Неподнятая целина

Неспособность своевременно принимать нужные решения плодит коррупцию и вызывает сомнения в профессионализме власти. Нарастание противоречий между новыми стандартами жизни в России и устаревшими нормативами подтверждает это правило

Динамика внедрения новых товаров, технологий и стандартов жизни в России все больше тормозится устаревшей, во многом сохранившейся с советских времен нормативной базой - ГОСТами, СНиПами и т.п. Советская система в условиях единообразия и всеобщего дефицита наплодила великое множество ограничительных инфраструктурных нормативов, на основании которых строились города, дома, дороги, а люди обустраивали жизнь и быт. В России многое было "низя-я-я", но почему-то в этой связи до сих пор вспоминаются увиденные в 1987 году в Болгарии трехэтажные башенки-дачи. Как мне объяснили, по тогдашнему закону этой страны здания в три этажа и выше не подлежали сносу. Видимо, опасаясь происков государства, болгары решили: уж если строить дачу, то пусть будет неудобно, зато не снесут.

В России буквально на каждом шагу приходится спотыкаться о не соответствующие изменившимся условиям жизни нормативы. Так, нынешняя бурная автомобилизация уперлась не только в дефицит многих элементов транспортной инфраструктуры, но даже в такую мелочь, как высота поребрика. Иномаркам с небольшим клиренсом неудобно парковаться у высоких поребриков - нет возможности открыть дверь со стороны пассажира. Вводя запрет на парковку "елочкой", ГИБДД думала о пропускной способности дорог, но совершенно забыла об автомобилистах, которым все равно приходится парковать машины на определенном расстоянии друг от друга, занимая значительную часть дороги.

Повсеместный мусор не убирается в том числе и потому, что нормативы на его уборку безнадежно устарели. Изменился характер потребления, массовое использование упакованных товаров увеличило объемы бытового мусора в разы, а разнарядки школам, вузам и предприятиям по уборке городских территорий остались в прошлом. Даже там, где система сбора и утилизации бытовых отходов существует, она с задачей не справляется. А на железнодорожном транспорте, вдоль автомагистралей, в ставших доступными новых местах отдыха этой системы как не было, так и нет.

Нормативы на помещения, персонал и оборудование присутственных мест также неадекватны порожденному бюрократическими процедурами потоку посетителей и бумагообороту и обрекают граждан на унизительные очереди. Чего стоила одна эпопея с заменой паспортов, когда ситуацию с очередями частично поправили только после обмороков пожилых граждан в паспортных столах и протестов СМИ! Число клиентов в ОВИРах из-за либерализации выезда и процедур регистрации выросло на порядок, а пропускная способность практически не изменилась.

Этот счет можно продолжать, но суть одна - почти ничего не меняется. С федеральных высот необустроенность российской жизни просто не видна. А исполнительная власть на местах, которая и должна содержать эти самые "места" в надлежащем состоянии, кивает на федеральную. Она ведь исполнительная, а по части изменения нормативной базы исполнения от нее пока никто не требует. Сама же она способна наводить только видимость порядка в форме аврала перед приездом больших начальников. А это уже, как показал российский опыт, творческий процесс, который в нормативах не нуждается.

И что характерно: даже если власти берутся что-то менять, в результате получается опять какая-нибудь "черномырдинка". Например, реорганизовали ГБР, но таким образом, что образовавшиеся очереди парализовали многие сделки, а место в этих очередях стало объектом купли-продажи. Изменили СНиП на высоту поребриков до 10 см, а в новом Генплане Санкт-Петербурга в некоторых местах предусмотрено ограничение даже до 5 см, но в ГОСТе минимальная высота поребриков осталась прежняя - 15 см.

Но жить-то надо. В результате и бизнес, и состоятельные граждане, и простые обыватели вынуждены выстраивать собственную систему гражданской обороны от российской бестолковки, покупая разрешения, услуги без очереди, откупаясь от контролеров. В итоге и по нормативам мало что делается, и все как бы при деле: госслужащие заняты сбором лоббистских гонораров и административной ренты, рядовые клерки и инспекторы в этих условиях тоже находят себе приварок. И эта "музыка" может быть вечной. Во всяком случае, пока управляемые будут позволять, управляющие могут и дальше вместо службы вымогать взятки у бизнеса, загонять граждан в очереди, а их автомобили - на штрафстоянки и иметь с этого гешефт.

Оазисами выглядят островки целесообразности, порядка и чистоты, обустроенные европеизированным бизнесом. График уборки туалетов в "Макдональдсе" с интервалом 15 минут выглядит даже излишеством. Балконная дверь со стеклопакетом, имеющая ручку не только с внутренней, но и с наружной стороны, удивляет. Для российских граждан непривычно, чтобы кто-то думал не только о том, как уложиться в норматив или обойти его, но и о том, чтобы было удобно.

Причина в том, что " Макдональдс" - возможно, и не самый хороший, но честный проект. И котлета в гамбургере стоит недешево в том числе и потому, что туалет убирают каждые 15 минут. И сделан "Макдональдс" по таким нормативам, которые не мешают ему быть удобным для людей, и так, что он сам стал в определенном смысле нормативом.

В демократическом государстве не только люди должны следовать за нормативами, но и нормативы за людьми. Условия жизни будут меняться и дальше, бизнес предложит новые товары и стандарты жизни, а люди будут выбирать их в соответствии со своими желаниями и возможностями. Задача нормативов - сделать этот процесс безопасным. Хотелось бы надеяться, что и в России найдутся специалисты, которые в состоянии вспахать эту неподнятую целину и выстроить такую систему нормативов, которая не заставит наших потомков сожалеть о затраченных усилиях.

Николай Демидов

Строители ищут и находят лазейки Потребитель оказывается бесправным  »
Юридические статьи »
Читайте также