Опасные долги

Комиссия Дмитрия Козака продолжает многотрудную работу по разграничению полномочий между уровнями власти. Как стало известно "Ведомостям", в Госсовет передан проект закона об общих принципах организации госвласти в регионах.

По сути, проект нацелен на то, чтобы окончательно избавить федеральную власть от страхов перед "неадекватными" губернаторами. Избранного губернатора можно будет отстранить в четырех случаях: если он не хочет отменять свой антиконституционный акт уже после того, как его об этом попросил Кремль; если генпрокурор предъявил ему обвинение в совершении тяжкого преступления (обе нормы уже действуют, вторая введена в 2000 г. ) ; если губернатор допустил нецелевое расходование федеральных субвенций; если просроченная задолженность региона превышает 30% его годовых доходов. Взамен губернаторы получат похожие права по отстранению мэров.

Во всех случаях, кроме уголовного, отстранять избранного губернатора будет суд (его независимость - тема отдельная). Но кто будет считать региональные долги? Если федеральный Минфин, то выдвинутому критерию соответствует чуть ли не каждый регион.

Дело в том, что большая часть долгов региональных бюджетов федеральному остается неурегулированной и непризнанной. Минфин годами спорит с регионами о размере задолженности, а тем временем на нее начисляются штрафы и пени. При этом часть региональных долгов возникла из-за федеральных решений. К тому же возникает путаница: Бюджетный кодекс разрешает Минфину вводить внешнее управление совсем по другим критериям - в регионах, где дефицит или расходы на обслуживание долга выше 15%. Правда, центр этим правом не пользовался, хотя, к примеру, дефицит текущего бюджета в Красноярском крае за вычетом субвенций превышает 36%.

Пока финансовые отношения между федерацией и субъектами асимметричны: ответственность регионов выше их полномочий, а их доходы сильно зависят от федеральных решений по налогам. Прежде чем повышать ставки, стоит договориться о правилах игры. Для этого, собственно, группе Козака надо решить главную задачу - разграничить полномочия и ответственность центра и регионов. Только тогда регионы можно будет наказывать за плохое управление финансами.

Центр расширяет свой набор легальных инструментов отстранения неудавшихся губернаторов. В этой ситуации федеральная власть должна прекратить вмешиваться в региональные выборы. Зачем лишать электорат выбора, если его можно будет исправить?

Министерство финансов "пошло в горы"  »
Юридические статьи »
Читайте также