Реформе МСУ быть

В сентябре в правительство Ленинградской области должен поступить проект областного бюджета на 2006 год. А на 9 октября в 204 поселениях субъекта РФ намечены выборы депутатов представительных органов. Нет сомнения, что в ходе приближающейся реформы местного самоуправления (МСУ) Ленобласть столкнется с комплексом проблем, о некоторых особенностях которых мы попросили рассказать вице-губернатора области, председателя комитета финансов Александра Яковлева

- Александр Иванович, насколько удалось отрегулировать механизм реализации реформы МСУ в Ленобласти?

- В июле ЗС приняло законы об изменениях в бюджетном процессе в субъекте РФ, о фондах финансовой поддержки муниципальных образований и другие документы, необходимые для реформирования межбюджетных отношений, разграничения полномочий и финансовых ресурсов между различными этажами власти. В сентябре, как мы ожидаем, эта работа будет полностью завершена на отраслевом уровне.

Но реформа нуждается не только в правовых рычагах, но и в подготовке и проведении сложнейших процедур, в дополнительном финансовом обеспечении. Для примера сошлюсь на имущественный комплекс Ленобласти. Его надо юридически безупречно и по-хозяйски, справедливо, разделить между всеми участниками межбюджетных отношений. Но в период рыночной нестабильности многие предприятия и хозяйства разорились. Часть имущества не имеет балансовой стоимости, технических паспортов. Чтобы навести порядок, потребуется два-три года.

Кроме того, для регистрации всего имущества предстоит затратить 600-800 млн руб., в то время как нынешний бюджет сверстан с дефицитом.

Еще одна проблема связана с прогнозируемой недостаточной обеспеченностью местных бюджетов. Чтобы доходы от работы с земельными ресурсами стали мощным финансовым источником, надо вложить в дело ум, энергию, привлечь солидных партнеров и инвестиции. А пока выделенной доли налога на доходы физических лиц, земельного налога многим поселениям будет не хватать для собственных нужд.

По федеральным оценкам, к уровню самоокупаемости в условиях реформы МСУ на первом ее этапе подойдет не более 10% муниципалитетов. У нас в области, полагаю, этот процент будет существенно выше. Но все равно здесь есть о чем задуматься.

- Как предполагаете решать проблему прогнозируемого дефицита муниципальных бюджетов?

- Это один из ключевых вопросов первого этапа реформы МСУ. На мой взгляд, правы те специалисты, которые считают: надо осуществлять поэтапную передачу полномочий муниципалитетам. И принимать решения с учетом конкретных реалий.

Есть у поселения свой транспорт, готова власть заниматься перевозкой пассажиров - ради бога! А если в ее распоряжении автобусов и автохозяйства нет, то и полномочия такие передавать территории незачем. Иная котельная, водовод могут оказаться в коллективном пользовании: это тоже надо учесть. Оценка потенциала каждого поселения поможет оптимизировать муниципальные расходы.

Необходимо на федеральном уровне позаботиться о снятии излишних правовых ограничителей при оказании муниципалитетам финансовой помощи со стороны субъектов РФ. Регионы, к примеру, теперь будут лишены права регулировать, в зависимости от уровня финансовой обеспеченности территорий, налоговые ставки. А дополнительная поддержка муниципальных образований, скорее всего, не превысит 10% от общей суммы средств, предусмотренных бюджетом на эти цели.

Не могут устроить субъект РФ и условия перечисления так называемых отрицательных трансфертов. Здесь предполагается задействовать такой механизм: самодостаточные муниципальные образования будут направлять в бюджет области часть своих сверхнормативных доходов, а область - перераспределять эти средства между дотационными территориями.

Однако территориям предложено перечислять подобные трансферты лишь в том случае, если их бюджетная обеспеченность в 2 или более раз превысит среднеобластной уровень. Такая система может привести к тому, что богатые территории станут еще богаче, а бедные - беднее. В комитете финансов считают, что финансовую справедливость можно было бы соблюсти, введя как оптимальный показатель 1,3 вместо 2.

До сих пор речь шла о прямых источниках финансовой помощи либо экономии средств. Но нельзя забывать, что усилия местных властей в ходе реформы будут поддерживать и финансы, сконцентрированные в рамках целевых программ.

- Что имеется в виду?

- В последнее время область стала инициатором реализации крупных проектов, позволяющих аккумулировать средства из различных источников финансирования. Совсем недавно, например, ЗС приняло программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Предусмотрено выделить на эти цели 1,35 млрд рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных ассигнований, включая банковские кредиты и сбережения населения. Программа позволит до 2013 года переселить в новое жилье 5,5 тыс. человек.

Хотел бы упомянуть и программу улучшения жилищных условий граждан на основе принципов ипотечного кредитования. При ее формировании успешно реализован тот же подход: привлечены областные и муниципальные бюджетные деньги, банковские кредиты и средства граждан. В результате общий объем финансирования составит на ближайшие годы около 600 млн рублей.

Таких проектов с интегрированным ресурсным обеспечением у области сейчас немало.

- Как вы относитесь к принятым недавно Государственной Думой в первом чтении поправкам в несколько статей Федерального закона N 131, предоставляющим субъектам право самим определять сроки реализации реформы МСУ, вплоть до 1 января 2009 года?

- Недавно перед главами муниципальных образований выступал губернатор области Валерий Сердюков. Он четко разъяснил, что у нас нет оснований переносить сроки развертывания реформы. Потому подготовку к октябрьским муниципальным выборам, к переходу на новые принципы МСУ надо не ослаблять, а, наоборот, активизировать.

В том, чтобы не затягивать реформу, должны быть заинтересованы сами жители. Они получают возможность на деле участвовать в работе органов самоуправления, контролировать их деятельность.

В то же время субъект РФ, обладающий полномочиями государственной власти, не снимая с себя социальных функций, должен сосредоточиться на реализации крупных проектов. То есть каждый в области займется своим делом.

Владимир Петров

Муниципалитеты ждут поддержки  »
Юридические статьи »
Читайте также