Киндер-сюрпризы от государства

Как бы четко ни были прописаны статьи любого из законов, ему не стать популярным среди тех, кому он адресован, если под ним нет достаточного финансового подкрепления.

В связи с этим (это подтверждает блиц-опрос, проведенный среди читателей "ПЧП"), вызывает сомнения новая система предоставления петербуржцам детских пособий. Выясняется, например, что большинство (85%) опрошенных, признавая достоинства теоретических положений закона, усомнились в "цене вопроса". Например, известно (статья N 5), что на ребенка от 2 лет до школьного возраста, согласно этому законодательному акту, причитается 0,1 прожиточного минимума (ПМ) - 248 рублей 96 копеек на брата, а на школьника с первого дня до окончания школы - 0,04 ПМ, то есть 99 рублей 58 копеек. Где же обещанное существенное повышение размера детских пособий? К тому же разве школьник требует в 2,5 раза меньше затрат, чем дошкольник?

Высказываются и другие претензии. Вот основные, с которыми, кажется, не поспоришь. Скажем, известно, что единовременная компенсация при рождении ребенка назначается только в том случае, если женщина до 20 недель беременности встала на учет в учреждении здравоохранения, расположенного на территории Петербурга. Но чем же хуже та мама, которая, например, прописана в нашем городе, но фактически проживает, например, в поселке Сертолово, где проходит службу ее муж?

Кроме того, закон предполагает, что пособия будут предоставляться не деньгами, а перечисляться на пластиковые карточки. Но пока неизвестно, где будут находиться специальные магазины, в которых эти карточки можно будет отоварить, и устроит ли ассортимент взыскательного современного школьника. Да и на ежемесячные 99 рублей 98 копеек - не разбежишься...

В течение многих лет суммы детских пособий оставались мизерными. Мамочки подсчитали: за шестнадцать лет, в течение которых оно выплачивалось, семья получала примерно по 3,7% от такого же нищенского прожиточного минимума (ПМ). Легко сравнить: во всех странах ЕС эта сумма составляет не меньше 10% от средней зарплаты, а у нас не дотягивала до 1,5%. И ведь вот что обидно: демографические процессы подвластны не только собственным, общепланетарным законам, но и явно социально зависимы.

Теперь система предоставления детских пособий подлежит активному реформированию. И мы в который раз отчаянно надеемся: лишь бы не вышло "как всегда"...

История вопроса

Много слов говорилось о гуманном адресном подходе, причем не единожды осуществлялись попытки существенно сократить число получателей, то есть платить не всем семьям с детьми, а только тем, чей доход не превышает прожиточного минимума. Сумма, которая приходилась на детские пособия в нашей стране, до сих пор составляла всего 2% от общих расходов государственной казны (примерно на 6 млрд. меньше, нежели, скажем, на содержание армии чиновников).

Помнится, однажды в Комитете по делам женщин, семьи и молодежи подсчитали, что, если 10% самых богатых граждан России согласятся увеличить взимаемый с них подоходный налог с 13 до 14%, федеральный бюджет дополнительно получит третью часть суммы, необходимой для выплаты российским семьям детских пособий.

Теперь регионам предоставлена самостоятельность по принципу - спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

В минувший вторник (14 сентября) городское правительство одобрило проект закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге". Этим документом устанавливается размер как единовременных, так и ежемесячных выплат семьям от рождения ребенка до окончания средней школы. Размеры выплат зависят от прожиточного минимума (ПМ), который регулярно устанавливается официально (предусмотрена автоматическая индексация).

Предписанное благо

Проект закона предусматривает единую систему выплаты детских пособий. Предлагаются такие виды выплат: родители новорожденных петербуржцев должны получить пособие в размере 3,5 ПМ; ежегодное на обучающихся детей составит 0,3 ПМ; ежемесячное пособие на детей в возрасте до года - 0,35-0,65 ПМ; ежемесячное пособие на детей от года до двух лет - 0,1 ПМ; ежемесячное пособие на школьника до 18 лет - 0,004 ПМ.

Новый закон также оставляет в силе льготу по бесплатному питанию школьников. Пособия (дополнительно к федеральным) предусмотрены и для детей-инвалидов.

Выплаты будут перечисляться на специальную пластиковую карточку, и потратить их можно будет только на детское питание и товары детского ассортимента.

На реализацию закона из городской казны потребуется 1,7 млрд. рублей.

Помогут ли семьям пособия?

Статистика неутешительна. Например, известно, что в течение последних лет на каждую тысячу браков приходится более 800 разводов. Как правило, после развода женщина с ребенком (да и без ребенка тоже) имеет мало шансов снова выйти замуж.

Между двумя переписями на 40 процентов увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке, и на столько же - разведенных. Растет число бездетных семей, семьи становятся малочисленными: 65% родителей ограничиваются одним ребенком; 28% - двумя и только у 7 процентов подрастают трое и больше ребятишек. А около 0,7 млн. российских детей - социальные сироты, и треть из них находится в сиротских учреждениях. Более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома.

Безусловно, в нашей стране одна из важнейших причин так называемого "синдрома отложенного ребенка" (мамы не торопятся рожать!) - бедность, отсутствие социальных гарантий, постепенное сокращение в системе здравоохранения бесплатной медицинской помощи, жилищные проблемы.

Опросы показывают, что обеспеченная семья с двумя детьми в случае, если заболевает один ребенок или кто-либо из родителей, стремительно скатывается к нищете, и никакие социальные выплаты тем, кто пал ниже пресловутого ПМ, не помогают. Но большинство родителей рассуждают так: хотя суммы пособий (как их давно называют в народе - "детские слезки") не велики, но все же не 70 рублей, как прежде, значит, и они - подспорье...

Подготовила Евгения Дылева

Зерновой запас и системы контроля О хлебе, детях и терроризме говорили вчера в Смольном.  »
Юридические статьи »
Читайте также