Кому латать дыры в бюджете...

Экс-губернатор города на Неве Владимир Яковлев во время VIII Петербургского Международного экономического форума заметил, что за последний год «не услышал ни об одной реформе в Петербурге». Из уклончивых ремарок нынешнего полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе можно было сделать вывод, что пока все преобразования в мегаполисе сводятся к кадровым перестановкам и переделу функций между чиновниками

Ушат холодной воды вылил на петербуржцев и премьер-министр РФ М. Фрадков. После усовершенствования налогового и бюджетного законодательства на федеральном уровне в Петербурге образовался дефицит бюджета в 10,8 млрд руб. Передача субъектам Федерации финансирования техникумов и ПТУ означает, что в 2005 году из городского бюджета придется вынуть 3 млрд руб., а вычитание доходов от налогов на прибыль, рекламу и платы за пользование водными объектами лишит Петербург еще почти 7 млрд руб.

Не менее 3 млрд руб. в год надо на развитие метрополитена. Еще 28 млрд руб. требуется для завершения кольцевой автодороги вокруг Петербурга, в том числе на 2004 год - 11 млрд руб. Необходимо достроить комплекс защитных сооружений города от наводнений. На это готов выделить кредиты Европейский банк реконструкции и развития, но при условии предоставления гарантий Правительства РФ и доли финансирования из федерального бюджета.

В принципе ряд проблем можно решить на федеральном уровне по-разному: или выделить дополнительные средства, или менять законодательство. Взять, например, проблему финансирования содержания исторических памятников: ведь часть из них можно передать в долгосрочную аренду частным инвесторам...

Только М. Фрадков не стал вникать в нюансы, заявив, что, мол, бюджетные лимиты на 2004 год исчерпаны. И вообще регионам-донорам, к числу которых относится Петербург, не следует просить дополнительной федеральной поддержки. Впрочем, это «непонимание» не помешало М. Фрадкову по возвращении в Москву дать указания министру финансов РФ поискать в казне средства на КАД. Однако по поводу остальной части выпадающих доходов губернатору Петербурга пришлось бить челом В. Путину.

Похоже, жаловаться президенту на «непонимание проблем» Председателем Правительства РФ стало входить в моду: такой прием, если верить московской прессе, уже испробовали до Валентины Матвиенко сначала Анатолий Чубайс, а потом - Герман Греф. И, судя по реакции Владимира Путина, весьма успешно.

Тем не менее залатать все бюджетные прорехи даже при самом оптимистичном сценарии будет сложно. И правительству Петербурга или придется залезать в долги, или урезать социальные программы, что, кстати, уже делают. А ведь в 2005-м планировалось увеличить пенсии петербуржцам, до конца 2004 года поднять зарплату бюджетникам и закупить 300 автобусов и 50 трамваев. Осуществятся ли все эти планы в полном объеме, неизвестно.

Сейчас в Петербурге лихорадочно ищут способы, как наполнить бюджет. Один из них - ускоренная продажа участков земли под застройку и передача участков в аренду на 6 лет с последующим перезаключением договора на длительный срок под АЗС. Причем нефтетрейдерам, которые подписывают с правительством Петербурга соглашения о сотрудничестве (что подразумевает обязательства компаний платить налоги в городской бюджет, а не по месту прописки головного офиса), обещаны льготы.

Кроме того, инвесторам предложат 162 площадки под отели. Правда, ни одного участка под новое строительство, увы, нет, а здания, которые расположены на продаваемой земле, - обветшалые, подлежащие серьезной реконструкции, что снижает инвестиционную привлекательность проектов.

Есть и необычные решения для пополнения городской казны:

В. Матвиенко попыталась воздействовать на депутатов, представляющих Петербург в Госдуме РФ, чтобы те внесли в законопроекты ряд поправок. В частности, по перераспределению налоговых поступлений: сейчас 60% налогов, собранных в городе, перечисляют в Центр, а в Петербурге предлагают изменить соотношение платежей в федеральный и городской бюджеты в соотношении 50:50.

Еще одна идея - повысить статус Петербурга как второго столичного центра, чтобы под этим предлогом прописать в городе на Неве ряд крупных налогоплательщиков, чьи офисы зарегистрированы в Москве. Для чего - догадаться несложно: в столичный бюджет одно только ОАО «ЛУКОЙЛ» ежегодно перечисляет 30 млрд руб., а ОАО «Газпром» - 14 млрд руб... В Петербурге подобных налогоплательщиков нет. Соответственно и ресурсы меньше.

Наконец, приносит плоды традиционный поиск у кого бы взять в долг: в начале июня подписаны документы о выделении Петербургу займа Всемирного банка в 161 млн руб. на 17 лет по ставке Libor+1,5% под гарантии Правительства РФ. Эта кредитная линия, разумеется, наложит свой отпечаток на общую стратегию правительства города, потому что банк выдвигает ряд условий, касающихся дальнейшей либерализации экономики города. Если они будут выполнены, обещан и второй транш - в $60 млн, который также направят на обеспечение программы капстроительства.

В целом бюджет города на 2005 год планируется дефицитным. Причем к 2006 году он достигнет максимума - 6 млрд руб., и лишь в 2007-м может снизиться до 4 млрд руб.

Все это несколько настораживает. Особенно на фоне известий о том, что среди действительно нужных городу проектов есть и такие, которые выглядят сомнительными. Например, строительство надземного экспресса под видом облегченного метро, о чем сейчас идут переговоры с фирмой «Бомбардье»: ведь вагон такого поезда стоит $1,5 млн, что впятеро дороже строительства нового обычного подвижного состава метро.

Даже если «Бомбардье» подарит первый поезд, то создание инфраструктуры (депо, рельсовые пути) обойдется в неподъемную сумму. Тем более что потом придется у «Бомбардье» покупать и дополнительный подвижной состав.

Александр Воеводин

Петербург учит Центр "легкости" Городские проблемы отложили в долгий ящик  »
Юридические статьи »
Читайте также