение инвестиционного и делового климата..."

Что сделано?

Главное обещание - повышать зарплату бюджетникам - Валентина Матвиенко выполняет: доплаты к тарифным ставкам регулярно увеличиваются. Только что подписано распоряжение об очередных доплатах с 1 декабря - так, чтобы к концу года зарплата бюджетников нигде не была ниже прожиточного минимума. Также Матвиенко поддержала проект закона, внесенный депутатом Наталией Евдокимовой, - о том, чтобы с 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда в Петербурге составил 3150 рублей (прожиточный минимум на второй квартал 2004 года).

С доплатами к пенсиям дело обстоит сложнее. С одной стороны, пенсионеры получают доплаты из бюджета до прожиточного минимума. Но, с другой стороны, именно Матвиенко, сразу после вступления в губернаторскую должность, инициировала введение возрастных ограничений для получателей доплат. Закон, дружно принятый депутатами ЗакСа летом 2003 года (преодолевшими вето и. о. губернатора Александра Беглова), предусматривал, что доплаты получают все пенсионеры. Матвиенко настояла на том, что с 1 января 2004 года доплаты стали получать только граждане 70 лет и старше, с 1 июля - 68 лет и старше, а с 1 декабря будут получать граждане 65 лет и старше. Тем, кому меньше 65 лет, никаких доплат нет и не будет. Официальная версия - эти люди еще могут подработать, а бюджет не резиновый, на всех денег не хватает...

С эффективным управлением городской собственностью тоже есть проблемы. От части этой собственности город сейчас избавляется - в первую очередь от своих пакетов акций в гостиницах. Вот только суммы, за которые были проданы первые три гостиницы, мягко говоря, скромны. Губернатор, правда, полагает, что надо разогреть соответствующий рынок, и дальнейшие торги будут более удачными. Что ж, вторая попытка продажи гостиничных акций действительно оказалась более выгодной для города...

О привлечении инвестиций Валентина Матвиенко говорит постоянно, и сейчас администрация планирует предоставить крупным инвесторам налоговые льготы (по налогу на имущество и по налогу на прибыль, в зависимости от объема инвестиций). Если эти планы реализуются - город может получить серьезные дополнительные доходы и рабочие места.

Вторым по важности блоком городских проблем, по мнению Валентины Матвиенко, было жилищно-коммунальное хозяйство.

А именно - "кризисное состояние жилкомхоза, некачественная работа коммунальных служб при постоянном росте оплаты за коммунальные услуги, проблемы общежитий, медленное расселение коммунальных квартир, практически не сокращающаяся очередь на получение жилья, недостаточный учет в нормативно-правовых актах, регулирующих строительство нового жилья, интересов города и его жителей, недоступность нового жилья для большинства петербуржцев".

Что предлагалось?

"Внедрение конкурсной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг; обеспечение прозрачности оплаты жилищно-коммунальных услуг: люди будут платить только по факту предоставления услуг, и при этом точно знать, на что идут их деньги; внедрение института управдомов, подотчетных жителям, которые их нанимают; расширение строительства доступного муниципального жилья, принятие мер, облегчающих условия ипотеки; принятие строительных регламентов, регулирующих строительство в исторической части города, а также запрещающих уплотнительную внутриквартальную застройку".

Что сделано?

Начнем с самой злободневной темы. Обещание прекратить уплотнительную застройку было одним из ключевых в предвыборной деятельности Валентины Матвиенко. Действительно, часть решений об уплотнении были отменены, и даже было объявлено о моратории на новое уплотнение. Однако мы видим, что конфликты с уплотнением то и дело вспыхивают то в одном, то в другом районе города (об одном из них рассказывается как раз в этом номере "Новой"). При этом администрация ссылается на то, что уплотнение - результат реализации решений, принятых еще прежней городской властью. Но, вообще говоря, лукавит: в большинстве спорных ситуаций прежняя власть принимала решения о проведении проектно-изыскательских работ - по большому счету ничего не значащих и интересов граждан не затрагивающих. При этом никто не обязывал новую администрацию принимать решения о строительстве на соответствующих участках - однако же она их постоянно принимает. И только за 2004 год было выдано более 60 разрешений на новое строительство...

Наконец, об учете интересов жителей при новом строительстве: он так и остался "недостаточным". Да, за этот год приняты два закона: о градостроительной деятельности и о порядке участия граждан и их объединений в принятии градостроительных решений. Но первый из них - всего лишь рамочный, и он разве что обязывает утверждать законом генплан и правила застройки. Второй же закон, благодаря настойчивым усилиям представителей администрации, оказался таким усеченным, что лишь весьма относительно защищает интересы граждан. Достаточно сказать, что именно Смольный настоял на том, чтобы даже при отрицательном заключении общественной экспертизы или слушаний строительство (или подготовка к нему) не приостанавливалось. Понятно, что возможность граждан блокировать не нравящееся им новое строительство - "красная тряпка" для питерского строительного комплекса, который, как известно, внес немалый вклад в избрание Валентины Матвиенко. В итоге реальной возможности остановить уплотнение у граждан нет...

Да, можно понять губернатора, когда она говорит о том, что город должен развиваться и строить надо. Но можно понять и жителей: кому охота лишаться подчас последних островков зелени в микрорайоне или, к примеру, сталкиваться с тем неприятным фактом, что в скором будущем окна его квартиры будут упираться в стену возводимого во дворе комплекса...

Если говорить о строительстве доступного муниципального жилья - то это обещание, которое в последние годы давали, кажется, все кандидаты в губернаторы. За минувший год принят и вступил в силу закон "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Однако ничего оптимистичного - с точки зрения нужд очередников - он не обещает. Бюджетные расходы на эти цели практически не увеличены, подавляющее большинство тех, кто долгие годы стоит в бесконечной очереди на улучшение, так и получают отписки на все свои петиции предоставить жилье. Разве только инвалиды войны еще могут на что-то рассчитывать...

И наконец, о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Пока что она оказывается почти полной копией реформы, которая проводилась прежней городской администрацией. Тарифы повышены - и этим, по большому счету, все и ограничилось.

О том, что никакой "конкурсной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг" в ближайший год не будет, мы уже недавно рассказывали: этот факт озвучил "профильный" вице-губернатор Олег Виролайнен. Мол, число частных компаний, желающих конкурировать за обслуживание домов с нынешними ЖЭСами, которые преобразуют в акционерные общества, слишком мало. Вопрос о том, почему их число не увеличилось (при том, что необходимость повышения тарифов обосновывали именно тем, что частник не согласен обслуживать дома по низким ценам), до сих пор остается без ответа. Впрочем, представители частных компаний говорят, что они и рады бы участвовать в конкурсах - но администрация требует, чтобы на эти конкурсы выставлялись слишком большие лоты: обслуживание примерно 200 домов. Вот за обслуживание 20-25 домов охотно взялись бы небольшие частные компании, а 200 домов им, как правило, не потянуть...

Оплата по факту предоставления услуг тоже большей частью так и осталась не более чем сказкой. Во всяком случае, еще ни одному гражданину не вернули уплаченные жилищникам деньги, скажем, за не работавший три дня лифт. Или за то, что мусор со двора не вывозили уже неделю. Или за то, что никто не убирал лестничные клетки. Граждане как не имели никаких способов влияния на жилкомхоз, так и не имеют.

Впрочем, отметим, что в своей программе Валентина Ивановна обещала "добиться существенных результатов" в этой области только через два-три года. Выходит, пока еще рано о чем-то говорить?

Третий блок проблем назывался "Здоровье петербуржцев". Валентина Матвиенко справедливо говорила об ухудшающемся здоровье горожан, о фактическом расширении платных услуг в государственном секторе здравоохранения при невысоком качестве обслуживания, о недоступности платного медицинского обслуживания широким слоям населения, о неприспособленности городской среды к нуждам инвалидов...

Что предлагалось?

"Петербуржец должен иметь право сам выбирать поликлинику и лечащего врача; привлечение дополнительных финансовых ресурсов из городского бюджета на развитие системы здравоохранения; создание системы гарантированного обеспечения лекарствами пенсионеров и других льготных категорий населения; принятие губернаторской программы "Петербург - город без грязи, пыли и шума"...

Что сделано?

Здесь, как ни смотри, не удается обнаружить каких-то реальных изменений. Ситуация с лекарствами осталась прежней, указанной губернаторской программы пока нет, о "дополнительных ресурсах" тоже не слышно. Все то же - и с остальными пунктами предвыборной программы.

Четвертый блок городских проблем - транспорт. "Дорожные пробки, ухудшающаяся работа наземного общественного транспорта, разорванная линия метро, отсутствие порядка в дорожном движении..." - грустно констатировала кандидат в губернаторы.

Что же предлагалось?

"Завершение строительства КАД, подготовка к сооружению скоростного диаметра, приведение в порядок покрытия не только главных, а всех городских дорог, увеличение бюджетных средств на пополнение подвижного состава, контроль над восстановлением разорванной линии метро, сохранение действующих льгот по проезду на городском общественном транспорте для пенсионеров, инвалидов, школьников, студентов, некоторых других категорий населения".

Что сделано?

Разорванная линия метро восстановлена - движение по ней открыто летом этого года. В последний год восстановительных работ Валентина Матвиенко действительно уделяла им немало внимания и старалась выбить необходимые деньги из федеральных властей. Заметим, впрочем, что до того восемь лет тем же самым занимались ее предшественники, так что заслуги, вероятно, надо делить на всех.

Ситуация с Кольцевой дорогой и Западным скоростным диаметром не раз описывалась "Новой газетой". Заметим только, что оба проекта требуют масштабного финансирования из федерального бюджета. Отдадим должное губернатору: она не жалеет сил на то, чтобы это финансирование обеспечить. Только что центр выделил 4 миллиарда рублей на строительство КАД (это даст возможность до конца 2005 года завершить восточное полукольцо). Но при том, что в необходимости КАД никто не сомневается, в необходимости ЗСД - по крайней мере в том виде, в котором его планируют проводить сейчас, со строительством тоннеля вблизи западного берега Васильевского острова - есть большие сомнения...

Закупка подвижного состава тоже осуществляется - город время от времени покупает автобусы и троллейбусы. Хотя и не в таких количествах, как надо бы. При этом постоянно растут тарифы - уже сейчас администрация озвучила планы увеличить до 10 рублей стоимость проезда в общественном транспорте в следующем году...

Ну а хуже всего - с сохранением

На местном рынке свои правила  »
Юридические статьи »
Читайте также