Очередной закидон административной реформы

Не успел народ переварить замену льгот деньгами, как на пороге снова здорово. Очередной виток административной реформы. Меньше года осталось до того момента, как на территории страны вступит в силу новый закон о муниципальных образованиях. Он коснется всех, за исключением, как водится, Москвы и Питера. В наших избушках будут другие погремушки. А по всей матушке-России продолжает выстраиваться вертикаль власти. Идея нового закона понятна - власть должна быть ближе к народу и нести ответственность за свои действия перед ним. А кто ближе к населению, чем местное самоуправление? По Конституции - это совершенно отдельная и очень своеобразная структура. Муниципалы сами себе и законодатели, и исполнители. Правда, до последнего времени они в большинстве своем считались бедными, как церковные крысы, а потому не имеющими финансовой возможности исполнять возложенные на них функции. Новшество, вступающее в силу с 1 января 2006 года, как раз и призвано дать им в руки некие финансовые механизмы. Однако уже сейчас муниципальная реформа вызывает слишком много вопросов.

Их обсуждению как раз и было посвящено прошедшее в конце прошлой недели расширенное заседание правления Ленинградской торгово-промышленной палаты. И это не удивительно, ведь в первую очередь изменение структуры муниципального управления территориями коснется бизнеса.

Гарем налоговых систем

Одни налоги чего стоят. Теперь их придется платить обоим уровням местного самоуправления - в МО районов и МСУ поселков и деревень. Если учесть, что в Ленинградской области 202 поселка, 17 районов и 1 город, то можно предположить, какая будет финансовая чехарда до той поры, пока все не устаканится. Но это сущие мелочи, право, по сравнению с тем, что теперь именно муниципалитеты первого уровня (то есть поселков и деревень) будут иметь право регулировать тарифы на все виды коммунальных услуг, кроме электроэнергии, устанавливать базовую ставку и корректирующие коэффициенты единого налога на вмененный доход. А это значит, что на территории Ленинградской области может возникнуть до 200 систем его исчисления.

Кроме того, теперь муниципалы первого уровня власти могут для формирования собственного бюджета собирать 40% платы "экологического налога". Проще говоря, получать деньги, например, за складирование отходов, взимать штрафы за несанкционированные свалки. В ведении федералов на территории 47-го региона останутся только 160 объектов, требующих экологического надзора, остальные переходят под пригляд муниципалов. Разумеется, для такой работы понадобится собственная местечковая экологическая полиция. А кроме нее еще надо кормить деревенскую (простите, муниципальную) милицию и т.д. Ко всем прочим прелестям, договариваться о возможности организации полигонов для промышленных отходов придется с районными муниципалами (власть второго уровня), а по факту складировать можно на территории муниципальных поселений (власть первого уровня). Иначе не получается, поскольку разграничения прав на земли между муниципалитетами обоих уровней пока никаким законом не предусмотрено.

Уже по одному этому можно предположить, какой страшный может случиться бардак. Получается, что у бизнеса - свои интересы, у муниципалов - свои. Одни хотят стабильности и четких правил игры. Другим всеми средствами и способами необходимо формировать собственный бюджет. Любые трансферты и кредиты из регионального бюджета с вступлением в силу нового закона прекращаются. Соответственно, местное деревенско-поселковое самоуправление на всю катушку будет вынуждено использовать только те финансовые рычаги, которые у них есть. И ведь не факт, что кто-то не захочет всего много и сразу. Реакция на такие действия бизнеса предсказуема уже сейчас. По закону маятника предприятия будут уходить на те территории, где финансово-налогово-законодательный климат будет для них наиболее благоприятен. Вполне предсказуема ситуации, когда, решив использовать весь административно-налоговый ресурс, муниципалы некоторых образований останутся на какое-то время вовсе без кормильцев. А это автоматически повлечет за собой взрыв социального недовольства уже местных жителей. Угадайте с трех раз, кому они пойдут, фигурально выражаясь, бить морду? Думаете, местному председателю совета? А вот и нет. Даже малограмотной бабушке будет понятно, если ей объяснят, конечно, что это не их председатель такой закон придумал.

Кому я должен - всем прощаю

Но есть еще одна опасность, которая нависла над муниципальными образованиями уже сегодня. Дело в том, что по действующему пока закону субъект Федерации обязан выделять деньги МО, если у них не хватает собственных финансов.

По словам вице-губернатора области Григория Дваса, сумма бюджетных ссуд, выданных из регионального бюджета муниципалам, перевалила за 1 миллиард рублей. Кроме того, не секрет, что те же главы МО образований берут в кредит деньги у крупного бизнеса, работающего на их территории. Так вот, по новому закону вновь избранные и сформированные муниципальные советы не будут правопреемниками прежних, соответственно, и никаких долговых обязательств на себя брать не обязаны. По сути, это в некотором роде похоже на налоговую амнистию. Причем должник одинаково прощает и бизнес, и государственную власть. И если правительство Ленинградской области еще как-то пытается получить по этому поводу разъяснения в Государственной думе и у правительства страны, то, по всей видимости, бизнес ждать не станет. Можно только себе представить, что начнется, если хоть кто-нибудь из руководителей крупных частных предприятий попробует создать в самое ближайшее время прецедент по банкротству муниципального совета.

По сравнению с недовольством отстаивающих свои права бизнесменов "седовласая революция" покажется правительству страны просто перепалкой в песочнице. Не говоря уже о том, что в недалеком будущем отток капиталов из страны может еще больше увеличиться. Для того, чтобы это предсказать, не надо быть семи пядей во лбу.

Версия Валерии Стрезовой

Палка в колеса бюджетного «экспресса»  »
Юридические статьи »
Читайте также