Дело табак... плюс водка, бензин, казино

Питерский парламент решил попытаться изменить направление движения бюджетного маятника, который пока что качается только в одну сторону: доходы федерального центра становятся все больше, доходы региональных бюджетов - все меньше. Депутаты Законодательного собрания приняли соответствующее обращение к спикерам обеих палат федерального парламента - Сергею Миронову и Борису Грызлову, и теперь надеются на то, что их питерское происхождение поможет решить проблему.

Суть проблемы проста. За десять последних лет доля налогов, которую забирает центр, возросла с 35 до 65%. Соответственно, в региональных бюджетах стало оставаться не 65% собранных налогов, как раньше, а лишь 35. За эти годы были проведены четыре налоговые реформы - и все они вели к одному результату. Наверх уходило все больше денег, а вниз перекладывалось все больше обязанностей.

Последний пример связан с монетизацией льгот, когда именно регионы должны были финансировать денежные компенсации для большей части льготников - ветеранов труда, тружеников тыла и жертв репрессий. У большинства регионов, естественно, не хватило средств для обеспечения мало-мальски пристойных компенсаций - при этом сверху звучали и звучат обвинения в том, что именно региональные власти во всем и виноваты.

Петербург здесь - не исключение. Доходы городского бюджета могли бы быть куда большими, если бы львиная доля их не уходила в центр. При этом именно петербуржцы - в первую очередь Алексей Кудрин и Герман Греф - являются главными идеологами такого бюджетного процесса. Помнится, когда Кудрин в 1993-1996 годах был председателем городского комитета экономики и финансов, он, не уставая, твердил о том, как это плохо, когда у города отнимают деньги, и как это мешает решать социальные проблемы...

Любопытно, впрочем, другое. Процесс отъема денег из питерского бюджета идет, как сказано, уже десять лет - и ни один из губернаторов не решался ему перечить. Депутаты время от времени выступали с протестами - но их голос мало кто слышал. Но на сей раз народные избранники надеются на лучшее.

Чего же хотят питерские законодатели?

Для начала - вернуть в городской бюджет хотя бы половину акцизов на табачные изделия, которые начиная с 2003 года полностью попадают в федеральный бюджет. Известно, что в 1999-2002 годах Петербург привлекал в табачную отрасль крупных инвесторов, давая им налоговые льготы за счет городского бюджета. Расчет был не только на создание новых рабочих мест, но и на то, что, когда производство заработает, город получит существенную добавку к своей казне. Выяснилось, что старались зря: доходы забрал Центр, не приложивший ни малейших усилий к тому, чтобы они появились. И немалые доходы: в 2004 году они составили более 5 миллиардов рублей.

Второе предложение касается изменения порядка уплаты акцизов на алкоголь. Начиная с 2004 года стал действовать новый порядок, при котором производителям стало выгоднее направлять свою продукцию на акцизные склады в другие регионы, а не продавать ее там же, где она произведена. В результате крупные питерские водочные заводы стали "уводить" продукцию из города, а поскольку половина поступлений от алкогольных акцизов попадает в региональные бюджеты - доходы питерской казны снизились. Питерские законодатели просят восстановить старый порядок, что было бы выгодно для города.

Третье предложение - увеличить предельные ставки региональных налогов. Сегодня в Петербурге налог на игорный бизнес и транспортный налог (для большинства категорий автомашин) взимаются по максимально разрешенным Налоговым кодексом ставкам. Питерские законодатели просят увеличить эти пределы, чтобы пополнить бюджет. Иначе говоря, они просят разрешить им повысить соответствующие налоги. Но если для игорного бизнеса это еще может быть оправданным, то рост налога на транспортные средства мало кого обрадует (кроме налоговой инспекции, конечно).

Наконец, четвертое предложение должно дать городу финансовые источники для дорожного строительства. Для этого предлагается передать в регионы федеральную долю (40%) акцизов на нефтепродукты. Как известно, начиная с 1996 года Петербург имел собственный Дорожный фонд, в который собиралось почти 10% от общего объема доходов городского бюджета. На эти деньги строились и ремонтировались дороги. Но с 2003 года был отменен налог на пользователей автомобильных дорог - главный источник наполнения дорожных фондов, да и сами фонды были ликвидированы.

Насколько вероятно принятие этих предложений?

"Часть из них может быть принята", - заявил Сергей Миронов, присутствовавший на заседании ЗакСа при обсуждении акцизного вопроса. Правда, по его мнению, нефтяные акцизы вряд ли отдадут, но для дорожного строительства могут быть использованы такие источники, как платежи за автогражданку и пошлины на ввоз автомашин. И вообще, как полагает спикер верхней палаты, сейчас центр может пойти на увеличение доходов регионов, поскольку от выборных губернаторов мы перешли к назначаемым.

Что же, логика Кремля понятна: раньше регионам стремились не давать денег, чтобы таким путем держать избранных губернаторов на коротком поводке. Если у региона не хватает средств и мало-мальски достойное существование жителей зависит только от дотаций и субвенций, которые Центр может дать, а может и не дать, - губернатор поневоле превращается в послушного вассала. Ну а когда губернаторы встроены в "вертикаль", они будут послушными и так...

Владимир МАКСИМОВ

Нежеланный ребенок  »
Юридические статьи »
Читайте также